Перейти к основному контенту

Ольга Любимова

Olga Lyubimova

Род деятельности
Дата рождения
31 декабря 1980 года
Возраст
44 года
Социальные сети
Ольга Любимова фото

Биография

Ольга Любимова — министр культуры России.

Содержание:

Детство, семья, образование

Ольга Любимова родилась 31 декабря 1980 года в Москве. Ее отец — Борис Любимов, театровед, кандидат искусствоведения, профессор, с 2007 года возглавлял Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, в октябре 2025 года покинул пост ректора и был назначен президентом училища. В 1988–1995 годах Борис Любимов заведовал литературной частью Малого театра, с 1999 года — заместитель директора театра по творческим вопросам. Мать Любимовой, Мария Шверубович, в 1970–1980-х годах была актрисой театра «Современник», работала на радио.

Ольга Любимова в детстве с отцом Борисом
Ольга Любимова в детстве с отцом Борисом

По словам Любимовой, одно из ее любимых детских воспоминаний — это чтение книг вместе с отцом. Борис Любимов с раннего возраста приучал дочь к серьезной литературе. «Я помню, была совсем маленькой школьницей, когда он читал мне «Преступление и наказание», и меня так беспокоила судьба Раскольникова, что я начинала плакать, трясти папу и говорить: «Папа, ну почему он не устроится на работу? Почему все так плохо в этой вашей русской литературе? Почему все так страдают?» — рассказывала она в интервью журналу «Фома».

Прадед Ольги Любимовой по материнской линии, Василий Качалов, был ведущим артистом Московского Художественного театра, народным артистом СССР. Ее дед по отцовской линии, Николай Любимов, был известным переводчиком. Дед по материнской линии, Вадим Шверубович, известен как театральный деятель, заведующий постановочного факультета Школы-студии МХАТ, один из основателей театра «Современник».

В интервью «Правмиру» Любимова рассказывала, что росла в верующей семье, с пятого по седьмой класс обучалась в историко-филологической православной гимназии имени преподобного Нестора Летописца. Опыт обучения оказался стрессовым и, по признанию Любимовой, привел к дистанцированию от официальных церковных институтов при сохранении внутренней веры.

С раннего детства родители водили Любимову в театр. «Я была такой маленькой, что нас даже в зал пускать не хотели. Позже походы в театр становились все регулярнее. В подростковом возрасте я за сезон, как хороший театровед, отсматривала до 20 премьер», — вспоминала она.

После окончания школы Ольга Любимова поступила на факультет журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В 2007 году заочно окончила факультет театральной журналистики Российской академии театрального искусства — ГИТИС по специальности «театровед».

Карьера в медиа

В годы учебы на журфаке МГУ Ольга Любимова проходила практику на телеканалах Рен ТВ, «ТВ Центр» и на радиостанциях «Наше Радио», «Радио Рокс». В 2000 году работала корреспондентом радио «Европа Плюс».

С 2001 по 2002 год Любимова как корреспондент, а затем шеф-редактор, работала в программе информационного агентства Русской православной церкви «Ортодокс», выходившей на ТВЦ.

«Я окунулась в мир православия. Думаю: ладно, благо, я в этом соображаю. Православная гимназия все же — по-английски я плохо говорила, математики не знала, по-русски писала с ошибками, но все кондаки-тропари от зубов отскакивали. Андрей Писарев (главный продюсер «ИА РПЦ») говорит: «Понятно, тебя особо не пошлешь в Госдуму на обсуждение социальной концепции Русской православной церкви или снимать про курсы теологии в институте при Высоко-Петровском. Езжай в Свято-Алексеевскую пустынь и снимай сюжет про детский приют», — рассказывала Любимова о начале своей работы в информагентстве РПЦ.

По ее словам, в период работы с религиозной тематикой она старалась придерживаться уроков своих старших наставников, то есть снимать «немного абстрагировано, немного светски, но не вульгарно, при этом интересно» с «хорошим русским языком, с хорошим чувством юмора, говоря про суть картинкой и людьми».

В этот же период она начала сотрудничать с «Третьим телеканалом». Участвовала в подготовке программ «Итоги недели с Глебом Пьяных» (Глеб Пьяных позднее был внесен Минюстом в реестр иноагентов), «Главная тема», «Цена вопроса», «Дольче Вита», «Выводы», «Город. Репортаж». В 2003 году Любимова возглавила работу творческого коллектива программы «Регион». В 2004-м стала шеф-редактором передачи о православии «Русский взгляд», в 2005-м занималась продюсированием проекта и заведовала отделом «Культура» одноименного журнала.

В разные годы Ольга Любимова вела ток-шоу «Горожанка» (телеканал «Столица»), была автором и шеф-редактором программы «Православный календарь» («Россия 1»), продюсером программ «И т. д.» и «Фома» («СПАС»).

Также в резюме Любимовой — работа шеф-редактором в дирекции телевизионных программ телерадиовещательной компании «Московия» (2006–2008), руководство группой итоговой информационно-аналитической программы «Контекст» ГТРК «Культура» (2010–2011) и продюсирование документального кино программного департамента телеканала «ТВ-3» (2011–2012). С 2016 по 2018 год она была заместителем руководителя дирекции социальных и публицистических программ «Первого канала» и курировала производство ток-шоу «Время покажет» и «Мужское/Женское».

Ольга Любимова участвовала в создании более 80 документальных фильмов. По ее сценариям сняты документальные фильмы «Путь Патриарха» (2009), «Великая Пасха» (2011), «Столыпин. Выстрел в Россию. ХX век» (2012), «Изборск. Путешествие во времени» (2012), «Ангелы с моря» (2013), «Чужая земля» (2013), «Флаг. Символ преемственности» (2014), «Преподобный Сергий Радонежский» (2014), «Война и мифы» (2014), «Никита Михалков» (2015). В 2021 году стало известно, что Ольга Любимова и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров станут соавторами фильма, посвященного памятникам региона.

«Сценаристы бывшими не бывают. Как офицеры. А сейчас я щедро делюсь, когда вижу истории. Экскурсоводы порой рассказывают невероятные вещи. Я просто пересказываю это продюсерам», — говорила Любимова в интервью ТАСС в 2022 году.

Переход на государственную службу

В 2015-2016 годах Ольга Любимова работала советником отдела государственной поддержки неигровых и анимационных фильмов департамента кинематографии Минкультуры. В январе 2018 года она возглавила департамент. Как его руководитель отвечала за распределение бюджетных средств на производство национальных фильмов, контроль их использования, определение приоритетных фестивалей и задач по расширению аудитории российского кино.

Ольга Любимова
Ольга Любимова

Любимова курировала выдачу и отзыв прокатных удостоверений. В числе резонансных историй с прокатными удостоверениями за время ее работы в департаменте:

  • В январе 2018 года Минкультуры за несколько дней до премьеры отозвало уже выданное удостоверение у британского фильма «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи. На отмене релиза настаивали режиссеры Никита Михалков, Владимир Бортко, Сергей Мирошниченко, Александр Галибин и другие деятели культуры, которые в открытом письме главе Минкультуры Владимиру Мединскому назвали картину «пасквилем» на российскую историю, «очерняющим» память воевавших в Великой Отечественной войне. Любимова тогда пояснила, что отзыв прокатного удостоверения был сделан на основании правил ведомства, по которым в лицензии может быть отказано из-за «публичной демонстрации материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством».
  • В сентябре 2018 года прокатная компания, готовившая к выпуску фильм Клаудио Поли «Похищенные сокровища Европы» о выставках картин и предметах искусства, конфискованных нацистами в годы Второй мировой войны, заявила, что картине было отказано в прокате. Любимова это заявление опровергла, пояснив, что министерству понадобилось время для проведения дополнительной экспертизы из-за наличия в картине изображения свастики.
  • В ноябре 2019 года Минкультуры отказало в выдаче прокатного удостоверения четырем эпизодам многосерийного фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского (позже был внесен Минюстом в реестр иностранных агентов) на основании выводов экспертной комиссии о наличии в картинах материалов порнографического характера.

Возглавив департамент кинематографии, Ольга Любимова продолжила практику «раздвижки релизов»: ведомство сдвигало даты зарубежных премьер в пиковые окна в пользу российских картин.

17 января 2018 года кинокомпания-прокатчик «Вольгафильм» заявила, что Минкультуры перенесло запланированную на 18 января премьеру «Приключений Паддингтона 2» на февраль. В ведомстве объяснили это решение выходом в назначенную дату другой картины. 18 января была премьера российской исторической драмы «Скиф». Ассоциация владельцев кинотеатров пожаловалась премьер-министру России Дмитрию Медведеву на «чрезмерное» усиление влияния государства на индустрию, тот в свою очередь поручил разобраться в ситуации. 19 января в Минкультуры прошло совещание с прокатчиками и представителями кинотеатров. По его итогам второй части «Паддингтона» выдали новое прокатное удостоверение с датой премьеры 20 января.

В мае 2018 года разногласия у Минкультуры с прокатчиками возникли по поводу даты премьеры драмы Константина Хабенского «Собибор» (автором идеи фильма был министр Мединский) и голливудского блокбастера «Мстители. Война бесконечности». В итоге фильмы все же вышли в один день — 3 мая.

Ольга Любимова, 2018 год
Ольга Любимова, 2018 год

«Я считаю, что нужно договариваться. В противном случае это превратится в хаос, скандал и бесконечные манипуляции. Вот передо мной график выхода фильмов. С одной стороны — здорово, что российского кино так много. И здорово, что такая конкуренция. Поэтому, конечно, речь идет о необходимости создания рабочих групп, которые будут утрясать все вопросы по графику, идти кому-то навстречу при необходимости. Но идти навстречу — не значит прогибаться. Это значит искать компромисс с уважением ко всем коллегам, понимая, что это единый рынок», — заявляла Любимова изданию «Бюллетень кинопрокатчика».

В ноябре 2018 года Ольга Любимова вошла в состав совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Глава департамента кино призывала продюсеров фильмов серьезней относиться к сметам и подготовке презентаций их проектов.

«Это же очень интересно и важно — увидеть, как люди, в том числе какие-то невероятно уважаемые кинематографисты, относятся к самому конкурсу. Ты же не 15 рублей одалживаешь — просят миллионы! Подчеркну особо: невозвратных денег. Ответственному продюсеру инфографика со сметой его проекта должна сниться ночью. А бывает, что на питчингах показывают ролик, а там вместо ста миллионов рублей — миллиард: «Ой, у нас нолик лишний!» Ну как так?!» — удивлялась Любимова.

Под руководством Любимовой департамент кинематографии усилил работу с должниками: в 2019 году Минкультуры начало публиковать открытые данные о кинокомпаниях с невыполненными обязательствами по возвратным субсидиям (с указанием объема полученной господдержки) и штрафным санкциям, а условием участия в новых отборах фактически стало отсутствие просроченной задолженности по ранее полученным средствам Минкультуры и (или) невыполненных денежных обязательств перед Фондом кино. На конец 2025 года в списке значились 22 проекта-должника.

По итогам 2019 года кассовые сборы российских фильмов снизились на 11,3% (12,3 млрд руб.) в сравнении с показателями 2018 года (13,8 млрд руб.), что стало первым падением за пять лет. Одновременно количество проданных билетов сократилось на 12,7%. Сегмент зарубежного кино, напротив, показал рост на 18,4% относительно предыдущего года. Кассовые сборы иностранных картин по итогам года составили 43,2 млрд руб. (или 77,9% от совокупных кассовых сборов кинопроката) и обеспечили рост общих кассовых сборов на 10,3% относительно 2018 года.

Комментируя ситуацию, Ольга Любимова заявила, что российским фильмам составили конкуренцию «невероятно сильные и такие разные» американские картины, которые «напалмом жгли европейский национальный кинематограф, рвали кассу в Китае». Также она отметила, что в 2019 году «доля российского кино в стране не опустилась ниже 23%», а отечественные фильмы охватили максимальное количество жанров.

Ольга Любимова на посту министра культуры

Указом президента Владимира Путина в январе 2020 года Ольга Любимова была назначена министром культуры в составе нового правительства, сформированного после отставки кабинета Дмитрия Медведева. Ее предшественник, Владимир Мединский, возглавлявший министерство культуры с 2012 года, перешел на должность помощника президента России. «То, что человек, последние два года возглавлявший как раз департамент кино, стала новым министром, закономерно. Она была одним из тех немногих чиновников, которые ночами читали сценарии! Подходили к этому делу искренне», — говорил позже Мединский в интервью «КП».

Ольга Любимова, 2020 год
Ольга Любимова, 2020 год

Любимова рассказывала, что отнеслась к своему назначению как к неожиданно доверенной ей ответственности.

«Я, во-первых, совершенно пешка, которая дошла до другой стороны шахматной доски и обалдела, по большому счету, потому что я никогда не думала, что я буду министром. Я, став директором департамента, первый год точно так же панически переживала, что я могу кого-нибудь подвести. У меня страшное ощущение ответственности, я всю жизнь его боялась, и мне всю жизнь его только наваливали», — делилась впечатлениями от назначения позже Любимова в интервью каналу «Спас».

После назначения нового министра культуры в интернете разошлись ее старые фото в футболке с нецензурной надписью, а также выдержки из ее постов в «Живом журнале» 2008 года, где она писала о себе, что не является культурным человеком, не переносит оперу, балет, классическую музыку и выразила скептическое отношение к ряду музеев, в которых бывала. Позднее записи в ЖЖ были скрыты.

«Это был мой пост, это было мое ощущение, когда появлялись первые блоги, это был «Живой журнал», и я могу сказать, что в тот момент это была такая форма эпатажа, желание что-то продемонстрировать. Это было только начало соцсетей», — объясняла позже Любимова, отмечая, что «любой человек с возрастом меняется, а министр тоже человек».

В начале 2020 года Минкультуры выделило Российскому фонду культуры, среди учредителей которого Борис Любимов (отец министра культуры) и Никита Михалков, субсидии на 2,8 млрд руб. на три года. Ранее размер предоставленных фонду субсидий от Минкультуры не превышал 214 млн руб. Как пояснили РБК ведомстве, сумма объясняется в том числе тем, что фонд стал «центром по экспертизам, оператором и модератором всех творческих проектов, которые проходят сегодня в культуре».

Пандемия COVID-19

В условиях пандемии COVID-19 в марте 2020 года Ольга Любимова подписала приказ о приостановлении работы с посетителями всех театров, музеев, кинотеатров и других организаций исполнительских искусств, находящихся в ведении Министерства культуры России. Учреждениям культуры также было поручено подготовить «интерактивные мероприятия, доступные на соответствующих интернет-площадках». В июне 2020 года по приказу Любимовой началось поэтапное возобновление работы открытых пространств музеев и музеев-заповедников. Параллельно министерство готовило перезапуск кинопроката после ограничений, делая акцент на «светлых и простых фильмах» для возвращения аудитории, так как зрители на тот момент, по мнению министра, были «не готовы к тяжелым драмам».

Любимова отмечала, что период пандемии коронавируса «отрезвил» отрасль культуры и дал понять, что нужны новые подходы и выработанные стратегии. «У нас ломились музеи от посетителей, достаточно дорогие билеты, вы все это прекрасно знаете. И как в три месяца это было просто все превращено в пыль, весь этот доход, и полностью надо было все пересчитывать по каждому учреждению, каждый выпавший билет. Потому что просто мы рисковали потерять людей, и у нас снова люди, которые только научились в музеях вовремя получать зарплату на карточку «Мир» наконец-то, они снова рисковали остаться без своевременно выплаченной зарплаты. И это, конечно, страшный сон», — говорила она в 2021 году.

Ольга Любимова
Ольга Любимова

26 июня 2020 года, в день вынесения приговора художественному руководителю «Гоголь-центра» Кириллу Серебренникову, обвинявшемуся в хищении выделенных Минкультуры бюджетных средств, Любимова заявила, что для недопущения ситуаций, подобных делу «Седьмой студии», ее ведомством будет разработан законопроект, закрепляющий возможность разделения полномочий по управлению театрами и другими учреждениями культуры между директорами и художественными руководителями. Спустя полгода министр сообщила, что при обсуждении этого проекта возникли опасения, что в регионах решение о назначении одного из двух фактических руководителей будет основываться на личном интересе. Документ, по словам Любимовой, еще предстоит обсудить со всеми региональными министерствами.

Дело «Седьмой студии»

В мае 2017 года у художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова прошли обыски. Как стало известно позже, это было связано с делом о мошенничестве. Следствие считало, что бывшие руководители созданной Серебренниковым АНО «Седьмая студия», обманывая сотрудников Минкультуры, похитили почти 129 млн руб. из 216,5 млн, выделенных из бюджета на проект «Платформа» в 2011-2014 годах. В октябре 2017 года суд отправил Серебренникова под домашний арест, мера позже была смягчена. «Это очень печальная ситуация для всех, кто работает в сфере культуры. Мы со своей стороны можем сделать только одно — усилить контроль за приемкой документов по грантам, которые Министерство культуры выдает», — комментировал дело Мединский.

Серебренников в свою очередь называл дело «выдуманным, чтобы уничтожить» его. Во время прений в суде режиссер также заявлял, что не жалеет о годах жизни, которые он посвятил «развитию искусства в России, пусть это и было связано с трудностями, с преследованиями». Он подчеркнивал, что главными ценностями его проекта были «совесть, честность, профессиональная и человеческая порядочность, творческое бесстрашие, свобода».

В июне 2020 года суд приговорил Кирилла Серебренникова и других фигурантов к условному сроку в 3 года и штрафу в 800 тыс. руб. Также был удовлетворен иск Минкультуры к руководству «Седьмой студии» о взыскании с них 129 млн руб.

После создания в мае 2021 года Президентского фонда культурных инициатив, нацеленного на поддержку некоммерческих организаций, реализующих проекты в области культуры, искусства и творческих индустрий, Ольга Любимова вошла в состав его координационного комитета.

Осенью 2021 года в России стартовала разработанная Минкультуры федеральная программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи «Пушкинская карта». Граждане в возрасте от 14 до 22 лет получили возможность оформить специальную банковскую карту номиналом 3 тыс. руб. на год (позднее номинал был увеличен до 5 тыс. руб.) и покупать с ее помощью билеты в театры, музеи и концертные залы. За первый месяц существования проекта карту оформили более 2 млн человек, купивших с ее помощью около 360 тыс. билетов. В сентябре 2025 года Ольга Любимова во время встречи с президентом Владимиром Путиным рассказала, что держателями «Пушкинской карты» уже стали 12 млн человек, а учреждения культуры с момента запуска программы получили 46 млрд руб. внебюджетных средств.

Политика в области кино

В сентябре 2021 года Минкультуры внесло в Госдуму законопроект, позволяющий государству полностью оплачивать расходы на дебютные кинопроекты режиссеров-выпускников профильных вузов. Ранее Минкультуры предлагало компенсировать все расходы не только на создание дебютного кино, но и на съемки «уникальных анимационных и документальных фильмов». Соответствующий закон был подписан Путиным в апреле 2022 года.

Ольга Любимова, 2021 год
Ольга Любимова, 2021 год

После начала военной операции на Украине крупнейшие западные киностудии, такие как The Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros., Universal и Paramount, приостановили выпуск в российский прокат новых фильмов.

Летом 2023 года на Западе состоялись премьеры двух кассовых хитов: «Барби» и «Оппенгеймер». Глава Министерства культуры заявляла, что ведомство не получало заявок на выдачу прокатных удостоверений для этих картин. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков предложил Минкультуры ввести механизм принудительного лицензирования фильмов из недружественных стран, чтобы, в частности, российские зрители могли посмотреть в кино «Барби» и «Оппенгеймера». В ответ в ведомстве заявили, что не могут нарушать права правообладателей, а обе приведенные картины «не отвечают целям и задачам, поставленным главой государства, по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

«Барби» и «Оппенгеймер» в сентябре 2023 года вышли в России в рамках «предпоказного обслуживания».

По итогам 2022 года доля отечественного кино в кассовых сборах кинопроката впервые как минимум с 2015 года превысила 50% (52,1%). Однако в денежном выражении касса отечественного контента выросла менее чем на 2 млрд руб. (12,3 млрд руб.) в сравнении с аналогичным показателем 2021 года (10,4 млрд руб.). Максимумом в денежном выражении результат так же не стал: в прошлые годы даже на фоне конкуренции с иностранными производителями контента российские ленты зарабатывали больше. Так, в 2018 году общая касса отечественного кино составляла 13,8 млрд руб. (доля в кассовых сборах тогда равнялась 27,5%), в 2017-м — 13 млрд руб. (доля — 24,3%).

Из 26 отечественных фильмов, получивших финансирование от Фонда кино, коммерчески успешной (то есть собравшей в широком прокате в два раза больше производственного бюджета) по итогам 2022 года стала только комедия Александра Фомина «Молодой человек»: при бюджете в 64,8 млн руб., из которых 30 млн руб. — безвозвратная субсидия Фонда кино, картина заработала в прокате 192,2 млн руб. Отбить бюджет (то есть собрать в прокате больше, чем было потрачено на производство, но не окупиться с учетом того, что половина сборов достается кинотеатрам) в 2022 году смогли пять поддержанных Фондом кино проектов.

Кто, как и почему вырезает сцены из фильмов в России
Подписка на РБК
Фото:Максим Платонов / Business Online / Global Look Press

В Минкультуры заявляли, что текущих инструментов поддержки «достаточно для обеспечения окупаемости вложенного объема частных инвестиционных средств в производство и прокат национальных фильмов». По данным опросов кинотеатральной аудитории за последние три года, уровень удовлетворенности от просмотра отечественного фильма и готовности рекомендовать его выше у российских картин, нежели у зарубежных, добавили в министерстве.

В 2023 году российские фильмы собрали в прокате 27,9 млрд руб. при доле 72% в общей кассе. «Чебурашка» установил рекорд по сборам (6,7 млрд руб.) не только по итогам года, но и за всю историю российского проката. Бокс-офисы фильмов «По щучьему велению» и «Вызов» преодолели отметку 2 млрд руб. (2,5 млрд руб. и 2,1 млрд руб. соответственно). В 2024 году доля отечественных релизов, по данным Минкультуры, составила 78%: из 43 млрд руб. совокупных сборов на российское кино пришлось 33 млрд руб. При этом кассовые сборы «Холопа 2» и «Бременских музыкантов» превысили 3 млрд руб.

Фото: Сергей Ланюхов / NEWS.ru / Global Look Press

По мнению Любимовой после 2022 года кинотеатрам пришлось задуматься о том, как привлекать зрителя, привыкшего платить за зарубежные блокбастеры.

«До сих пор, к сожалению, к российскому кино отношение очень своеобразное. То есть сейчас оно поменяется, потому что другого нет. <...> Но, конечно, тут нам нужно будет вместе налаживать диалог, находить компромиссы. Потому что пока ничего внятного, кроме требований компенсировать расходы, от российских киносетей, к сожалению, не прозвучало», — говорила министр культуры в 2023 году.

При Любимовой Министерство культуры нередко упоминалось в СМИ в связи с отказом в выдаче прокатных удостоверений различным фильмам. В числе таких случаев:

  • После жалобы движения «Сорок сороков» на фильм Пола Верховена «Искушение» в сентябре 2021 года ведомство заявило, что картина не получит разрешения на показ в России. Однако в феврале 2022 года лента получила прокатное удостоверение, которое было вскоре отозвано. В министерстве заявили, что лицензия была выдана в результате «некомпетентных действий сотрудника при подготовке пакета документов». Чиновник, оформивший по ошибке прокатное удостоверение, был уволен, а директор департамента кинематографии получил выговор.
  • В ноябре 2022 года Минкультуры впервые отказало в выдаче прокатного удостоверения сериалу. Им оказался «Монастырь» с Анастасией Ивлеевой. Эксперты РПЦ, у которых ведомство запрашивало оценку проекта, пришли к выводу, что «сценарий дает искаженное представление о монашеской жизни в женских обителях РПЦ, соответственно, формирует неверное представление о русском православии».

«Нет никакой людоедской позиции ведомства по отношению к продюсерам. Но мне кажется, что просто пришло время серьезнее относиться к аудиовизуальному контенту. Меняется законодательство, Министерство культуры является органом исполнительной власти», — комментировала Любимова в интервью ТАСС.

  • В сентябре 2023 года Минкультуры отозвало прокатное удостоверение у фильма «Айта» якутского режиссера Степана Бурнашева. По словам Любимовой, это решение было принято из-за «резкой негативной реакции в социальных сетях» после выхода картины на онлайн-платформах.
  • В октябре 2023 года в выдаче прокатного удостоверения было отказано фильму Александра Сокурова «Сказка». Действие фильма разворачивается в загробном мире, где встречаются Сталин, Черчилль, Гитлер и Муссолини. Режиссер заявил, что запретами показов для него «создаются невозможные для жизни и работы условия».
  • В августе 2025 года Минкультуры отозвало прокатное удостоверение у фильма француженки Евы Виктор «Прости, детка». Основанием стало «выявление недостоверных сведений в документах, послуживших основанием для выдачи прокатного удостоверения».
  • В октябре 2025 года стало известно, что в российский прокат не сможет выйти фильм иранского режиссера Джафара Панахи «Простая случайность», получивший «Золотую пальмовую ветвь» 78-го Каннского кинофестиваля. В пресс-службе Минкультуры сообщили, что картине было отказано в выдаче прокатного удостоверения в связи с подпунктом «з» пункта 19 Порядка предоставления прокатного удостоверения на фильм («иные определенные федеральными законами случаи»).

В ноябре 2022 года Министерство культуры опубликовало список из 17 приоритетных тем государственной финансовой поддержки кинопроизводства на 2023 год. В перечень тем, как следует из сообщения министерства, вошли:

  • «Неоколониальная политика стран англосаксонского мира. Деградация Европы. Формирование многополярного мира»;
  • «Популяризация службы в Вооруженных силах России. Единение общества вокруг поддержки армии (фронтовые бригады, добровольцы, волонтеры). Усиление статуса профессии военного на примерах исторических событий и новой истории»;
  • «Историческое кино. Уроки истории, уроки памяти. Противодействие попыткам фальсификации истории. Миротворческая миссия России»;
  • «Формирование жизненных ценностей и ориентиров на этапе взросления. Дезориентация в общественном пространстве, перенасыщение информации, формирование собственного мышления»;
  • «Противодействие современным проявлениям идеологии нацизма и фашизма. Популяризация героизма и самоотверженности российских воинов в ходе специальной военной операции».

В июле 2025 года Госдума приняла законопроект об отказе в выдаче прокатных удостоверений картинам при наличии в них «материалов, дискредитирующих традиционные ценности и (или) пропагандирующих их отрицание». С 1 марта 2026 года Минкультуры сможет вносить изменения в ранее выданные прокатные удостоверения «в целях актуализации сведений о запрете распространения фильма среди детей».

В конце сентября 2025 года Любимова сообщила, что Ленфильм» будет передан в собственность Санкт-Петербурга. По словам министра, работа студии будет сосредоточена на патриотическом и историческом кино, это откроет возможности «для создания проектов, посвященных нашим героям, а также для поддержки талантливых режиссеров и актеров».

Ольга Любимова, 2025&nbsp;год
Ольга Любимова, 2025 год

В январе 2025 года Союз кинематографистов Петербурга обращался к премьер-министру Михаилу Мишустину и губернатору Александру Беглову с просьбой передать киностудию «Ленфильм» в ведение городского комитета по культуре. В организации заявляли, что «присланные из Москвы начальники» так и не смогли вывести «Ленфильм» из кризиса и петербургским властям «будет проще следить за руководством студии». Киностудия испытывает финансовые проблемы уже более десяти лет. По итогам 2024 года «Ленфильм», несмотря на господдержку, получил чистый убыток в размере 162 млн руб. Кредиторская задолженность студии за год выросла почти втрое, с 87,4 млн до 249,7 млн руб., тем самым превысив выручку. При этом дебиторская задолженность за год составила 245 млн руб. «Будем спасать «Ленфильм» и будем находить то руководство для киностудии, которое поможет ей преодолеть сложившуюся ситуацию», — заявляла Ольга Любимова в марте 2025 года.

Режиссер «режиссер»

После февраля 2022 года театры стали прятать имена писателей и режиссеров, выступивших с критикой военной операции на Украине. Например, Театр Вахтангова закрасил черной полосой Римаса Туминаса на афише спектакля «Война и мир». В МХТ им. Чехова с сайта удалили информацию о режиссере спектакля «Лес» Кирилле Серебренникове и постановщике «19.14» Александре Молочникове, а в программках вместо их фамилий писали капслоком «РЕЖИССЕР». А Росcийский академический молодежный театр в Москве и Александринский театр в Петербурге убрали имя Бориса Акунина (позже Минюст внес его в реестр иноагентов) с афиш спектаклей по его пьесам и книгам.

Любимова заявляла, что уехавшие авторы и сами этого просили. «Да, я полагаю, что тот репертуар, который создавался в течение 15 лет, не должен быть разрушен оттого, что режиссер, получивший гонорар 10 лет назад, покинул эту страну две недели назад и в своих соцсетях что-то там написал. <...> Если сами создатели — один или два — не хотят при этом сохраняться в российской афише и если действительно их бесконечные высказывания в Сети вызывают такую бурную реакцию, такую обиду у зрителей, давайте уберем фамилии, но продолжим работать», — говорила она в интервью ТАСС.

Любимова также неоднократно критиковала покинувших деятелей культуры за их негативные оценки оставшихся работать в стране коллег. «Сейчас в этом смысле лучше, чем было весной, когда каждый день выходило то или иное интервью, которое обижало людей. Потом надо еще понимать, как были обижены те деятели культуры, которые остались. Как их гнобили те, кто уехал. И это, конечно, тоже всех закалило. А сначала ужасно испугало, и расстроило, и запутало. Посмотрите, насколько меньше людей стали читать соцсети. Потому что, правда, у нас тут своя жизнь, свои новости и в том числе своя культура, свои творческие планы», — отмечала министр в декабре 2022 года.

Перестановки в музеях

После назначения Ольги Любимовой министром культуры, ведомство провело кадровые перестановки в федеральных музеях. В январе 2023 года Минкультуры направило в Третьяковскую галерею запрос на подготовку справки о соответствии постоянной экспозиции «традиционным духовно-нравственным ценностям». Поводом стала жалоба мужчины, который назвался посетителем музея и представился Сергеем. Он утверждал, что в залах представлены произведения искусства с «деструктивной идеологией» и «дьявольской интерпретацией» религиозных сюжетов, а также «волюнтаристские интерпретации» образов отечественных правителей и деятелей культуры. По мнению заявителя, это противоречит президентскому указу об утверждении основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В феврале 2023 года Минкультуры не продлило контракт с гендиректором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Руководителем музея была назначена Елена Проничева, ранее возглавлявшая Политехнический музей. В том же месяце Владимир Гусев перешел с поста директора Русского музея на должность президента учреждения, а пост руководителя заняла бывшая замминистра культуры Алла Манилова.

В марте 2023 года свою должность покинула директор Пушкинского музея Марина Лошак, ее преемницей Минкультуры назначило Елизавету Лихачеву из музея архитектуры имени Щусева. В январе 2025 года Лихачева была уволена. По словам экс-директора музея Пушкина, Минкультуры истинные причины увольнения ей не называло, однако она сама полагает, что поводом могло стать то, что она назвала «глупостью» приостановку работы Музея ГУЛАГа (в ноября 2024 года учреждение временно закрыли «из-за нарушения правил пожарной безопасности», а спустя два месяца сменился его руководитель).

В марте 2024 года стало известно о внесении в Госдуму группой депутатов во главе с председателем думского комитета по культуре Еленой Ямпольской поправок в закон «О библиотечном деле», предусматривающих наделение Минкультуры правом ограничения доступа к книгам иноагентов в библиотеках. За год до этого «Коммерсантъ» рассказывал, что в некоторых столичных библиотеках появились стоп-листы на выдачу книг иностранных агентов, а также писателей, критиковавших российские власти. Любимова тогда заявляла, что министерство не давало подобных поручений, информация о запрете некоторых книг в библиотеке является фейком, а сотрудников этих учреждений «очень обижают» такие публикации.

Иноагенты в России: кто это, понятие, реестр и последствия статуса
База знаний
Фото:Сергей Фадеичев / ТАСС

Нацпроект

В декабре 2024 года завершилась реализация стартовавшего в 2019 году нацпроекта «Культура», задачами которого были заявлены создание или реконструирование культурно-образовательных и музейных комплексов, продвижение талантливой молодежи и регионального творчества, внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны. По данным сайта национальные проекты.рф за почти шесть лет было построено и модернизировано около 1,9 тыс. домов культуры и примерно столько же детских школ искусств; создано свыше 1,2 тыс. модельных библиотек и около 1,4 тыс. кинозалов; к новым возможностям подключились 658 музеев и 64 театра. Открылся удаленный доступ к материалам свыше 1350 выставок, а также к трансляциям культурных мероприятий в более чем 450 виртуальных концертных залах. По федеральной программе «Творческие люди» примерно 200 тыс. работников культуры прошли повышение квалификации в ведущих российских вузах.

«С его [нацпроекта «Культура»] завершением задач и планов у нас меньше не стало: при том что в новом федеральном проекте «Семейные ценности и инфраструктура культуры» сохранены все самые востребованные регионами инфраструктурные мероприятия. <...> Особое внимание будет уделено учреждениям в «шаговой доступности» — домам культуры и библиотекам, чья работа должна выйти на новый уровень», — говорила министр культуры в марте 2025 года.

В феврале 2025 года Ольга Любимова вошла в состав оргкомитета музыкального конкурса «Интервидение». Шоу с участием артистов из более, чем 20 стран, прошло 20 сентября 2025 года на «Live Арене» в Подмосковье. Россию на конкурсе представлял Shaman, но после своего выступления он попросил не оценивать его, заявив, что «по законам гостеприимства не имеет права претендовать на победу». Первое место на конкурсе в итоге занял исполнитель Дык Фук, представлявший Вьетнам.

Санкции в отношении Ольги Любимовой

В июне 2022 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о введении персональных санкций в отношении российского президента Владимира Путина и практически всех членов правительства, в том числе министра культуры Ольги Любимовой.

В декабре 2022 года Любимова попала под персональные санкции ЕС.

Ольга Любимова, 2022&nbsp;год
Ольга Любимова, 2022 год

В годовщину начала военной операции на Украине, 24 февраля 2023 года, Ольга Любимова была добавлена в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США. В тот же день об ограничительных мерах в отношении министра культуры России объявили Австралия и Новая Зеландия. В санкционных списках Великобритании и Канады имя Любимовой появилось в июле 2023 года.

Личная жизнь министра культуры Любимовой

С 2000 года Ольга Любимова замужем за военным журналистом и политическим комментатором Евгением Барановым, который с февраля 2021 года возглавляет представительство Россотрудничества «Русский дом» в Белграде. У пары двое детей — Никита и Варвара.

«Дома министра нет никакого, дома есть мама и дочь, и я надеюсь, что друг большой своим родственникам. Я просто переживаю, что им достается чуть меньше времени, просто очень люблю быть мамой и дочкой и умею, мне так кажется, и переживаю, что, вот если бы эти отношения не сложились, можно было прикрываться работой и говорить: «вот у меня долг священный перед Родиной», — рассказывала Любимова в интервью.

Годовой доход Ольги Любимовой в 2021 году (позднее декларации не публиковались) составлял 13,8 млн руб. В ее собственности значились четыре земельных участка, дом и квартира.

Награды

  • Почетная грамота правительства за большой вклад в подготовку и проведение X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур (2024)
  • Орден Дружбы Республики Южная Осетия (2024) за вклад в развитие сотрудничества между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией в сфере культуры
  • Орден Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени, за помощь в реставрации Новодевичьего монастыря (РПЦ, 2024)
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 09:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 09:21
Дмитриев предложил российским компаниям нарастить обороты за счет Индии Бизнес, 10:24
Панарин стал восьмым россиянином в истории НХЛ, набравшим 900 очков Спорт, 10:14
Названы округа Москвы с наибольшим ростом цен на вторичное жилье Недвижимость, 10:07
Скидки и акции больше не спасают: как разработать собственную стратегиюПодписка на РБК, 10:06
Моди заявил о поддержке усилий для мира на Украине Политика, 10:06
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Что известно о мемориале «отца нации» Ганди в Дели, который посетил Путин Политика, 09:59
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Путина в Индии встретили с конным эскортом. Видео Политика, 09:56
Моди назвал важным событием встречу с Путиным Политика, 09:54
Ушаков раскрыл, сколько часов Путин и Моди говорили тет-а-тет Политика, 09:54
Если вы устали, дауншифтинг — не выход. Как сохранить карьеру Образование, 09:48
В Нью-Дели начались переговоры Путина и Моди Политика, 09:46
Правовая профилактика за 30 минут: как защитить бизнес без юристовПодписка на РБК, 09:45
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33