Серебренников Кирилл Семенович
Kirill Serebrennikov
Биография
Кирилл Семенович Серебренников — режиссер театра и кино, бывший художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр», режиссер фильмов «Изображая жертву», «Юрьев день», «Петровы в гриппе».
Детство, родители, образование
Кирилл Серебренников родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону в семье врача и учительницы. Отец, Семен Михайлович Серебренников, работал врачом-урологом, доцентом кафедры урологии Ростовского медицинского института. Мать, Ирина Александровна Литвин, преподавала в школе русский язык и литературу. Дед по материнской линии — заслуженный работник культуры Молдавской ССР, режиссер документальных фильмов Александр Литвин.
Серебренников окончил школу в Ростове с золотой медалью, первый спектакль поставил еще школьником.
В 1992 году окончил Ростовский государственный университет, физический факультет. В студенческие годы продолжил заниматься творчеством: сначала на любительском уровне, в самодеятельной студии, а потом и на профессиональной сцене — в Академическом театре драмы имени Горького, в Ростовском ТЮЗе.
Карьера режиссера
С 1991 года работал на телевидении — в компании «Южный регион» и в Ростовском филиале ВГТРК «Дон-ТР», снимал видеоклипы, рекламные ролики, документальные фильмы, телеспектакли.
В конце 1990-х перебирается в Москву, активно занимается телевизионными проектами. Среди самых известных работ того периода — сериалы «Ростов-папа», «Дневник убийцы» с участием Натальи Гундаревой, Бориса Щербакова, Сергея Никоненко, Кирилла Пирогова, Алексея Гуськова, Марины Голуб и других.
В театральную жизнь Москвы врывается двумя дебютными постановками: «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева (Центр драматургии и режиссуры) и «Откровенные полароидные снимки» по Марку Равенхиллу (Театр Пушкина). С тех пор поставил больше 50 спектаклей (не только драматических, но и оперных) на сценах театров Москвы — в МХТ им. Чехова, Театре Табакова, «Современнике», Театре наций, «Гоголь-центре» и за рубежом — в Берлине, Цюрихе, Гамбурге, Вене, Риге.
В 2006 году вышел фильм режиссера «Изображая жертву». Лента получила главный приз жюри и премию критиков на фестивале «Кинотавр» в Сочи, а также была признана лучшим фильмом на международном фестивале в Риме. Получая награду, Серебренников сказал, что это фильм «о России и для России».
В 2007 году вел на телевидении программу «Другое кино» (ТВ-3) и ток-шоу «Детали» (канал СТС).
В 2008 году Серебренников поставил драму «Юрьев день». За главную роль в этом фильме Ксения Раппопорт получила премию фестиваля «Кинотавр» и «Золотого орла».
В 2008 году Серебренников по приглашению худрука МХТ им. Чехова Олега Табакова набирает экспериментальный актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ. Курс после выпуска не расходится по разным театрам, а сначала становится «Седьмой студией», а после — основой «Гоголь-центра».
В 2011 году Серебренников со студентами создает на «Винзаводе» проект «Платформа», где ставит спектакль «Отморозки» по книге Захара Прилепина «Санькя». «Отморозки» получают «Золотую маску» как лучший спектакль малой формы, а молодые актеры из труппы Серебренникова получают первую известность.
«Гоголь-центр»
В августе 2012 года департамент культуры Москвы назначает Серебренникова художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя. Все спектакли театра были сняты с репертуара, почти все артисты были отправлены в творческий отпуск, а позже уволены. Несмотря на протесты, официальные письма, шествия артистов труппы за сохранение Театра Гоголя в прежнем формате, здание возле Курского вокзала было отремонтировано, прежнее название сменилось на новое — «Гоголь-центр», — а репертуар полностью обновился.
За неполные десять лет «Гоголь-центр» стал одним из самых заметных театров Москвы и шире — страны и Европы, он принимал участие в крупнейших фестивалях Германии, Франции [1] [2].
«Гоголь-центр» любят очень достойные граждане нашей российской действительности. Многие признаются, что разлюбили жизнь, но театр все изменил. <...> «Гоголь-центр» — это театр изысканного искусства, фантастического реализма, мужества, смелости и нежности», — говорил актер Вениамин Смехов.
Театральный репертуар включал такие постановки, как «Сон в летнюю ночь» по пьесе Уильяма Шекспира, «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова, «Метаморфозы» по поэме Овидия, «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова. Помимо этого, в «Гоголь-центре» проводились концерты, творческие вечера, кинопоказы, выставки.
25 февраля 2021 года, по истечении срока контракта с Серебренниковым, департамент культуры назначил в «Гоголь-центр» нового художественного руководителя — Алексея Аграновича. Он уже работал в театре как актер и, став руководителем, продолжил линию развития «Гоголь-центра» в традициях Серебренникова.
В конце июня 2022 года депкульт Москвы сообщил о назначении нового худрука, режиссера Антона Яковлева, и возвращении оригинального названия — Московский драматический театр имени Гоголя. «Да. «Гоголь-центр» закрыт. Все», — прокомментировал это Серебренников.
Дело «Седьмой студии»
«Седьмая студия» была основана Серебренниковым для реализации проекта «Платформа», который объединил четыре направления современного искусства — театр, танец, музыку и медиа. По данным Серебренникова, в течение 2011–2014 годов было проведено более 340 мероприятий.
В мае 2017 года в квартире Серебренникова и «Гоголь-центре» были проведены обыски. Как сообщалось, они проводились в рамках расследования по делу о хищениях в особо крупном размере.
216 млн руб. — такая сумма была направлена на развитие проекта «Платформа» в 2011–2014 годах. По данным следствия, руководители «Седьмой студии» выводили часть этих денег на счета фирм-однодневок и обналичивали их. В начале процесса Серебренников проходил по делу свидетелем, хотя сразу же был лишен возможности выезжать за границу, так как загранпаспорт забрали следователи.
22 августа 2017 года Серебренников был задержан Следственным комитетом в Санкт-Петербурге, где снимал фильм о Викторе Цое «Лето», 23 августа Басманный районный суд Москвы поместил режиссера под домашний арест.
Также по делу о хищении проходили директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, главный бухгалтер театра Нина Масляева, бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин и начальник департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум.
В поддержку Серебренникова и других фигурантов дела выступили многие деятели культуры: Чулпан Хаматова, Алексей Герман-младший, Евгений Миронов, Сергей Юрский, Борис Акунин (Григорий Чхартишвили, Минюст внес его в реестр иноагентов), Андрей Могучий, Федор Бондарчук, Олег Басилашвили, Теодор Курентзис, актеры труппы «Гоголь-центра» и многие другие. Петицию в поддержку Серебренникова подписали и иностранные деятели культуры, среди которых актриса Кейт Бланшетт, лауреат Нобелевской премии по литературе Эльфрида Елинек.
Бухгалтер Масляева дала признательные показания, заявив, что руководители «Седьмой студии» создали проект для получения и обналичивания средств от государства. Резонансным стало утверждение о хищении 2,3 млн руб. на создание спектакля «Сон в летнюю ночь», который якобы так и не был поставлен. Хотя сотни свидетелей, коллег и зрителей утверждали обратное, премьера спектакля состоялась в ноябре 2012 года на «Винзаводе» [3].
Отпустили Кирилла Серебренникова из-под домашнего ареста только 8 апреля 2019 года под подписку о невыезде. 26 июня 2020 года Мещанский районный суд вынес приговор: Серебренников был признан виновным по ч. 4 ст. 159 УК РФ и приговорен к трем годам условно. Также суд постановил взыскать с режиссера и его коллег Итина и Малобродского 129 млн руб. в счет причиненного ущерба.
В марте 2022 года суд снял судимость с Кирилла Серебренникова, приняв во внимание уплату компенсации ущерба и отсутствие нарушений во время условного срока.
Во время процесса и домашнего ареста Серебренников продолжал работать, заканчивая дистанционно фильм «Лето», показ которого состоялся в Каннах без режиссера, и постановку балета «Нуреев» в Большом театре.
В феврале 2018 года умерла мать Серебренникова, которую он не успел увидеть перед смертью. Его отпустили из-под домашнего ареста только на прощание и кремацию.
В марте 2022 года Серебренников призвал снять санкции с Романа Абрамовича, мотивировав это тем, что бизнесмен поддерживает развитие российского независимого кино. В июле 2022 года в интервью Юрию Дудю (внесен Минюстом в реестр иноагентов) режиссер рассказал, что 129 млн руб. по его делу заплатил именно Абрамович. «Да. Не он лично, но какие-то структуры, с ним близкие. Потому что, разумеется, у меня таких денег никогда нет, не было и, наверное, не будет», — сказал Серебренников.
Личная жизнь, общественная позиция
Серебренников не женат, детей нет.
Режиссер принимал участие в протестных акциях «За честные выборы», подписывал открытые письма в защиту бывшего менеджера компании ЮКОС Светланы Бахминой, участниц группы Pussy Riot, высказывался против ужесточения законодательства о митингах, закона Димы Яковлева.
После начала боевых действий на Украине в феврале 2022 года осудил военную операцию и покинул Россию сразу после отмены условного наказания и снятия судимости.
В ноябре 2022 года МХТ им. Чехова убрал имя Кирилла Серебренникова из раздела «Авторы спектаклей» на сайте театра [4]. Его имя также убрали из программки спектакля, заменив на слово «режиссер» [5].
Избранная фильмография Кирилла Серебренникова
- 2001 — «Ростов-папа» (сериал)
- 2002 — «Дневник убийцы» (сериал)
- 2004 — «Рагин»
- 2006 — «Изображая жертву»
- 2008 — «Юрьев день»
- 2012 — «Измена»
- 2016 — «Ученик»
- 2018 — «Лето»
- 2021 — «Петровы в гриппе»
- 2022 — «Жена Чайковского»
Театральные постановки Кирилла Серебренникова
МХТ им. А.П. Чехова
- 2002 — «Терроризм» братьев Пресняковых
- 2004 — «Мещане» Максима Горького
- 2004 — «Изображая жертву» братьев Пресняковых
- 2004 — «Лес» Александра Островского
- 2005 — «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина
- 2007 — «Человек-подушка» Мартина Макдонаха
- 2009 — «Киже» Юрия Тынянова
- 2009 — «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта
- 2012 — «Зойкина квартира» Михаила Булгакова
- 2013 — «Вне системы», спектакль к 150-летию К.С. Станиславского
«Гоголь-центр»
- 2013 — «Идиоты» (спектакль по мотивам фильма Ларса фон Триера)
- 2013 — «Пробуждение весны» (бродвейский мюзикл Стивена Сейтера и Дункана Шейка по пьесе Франка Ведекинда)
- 2013 — «Метаморфозы» по античным мифам в пересказе Овидия
- 2014 — «Мертвые души» по мотивам поэмы Николая Гоголя
- 2014 — «(М) ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга
- 2015 — «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова
- 2015 — «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова
- 2016 — «Машина Мюллер» по произведениям, дневникам, письмам Хайнера Мюллера
- 2016 — «Кафка»
- 2016 — «Похороны Сталина»
- 2017 — «Ахматова. Поэма без героя»
- 2017 — «Маленькие трагедии» по циклу пьес Александра Пушкина
- 2018 — «Барокко»
- 2019 — «Палачи» по пьесе Мартина Макдонаха
- 2021 — «Человек без имени» по пьесе Валерия Печейкина, основанной на произведениях князя Одоевского, совместно с Петром Айду, Александром Барменковым, Никитой Кукушкиным
- 2021 — «Декамерон» (совместно с Deutsches Theater Berlin) по новеллам Джованни Боккаччо
Спектакли в других театрах
- 2001 — «Пластилин» Василия Сигарева (Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина)
- 2002 — «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла (Театр имени А.С. Пушкина)
- 2002 — «Сладкоголосая птица юности» Теннесси Уильямса («Современник»)
- 2003 — «И. о.» Стига Ларссона (Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина)
- 2003 — «Демон» Михаила Лермонтова (Театральное товарищество 814)
- 2005 — «Голая пионерка» Михаила Кононова («Современник»)
- 2005 — «Жанна д’Арк на костре» Артюра Онеггера (в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…»)
- 2006 — «Фальстаф» Джузеппе Верди (Мариинский театр)
- 2006 — «Антоний&Клеопатра. Версия» по мотивам пьесы Уильяма Шекспира («Современник»)
- 2006 — «Фигаро. События одного дня» Пьера де Бомарше («Театральная компания Евгения Миронова»; с 2013 г. — Государственный театр наций)
- 2008 — «Богини из машины» (Deus ex machina) Андреаса Мустукиса. Автор либретто Димитрис Яламас (Винзавод)
- 2008 — «Станция» Алексея Сюмака. Автор либретто Димитрис Яламас (Винзавод)
- 2009 / 2011 — «Герой нашего времени» по Михаилу Лермонтову (Школа-студия МХАТ)
- 2010 — «Мертвые души» (Латвийский национальный театр)
- 2011 — «Околоноля» Натана Дубовицкого (Театр Олега Табакова)
- 2011 — «Отморозки» по мотивам романа Захара Прилепина «Санькя» («Седьмая студия»)
- 2011 — «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова (Большой театр)
- 2012 — «Охота на Снарка» а капелла опера Юры Лобикова по агонии в восьми воплях Льюиса Кэрролла в переводе Григория Кружкова («Седьмая студия»)
- 2012 — «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира («Седьмая студия»)
- 2012 — American Lulu Ольги Нойвирт (Комише опер, Берлин, Германия)
- 2012 — «Войцек» (Латвийский национальный театр)
- 2015 — «Герой нашего времени» (Большой театр)
- 2015 — «Сны Райниса» по мотивам поэзии Яниса Райниса (Латвийский национальный театр)
- 2016 — «Чаадский» («Геликон-опера»)
- 2017 — «Ближний город» по пьесе Марюса Ивашкявичюса (Латвийский Национальный театр)
- 2017 — «Нуреев» (Большой театр)
- 2018 — Cosi fan tutte (Цюрихский оперный театр)
- 2019 — «Набукко» Д. Верди (Гамбургский оперный театр)
- 2019 — Outside (Авиньонский фестиваль)
- 2021 — «Парсифаль» Р. Вагнера (Венская государственная опера)
- 2021 — «Нос» Д. Шостаковича (Баварская государственная опера)
- 2022 — «Черный монах» А. Чехова (Театр Талия, Гамбург)
- 2022 — «Вольный стрелок» К. Вебера (Голландская национальная опера, Амстердам)
- 2022 — «Вий» Н. Гоголя (Театр Талия, Гамбург)
- 2023 — «Лоэнгрин» Р. Вагнера (Опера Бастилии, Париж)
Награды и премии
- 1999 — Премия в области телевидения ТЭФИ в номинации «Режиссура» (д/ф «Тайны грозы», х/ф «Раздетые», РТР)
- 2005 — Приз международного фестиваля в Карловых Варах за фильм «Рагин»
- 2005 — Театральная премия Станиславского за сезон 2004/05 в номинации «Режиссерское искусство»
- 2006 — Главный приз кинофестиваля «Кинотавр» за фильм «Изображая жертву»
- 2006 — Главный приз первого Римского международного кинофестиваля Festa del Cinema за фильм «Изображая жертву»
- 2012 — «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы» за спектакль «Отморозки»
- 2014 — Премия «Хрустальная Турандот» за спектакль «Мертвые души»
- 2016 — Премия Франсуа Шале на 69-м Каннском кинофестивале за фильм «Ученик»
- 2016 — Приз за лучшую режиссуру на фестивале «Кинотавр» за фильм «Ученик»
- 2018 — «Золотая маска» за лучшую работу режиссера в опере «Чаадский»
- 2018 — Специальная премия Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» имени Мирона Черненко за фильм «Лето»
- 2018 — Орден искусств и литературы степени командора (Франция)
- 2019 — Премия «Золотая маска» в номинации «Драма/Работа режиссера» за спектакль «Маленькие трагедии»
- 2019 — премия «Ника» в номинации «Лучший режиссер» за фильм «Лето»
- 2019 — приз «Событие сезона» театральной премии Станиславского за спектакль «Барокко»
- 2019 — награда «Выдающаяся оперная постановка» Театральной премии Гамбурга за оперу «Набукко»
- 2019 — награда «Спектакль года» Ассоциации театральных критиков за спектакль «Барокко»
- 2020 — награда за лучший иностранный спектакль Союза театральных критиков Франции за спектакль Outside