Кравцов Сергей Сергеевич
Sergey Kravtsov
Биография
Сергей Сергеевич Кравцов — министр просвещения России, бывший глава Рособрнадзора.
Детство, родители, образование
Сергей Кравцов родился 17 марта 1974 года в Москве. Его отец был инженером, работал над проектом советского космического транспортника «Энергия — Буран». Мать была учительницей математики и информатики, а также главным редактором журнала «Информатика в школе».
Учился в московской школе № 170. Как вспоминал министр, он «в основном был хорошистом». Ему легко давались математика, русский язык и литература, но «не складывалось» с ИЗО и пением.
Кравцов признавался, что мечтал быть врачом-педиатром. «Первая запись в трудовой книжке — «санитар приемного отделения Детской республиканской клинической больницы» — появилась, когда я учился в девятом классе. Но когда пришло время поступать в вуз (а это было в начале 1990-х), выяснилось, что мои знания никому были не нужны, стремления неинтересны, и с моих родителей потребовали деньги. Больших доходов семья не имела — и с мечтой о медицинском вузе пришлось попрощаться», — рассказывал он.
В итоге Кравцов остановил свой выбор на профессии педагога, пойдя по стопам матери и бабушки, которая была учительницей русского языка.
В 1991 году поступил в Московский государственный открытый педагогический университет, окончил его в 1996-м.
На последних курсах, с 1994 по 1996 год, работал учителем математики в той же школе, которую окончил сам. Кравцов отмечал, что ему помогали педагоги, которые преподавали у него.
После окончания университета родители решили подарить ему машину. «Тогда, по-моему, «Лада» была самая популярная марка, «девятая» модель. И я подумал, окончив педагогический университет: мне надо дальше учиться. Хотя соблазн был большой <…> все бросить», — рассказал министр.
Кравцов решил получить второе высшее образование и на деньги родителей оплатил обучение в МГИМО. Окончил вуз в 2000 году по специальности «государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка».
Параллельно с учебой в МГИМО был аспирантом (1996–1999 годы) Института информатизации образования Российской академии образования (РАО), в 1999-м защитил кандидатскую диссертацию.
Имеет ученую степень доктора педагогических наук (2007).
Начало карьеры
С 1998 по 2006 год Кравцов работал в Институте управления образованием РАО — сначала был научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником и заведующим лабораторией.
В 2006-м начал работать помощником главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). На тот момент (2006–2008 годы) главой службы был Виктор Болотов, известный как идеолог введения в школах единого государственного экзамена (ЕГЭ). В середине 2000-х ЕГЭ вводился в форме эксперимента в различных регионах, а с 2009 года стал обязательным для всех выпускников.
В 2008–2009 годах Кравцов работал директором Федерального центра тестирования. Это учреждение помогает Рособрнадзору в проведении ЕГЭ — собирает данные об участниках, тиражирует экзаменационные материалы, организует их проверку и т.д.
В 2009 году Кравцов вернулся в Институт управления образованием РАО в качестве директора.
В 2011-м перешел на работу в Министерство образования и науки. Сначала он получил должность заместителя директора департамента регионального развития, потом возглавил его. В 2012–2013 годах был директором департамента управления программами и конкурсных процедур. Ведомством в эти годы руководили сначала Андрей Фурсенко (2004–2012 годы), затем Дмитрий Ливанов (2012–2016 годы).
Должность главы Рособрнадзора
В 2013 году Кравцов возглавил Рособрнадзор, его назначил премьер-министр Дмитрий Медведев. До него службой руководил Иван Муравьев. Одна из ключевых задач ведомства — проведение государственной итоговой аттестации школьников после девятого (основной государственный экзамен — ОГЭ) и 11-го классов (ЕГЭ).
В 2017-м в интервью ТАСС Кравцов говорил, что в год его прихода на пост руководителя Рособрнадзора были зафиксированы «массовые нарушения на ЕГЭ», в частности утечки экзаменационных материалов. Потом ведомству удалось добиться объективного проведения экзамена, заверил чиновник, были наказаны «некоторые министры, и директора региональных центров обработки информации, и организаторы экзамена».
При этом, по словам Кравцова, сохранялись проблемы с проведением экзаменов после девятого класса, где школьники пытались списывать. Также он отмечал необъективность в проведении всероссийских проверочных работ (ВПР, их ввели в 2015 году для учеников четвертых–восьмых классов, а также старшеклассников, в случае с которыми решение об участии принимает школа). Кравцов отмечал, что проведение ВПР не контролируется так, как проведение ЕГЭ, поскольку это «обычные контрольные».
В числе нововведений в итоговой аттестации школьников, введенных при Кравцове:
- разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни;
- постепенный отказ от тестовых заданий;
- возвращение итогового сочинения, которое ученики 11-х классов пишут в декабре.
Помимо проведения выпускных экзаменов Рособрнадзор занимается аккредитацией и лицензированием образовательных учреждений. В 2017 году возглавляемое Кравцовым ведомство лишило лицензии Европейский университет в Санкт-Петербурге, в следующем году — отозвало аккредитацию у Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки»). Вузам потом вернули лицензию и аккредитацию, но эти события привели к тому, что систему в целом решили пересмотреть.
В 2018 году Кравцов отмечал, что за шесть лет ведомству удалось разобраться с образовательными учреждениями, которые дают некачественное образование. В подтверждение он приводил тот факт, что с 2012 года число государственных вузов снизилось с 566 до 484 (их филиалов — с 998 до 428), частных — с 518 до 149 (их филиалов — с 523 до 81). Глава Рособрнадзора признавал, что система контроля вузов имеет свои проблемы, и подтверждал намерение объединить лицензирование и аккредитацию.
Уже в 2019 году были внесены изменения в механизм аккредитации, которые представители вузов в целом оценили положительно (например, при выдаче аккредитации эксперты стали учитывать сведения о результатах оценки качества знаний выпускников). Корректирование системы продолжилось и после того, как Кравцов ушел из Рособрнадзора и возглавил Минпросвещения — с 1 марта 2022 года аккредитация стала бессрочной.
Пост министра просвещения России
Министерство просвещения, отвечающее за школы и детские сады, появилось в правительстве в 2018 году: существовавшее на тот момент Министерство образования и науки разделили на два. Второе ведомство получило название «Министерство науки и высшего образования». Упраздненное министерство возглавляла Ольга Васильева, она же стала министром просвещения в 2018-м.
Кравцов сменил ее в январе 2020 года в правительстве нового премьер-министра Михаила Мишустина. Источник «Коммерсанта» в Рособрнадзоре говорил, что Кравцов «очень хотел это назначение» (на пост министра), но у него не было «мощного лобби». Собеседник издания, занимавший пост в руководстве Минпросвещения, указывал, что повышение Кравцова — «ожидаемая награда за повышение доверия к ЕГЭ и улучшение показателей PISA». Programme for International Student Assessment, или PISA, — это международное исследование качества образования, в 2018 году Россия улучшила свои показатели в нем, в частности ее отнесли к успешной группе стран.
Сфера образования во время пандемии
Уже через несколько месяцев Кравцову и его министерству пришлось решать проблемы, вызванные пандемией коронавируса. Из-за пандемии школы были переведены на дистанционное обучение. Кравцов отмечал, что «не все школы и не все учителя были к этому готовы», а его дочь «точно так же мучилась с онлайн-платформами, которые всякий раз зависали из-за перегрузки». Также министр не раз опровергал наличие планов перевести детей на дистанционное обучение на постоянной основе и заявлял, что ничто не сможет заменить традиционную систему образования.
В 2020 году ЕГЭ проходил очно, но его сделали обязательным только для тех, кто поступает в вузы. Из списка предметов исключили базовую математику. Экзамены начались в июле, хотя обычно проходили в мае—июне. ОГЭ девятиклассники сдавали только по обязательным предметам — русскому языку и математике. Сходные условия были и в 2021 году. «Результаты ЕГЭ и проверочных работ говорят, что какого-то понижения качества образования не произошло. Они абсолютно сопоставимы с прошлым и позапрошлым годом, с допандемийным периодом», — говорил в 2022 году Кравцов.
В пандемию Минпросвещения также занялось созданием цифровой образовательной платформы «Сферум» (разработчик — совместное предприятие Mail.ru Group и «Ростелекома» «Цифровое образование»). Кравцов называл проект «отечественным аналогом» сервиса для видеозвонков Zoom «специально для школ». В качестве примера использования платформы министр приводил возможность подключиться к классу из дома для заболевшего ученика. Позднее в мессенджер «Сферум» стали переводить общение учителей, школьников и родителей — вместо WhatsApp (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России).
Единые школьные программы и новые учебники
После начала военной операции на Украине в феврале 2022 года в системе среднего образования появилось много нововведений и преобразований. В сентябре был принят закон, который ввел понятие единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), по которым изучаются школьные предметы. Раньше школы разрабатывали программы самостоятельно, ориентируясь на рекомендованные примерные программы и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). С 1 сентября 2023 года единые образовательные программы были введены по всем школьным предметам. Один из авторов закона, глава думского комитета по просвещению Ольга Казакова, поясняла, что власти с помощью «такой прямой нормы защищают те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим».
Помимо этого, Минпросвещения сообщило о планах создать единые государственные учебники по всем предметам. В 2023 году были представлены обновленные учебники истории для десятого и 11-го классов, авторами которых стали помощник президента Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. В учебник по истории России вошла информация о специальной военной операции на Украине, также был полностью переписан раздел, посвященный 1970-м, 1980-м, 1990-м и 2000-м годам.
В конце августа 2024 года Минпросвещения презентовало учебники по истории для пятого–девятого классов. Кравцов сообщил, что с сентября начнется апробация учебных пособий в школах. По ее итогам при необходимости будут внесены уточнения, затем пройдет обсуждение с научным и экспертным сообществом, а в декабре учебники планируется включить в федеральный перечень.
Кравцов также анонсировал появление нового учебника по обществознанию. По его словам, действующий учебник был «мягко скажем, либеральным, таким псевдолиберальным», в новом же сделают акцент на «непреходящие ценности». Также ведомство Кравцова решило с 1 сентября 2025 года убрать обществознание из программы шестого–восьмого классов. Программу по этому предмету сократят, чтобы увеличить количество уроков истории.
Создание молодежного движения и среднее профессиональное образование
В июле 2022-го президент Владимир Путин подписал закон о создании российского движения детей и молодежи, законопроект о котором был внесен в Госдуму 19 мая, в день 100-летия пионерии. В декабре того же года на съезде объединения было выбрано название «Движение первых». Кравцов говорил, что голосовал за вариант «Пионеры». Движение призвано объединить школьников, студентов колледжей и вузов. Первичные ячейки создаются в школах и колледжах, членство в движении является добровольным. Организацией воспитания и досуга участников занимаются взрослые наставники.
В 2022 году Минпросвещения запустило проект «Профессионалитет»: он направлен на внедрение в среднее профессиональное образование новых программ, ориентированных на потребности конкретных предприятий, куда идут работать выпускники колледжей. Кравцов в 2023 году указывал, что «более 60% выпускников девятых классов поступают в колледжи и получают рабочие специальности с гарантированным трудоустройством на предприятия».
«Разговоры о важном», поднятие флага и новые школьные предметы
С 1 сентября 2022 года во всех школах на первом уроке в понедельник для учеников 1–11-х классов проводят «Разговоры о важном» — внеурочные занятия, на которых обсуждаются «вопросы, связанные с историей и культурой нашей страны, ее ролью в мировых процессах», сообщало Минпросвещения. Кравцов отмечал, что со школьниками также будут обсуждать простые человеческие ценности — дружбу, уважение к труду, сохранение исторической памяти, милосердие, справедливость и др. У проекта есть сайт, на котором опубликовано расписание с темами каждого занятия. Например, в марте 2024-го со школьниками обсуждали такие темы: «Как найти свое место в обществе», «От южных морей до полярного края» (о регионе, в котором находится школа), «Крым и Севастополь: десять лет в родной гавани», «Единство народов России» (эта тема появилась в расписании после теракта в «Крокус Сити Холле», произошедшего 22 марта).
Также с 1 сентября 2022 года в российских школах ввели еженедельную церемонию поднятия флага с исполнением гимна. Кравцов говорил, что считает эту практику «важным элементом» патриотического воспитания школьников и что она «способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения».
В декабре 2023 года был подписан закон, запрещающий школьникам использовать мобильные телефоны на уроках, за исключением экстренных случаев, связанных с угрозой жизни или здоровью. Заявленная цель нового запрета — повысить дисциплину в школе.
Ряд нововведений, вступающих в силу с 1 сентября 2024 года:
- в школы возвращают уроки труда, при этом не будет строгого разделения на занятия для мальчиков и девочек;
- предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) переименовывают в «Основы безопасности и защита Родины». Он будет включать в себя более широкий курс начальной военной подготовки, в том числе правила оказания первой помощи, действий при катастрофах разного рода и т.д. Также на уроках детей будут знакомить с понятиями «воинская обязанность» и «военная служба»;
- появится новый внеурочный предмет «Семьеведение», который будет проходить в формате беседы школьников с психологами и историками. По словам Татьяны Голиковой, он не будет входить в перечень обязательных предметов.
В апреле 2024-го стало известно, что с 1 сентября 2025 года обществознание уберут из программы шестого–восьмого классов. Ранее сообщалось, что программу по этому предмету сократят, чтобы увеличить количество уроков истории.
Школы в новых регионах
После присоединения к России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей Минпросвещения занялось организацией учебного процесса в местных школах по российским стандартам. Кравцов еще до включения регионов в состав России посещал Мелитополь (Запорожская область) и Донецк. Позднее приезжал в Херсонскую область и ЛНР.
Кравцов сообщал, что 1 сентября 2022 года на подконтрольных России частях этих регионов открылось около 1,3 тыс. школ. «При этом школы ЛНР и ДНР уже работали по российским стандартам, обучали по нашим учебникам, и уровень образования там достаточно неплох. Херсонской и Запорожской областям труднее, там были явные проблемы», — говорил он в интервью «Российской газете».
По словам Кравцова, «детей там просто не учили», а учебники были «разработаны на средства иностранных компаний». «Антироссийская пропаганда — не только в учебниках истории, но и, например, в учебниках географии. Никаких фундаментальных знаний. Дети не знали ни биологию, ни химию», — рассказывал министр.
В 2022 году Кравцов попал под санкции ЕС и Швейцарии, в 2023-м — США, Великобритании, Австралии и других стран.
7 мая 2024 года правительство Михаила Мишустина сложило свои полномочия перед вновь избранным президентом России. 11 мая Мишустин, переизбранный на пост премьер-министра, внес на рассмотрение Госдумы кандидатуры вице-премьеров и министров. Кравцов сохранил свой пост в новом составе правительства.
Личная жизнь
Кравцов женат, у него есть дочь Полина и сын Тимур. По состоянию на апрель 2024 года, дочь учится в девятом классе, сын — во втором. По словам министра, любимые уроки его сына — русский язык и «Разговоры о важном». Подтвержденных сведений о жене Кравцова в открытых источниках нет.
Согласно последней декларации Кравцова о доходах, за 2021 год (более поздние декларации не публиковались) он заработал 9,6 млн руб. — меньше всех других членов правительства (самым богатым на тот момент был глава Минпромторга Денис Мантуров с доходами на 705 млн руб. — в 73 раза больше, чем у Кравцова). Кравцов владеет двумя земельными участками, двумя жилыми строениями и гаражом. Также у него и супруги в совместной собственности находятся три жилых помещения.