Лента новостей
Спасатели достали из-под завалов дома в Белгороде женщину 16:56, Новость Хачанов вышел в четвертый круг «Мастерса» в Риме 16:54, Статья В приграничных регионах Украины прозвучали взрывы 16:53, Статья Комитет Госдумы поддержал кандидатуры Трутнева и Чекункова 16:37, Новость В Белгороде раздались новые взрывы 16:35, Статья В Думе назвали срок начала обсуждения изменений в налоговой системе 16:32, Новость Первый российский триатлонист на Олимпийских играх погиб в ДТП в 43 года 16:24, Статья Комитет Думы поддержал кандидатуру Любимовой на пост главы Минкультуры 16:18, Статья ТАСС назвал место пуска ударившей по Белгороду ракеты 16:00, Статья «Локомотив» победил «Оренбург» благодаря дебютному голу 18-летнего игрока 15:58, Статья Обрушение жилого дома в Белгороде после обстрела. Главное 15:56, Статья Сборная Финляндии разгромила британцев со счетом 8:0 на ЧМ по хоккею 15:40, Статья В Думе назвали срок подготовки предложений по налогообложению для бизнеса 15:34, Новость Власти заявили о плане расширить новую модель образования на тысячу вузов 15:23, Статья Дегтярев рассказал, чем займется на посту главы Минспорта 15:23, Статья Голикова анонсировала снижение числа женщин репродуктивного возраста 15:09, Статья Слуцкого второй раз подряд признали лучшим тренером месяца в Китае 15:06, Статья Собянин сообщил, что врачи из Москвы помогут пострадавшим белгородцам 15:00, Новость
Газета
У Первой грузовой компании сменился владелец
Газета № 137 (3807) (0311) Бизнес,
0

У Первой грузовой компании сменился владелец

Кто купил одного из крупнейших операторов железнодорожных перевозок
У Первой грузовой компании, одного из крупнейших операторов ж/д перевозок, сменился владелец. Покупателем актива, принадлежавшего миллиардеру Владимиру Лисину, стала компания «Аврора Инвест», которую связывают с «СГ-Трансом»
Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Что случилось

О продаже Первой грузовой компании (ПГК) стало известно из обращения гендиректора компании Сергея Каратаева к сотрудникам, которое в четверг, 2 ноября, опубликовали сразу несколько телеграм-каналов. Из текста следует, что сделка состоялась 1 ноября, покупателем одного из крупнейших операторов железнодорожных перевозок в России выступило АО «Аврора Инвест». «Новый собственник подтвердил мне, что останется приверженцем того вектора развития, которым шла наша компания последние пять лет, с фокусом на расширение бизнеса в полувагонах, крытых вагонах и фитинговых платформах», — написал топ-менеджер. Он также анонсировал, что в ближайшие недели планируется проведение встреч нового акционера с топ-командой «для определения задач на 2024 год, а также обсуждение параметров стратегии-2030».

«ПГК продали», — подтвердили также источники агентств «Интерфакс» и Reuters. В пресс-службе ПГК отказались от комментариев.

О готовящейся сделке стало известно в начале октября. Как тогда уточнял «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, «планируемая сделка носит денежный характер» с оценкой бизнеса до 220 млрд руб.

Бизнес
«Коммерсантъ» узнал о переговорах по продаже ПГК Лисина <p>Владимир Лисин</p>

Предмет сделки

Первая грузовая компания была основана в 2007 году в рамках железнодорожной реформы. В 2011-м принадлежавшая миллиардеру Владимиру Лисину (сейчас занимает третье место в рейтинге российского Forbes с состоянием $22,1 млрд) Независимая транспортная компания приобрела у РЖД 75% минус две акции ПГК за 125,5 млрд руб. Спустя год, в 2012-м, холдинг докупил оставшийся пакет за 50 млрд руб. По состоянию на конец 2022 года 100% ПГК владела Fletcher Group Holdings (бенефициаром которой, по данным на конец 2021-го, был Лисин; через эту же компанию он владел Новолипецким металлургическим комбинатом). В июле Bloomberg писал, что бизнесмен перевел свои активы в компании, зарегистрированные в Абу-Даби, — доли бизнесмена в комбинате и ПГК перешли к Serenity II Holdings и Nebula II Holdings. Текущий состав учредителей ПГК не раскрывается.

Лисин не находится под санкциями США, Великобритании или Евросоюза. Единственной страной, которая внесла его в черный список, стала Австралия. Издание EUobserver со ссылкой на собственные дипломатические источники сообщало, что ЕС не распространяет ограничительные меры на бизнесмена из-за позиции нескольких стран — членов объединения.

Бизнес
Лисин перевел активы с Кипра в Абу-Даби <p>Владимир Лисин</p>

Парк ПГК, по ее собственным данным, насчитывает более 100 тыс. вагонов, включая полувагоны и крытый подвижной состав. В сентябре прошлого года она завершила выход из нецелевых сегментов, продав 4 тыс. специализированных железнодорожных вагонов по перевозке цемента (хопперов-цементовозов) Первому промышленному оператору, рассказывали источники РБК.

По итогам прошлого года чистая прибыль ПГК по РСБУ выросла в 1,75 раза, до 38,4 млрд руб., выручка — 105,8 млрд руб. Представитель компании отмечал, что ей удалось вернуться к допандемийным показателям выручки. Агентство «Эксперт РА» в июне подтвердило кредитный рейтинг ПГК на уровне ruAAA со стабильным прогнозом.

Представитель НЛМК отказался комментировать сделку.

Кто купил ПГК

В своем обращении Каратаев не указывает, кто является конечным бенефициаром сделки по покупке ПГК.

И собеседники «Интерфакса», и Reuters, и РБК называют в качестве конечных бенефициаров акционеров «СГ-Транса», крупнейшего оператора железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов.

АО «Аврора Инвест», о котором писал в обращении Каратаев, было зарегистрировано в декабре 2022 года в Москве на улице Академика Пилюгина, 22. Этот же адрес указан как центральный офис «СГ-Транса». Гендиректором АО до августа была Юлия Терсаакова, затем ее на посту сменила Елена Чайковская. Терсаакова также возглавляет компанию «Вектор Рейл», которой принадлежит «СГ-Транс».

До лета 2023 года мажоритарными акционерами «СГ-Транса» были Алексей Тайчер и Сергей Смыслов — на двоих им могло принадлежать 63% компании. Но в августе стало известно, что бизнесмены планируют продать свой пакет другим владельцам компании — братьям Тимуру и Руслану Бабаевым, а также топ-менеджерам «СГ-Транса» и инвестфондам, писал «Коммерсантъ». Как объясняли источники издания, Тайчер после сделки планировал сконцентрироваться на другом своем бизнесе — компании «Трансфин-М», которая занимается лизингом подвижного состава, а также судов, автотранспорта и самолетов. «Тайчер и Смыслов больше не являются акционерами «Вектор Рейл», — заявил РБК представитель Алексея Тайчера. — Оба продали свои доли Бабаевым, менеджменту и фондам». Он также опроверг участие бизнесмена в сделке по покупке ПГК.

Сумма сделки с братьями Бабаевыми, по данным Reuters, составила около 200 млрд руб., часть этих средств была предоставлена банком ВТБ. Один из источников сообщил также, что бывший вице-президент РЖД Салман Бабаев станет исполнительным директором ПГК.

РБК направил запрос в «СГ-Транс».