Лента новостей
Сын Цзю после первого поражения в карьере проведет чемпионский бой 14:44, Статья Доля сделок по продаже недвижимости иностранцами в России упала в 10 раз 14:39, Статья На экс-замглаву отдела полиции Мытищ завели дело за покушение на взятку 14:38, Новость Годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. Видео 14:34, Статья Медведев пообещал победу над теми, что «подменяет историю злобной ложью» 14:31, Новость Как застраховаться от утечек данных: план действий 14:30, Статья Исполнительнице теракта в центре Стамбула дали 7 пожизненных сроков 14:30, Новость РФС назвал ориентиром для возвращения сборной отбор на ЧМ-2030 14:22, Статья Кремль заявил о планах выстраивать отношения с Европой на новых основах 14:15, Статья Бесплатные токены для заказавших смартфон от Solana окупили его стоимость 14:08, Статья Силовики задержали еще одного фигуранта дела о теракте в «Крокусе» 14:06, Статья Мирра Андреева одержала вторую подряд волевую победу на турнире в Мадриде 14:03, Статья Кабмин предложил разрешить приставам применять физическую силу и оружие 14:00, Статья Защита потребует передать дело Иванова военным следователям 13:58, Новость В ЦБ допустили рост российской экономики выше 3% в 2024 году 13:55, Статья Минэнерго не увидело причин для восстановления экспорта энергии в Китай 13:55, Статья Помощник Карпина в сборной России покинул клуб Второй лиги 13:46, Статья РФС утвердил «Лужники» местом проведения суперфинала Кубка России 13:44, Статья
Газета
Первый пришел
Газета № 166 (2663) (0310)
0

Первый пришел

Стал известен претендент на покупку «ВИМ-Авиа»
Экс-управляющий директор инвестфонда TPG Aurora Борис Карлов — один из претендентов на покупку «ВИМ-Авиа», говорят источники РБК. Ранее он пытался перезапустить «Трансаэро» вместе с новым главой «ВИМ-Авиа» Александром Бурдиным
Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Первый претендент

В понедельник, 2 октября, вице-премьер Аркадий Дворкович (курирует в правительстве вопросы транспорта) заявил на совещании с премьером Дмитрием Медведевым, что появились претенденты на покупку «ВИМ-Авиа», прекратившей полеты неделю назад из-за финансовых проблем. «Есть инвесторы, которые рассматривают для себя вариант покупки компании вместе с долгами, но эта работа завершится в ближайшие дни по результатам анализа», — сказал он, не уточнив деталей.

Представители Дворковича и Минтранса отказались отвечать на вопрос РБК о потенциальных претендентах на авиакомпанию.

Источник в правительстве сказал РБК, что одним из инвесторов «ВИМ-Авиа» может стать Борис Карлов, который в 2000-е годы был управляющим директором инвестфонда TPG Aurora. Именно Карлов привел в «ВИМ-Авиа» нового гендиректора Александра Бурдина, которого назначили в пятницу, 29 сентября, добавил знакомый Бурдина. ​По его словам, Карлов намерен инвестировать в авиакомпанию в случае, если ей будет предоставлена господдержка. Для перезапуска перевозчика нужно покрыть кассовый разрыв, который составляет 3 млрд руб., сказал источник.

Все выключено: как банкротились российские авиакомпании Кризис в принадлежащей госкорпорации «Ростехнологии» авиакомпании случился в августе 2008 года после резкого роста цен на авиакеросин. Суммарная задолженность авиаперевозчиков, входивших в альянс, перед компаниями — поставщиками топлива превысила $1 млрд. В один из дней из Домодедово не вылетел ни один рейс альянса, а в аэропорту скопилось почти 3500 пассажиров AirUnion. «КрасЭйр», головная компания альянса, была признана банкротом в июле 2009 года.
В марте 2009 года калининградская авиакомпания «КД Авиа» прекратила полеты, набрав долгов на 12 млрд руб. В декабре того же года один из совладельцев «КД Авиа», председатель ее совета директоров Сергей Грищенко был задержан правоохранительными органами по делу о преднамеренном банкротстве компании. Суд признал авиакомпанию банкротом в ноябре 2010 года. Грищенко вышел из-под стражи еще раньше — в апреле того же года.
В октябре 2011 года из-за тяжелого финансового положения, вызванного конфликтом акционеров, свою деятельность прекратил российский лоукостер «Авианова». Сначала компания остановила продажу билетов на свои рейсы, а также посоветовала клиентам оформить возврат денег и воспользоваться услугами других перевозчиков. Позднее сообщалось, что компания вернула пассажирам за невыполненные рейсы около 100 млн руб. В апреле 2012 года «Авианова» была официально признана банкротом. В декабре 2012 года об остановке операционной деятельности и прекращении полетов в связи с тяжелой финансовой ситуацией заявила авиакомпания «Кубань». Деньги за билеты, купленные через агентства, по заявлениям пассажиров возвращали сразу же. По поводу остальных было принято решение о возвращении средств в процессе процедуры банкротства компании. Пассажиров «Кубани» в итоге перевозили шесть авиакомпаний — «Аэрофлот», «ЮТэйр», Red Wings, «Якутия», «Россия» и «Грозный авиа». Процедуру банкротства инициировала сама авиакомпания, позднее сообщалось, что прокуратура нашла признаки преднамеренного банкротства «Кубани».
Еще 6 фото
Фотогалерея

Более десяти лет назад фонд TPG Aurora, входящий в американскую инвестгруппу TPG, рассматривал возможность инвестиций в запуск в России новой бюджетной авиакомпании. Но проект не был реализован.

Бизнес
Что случилось с «ВИМ-Авиа»: главное Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Бурдин с осени 2015 года до сентября 2017 года был гендиректором «Трансаэро», которая на тот момент прекратила полеты, и пытался договориться с кредиторами, чтобы возродить компанию. Republic называл Карлова вдохновителем возрождения «Трансаэро», но убедить кредиторов не удалось: в сентябре они признали компанию банкротом.

Общий долг «ВИМ-Авиа», по оценкам Росавиации, составляет 7 млрд руб. Бурдин со своей командой приступил к «выработке новой адаптивной и экономически выгодной модели развития «ВИМ-Авиа», говорил ранее представитель «ВИМ-Авиа». Он отказался комментировать информацию об интересе Карлова к инвестициям в компанию.

Владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы, которые на прошлой неделе покинули Россию, были недоступны для комментариев.

Тяжелый взлет

Руководитель сайта Avia.ru Роман Гусаров отмечает, что при нынешней бизнес-модели «ВИМ-Авиа» «продолжение деятельности компании практически невозможно». «Необходимо не только закрыть все долги, но и вложить деньги в дальнейшую работу авиакомпании, чтобы перевозчик дотянул до весны», — говорит эксперт. В целом он скептически оценивает шансы на восстановление деятельности компании. «Как два года все обсуждали возможное возрождение «Трансаэро», так сейчас обсуждают возрождение «ВИМ-Авиа». Переформатировать компанию необходимо было раньше. После этого скандала никто не будет работать с «ВИМ-Авиа»: ни пассажиры не будут летать, ни аэропорты и туроператоры не будут сотрудничать», — считает Гусаров.

Аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов также считает, что возродить компанию будет непросто. «Из плюсов — у «ВИМ-Авиа» есть маршрутная сеть, сертификат, персонал, но вопрос в размере инвестиций. Помимо погашения просроченной задолженности необходимо будет инвестировать, чтобы поддержать компанию в низкий сезон», — отмечает эксперт. В общей сложности для продолжения работы «ВИМ-Авиа» необходимо не менее $100 млн (около 6 млрд руб.), считает он.

В качестве успешного примера возрождения компании Юминов приводит «ЮТэйр», которая провела реорганизацию парка и маршрутной сети и смогла продолжить работу. В ноябре 2015 года авиакомпания реструктуризировала долг на 43 млрд руб. и получила госгарантии на 9,5 млрд руб.

Представитель банка «Зенит», основного кредитора «ВИМ-Авиа», отказался от комментариев. ​В пресс-службе еще одного кредитора — Абсолют Банка — РБК заявили, что пока не получали каких-либо предложений от нового руководства «ВИМ-Авиа», отметив при этом, что готовы к любому конструктивному диалогу.

«ВИМ-Авиа» на прошлой неделе прекратила продажи билетов из-за долгов перед аэропортами и топливными компаниями. На тот момент было продано почти 200 тыс. билетов, около 40 тыс. человек находились за границей. Пассажиров вывозили как иностранные авиакомпании, так и российские, включая специальный летный отряд «Россия». Ко 2 октября всех пассажиров, вылет которых были просрочен, удалось вывезти, отчитался Минтранс. По данным министерства, за границей остаются 17,5 тыс. человек, но все они ​будут возвращены уже по графику.

Накануне министр транспорта Максим Соколов сказал, что вопрос об отзыве сертификата эксплуатанта у «ВИМ-Авиа» будет решаться в ближайшие две недели «после завершения критической ситуации».