Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Денежный элемент
Лента новостей 12:51 МСК
Суд отказал мужчине в возмещении потраченных на СМС-лотерею 160 тыс. руб. Общество, 12:16 «Газпром» перевел 1,5% акций с голландской «дочки» на кипрскую Бизнес, 12:07 Разведка Эстонии предупредила солдат НАТО о возможных провокациях России Политика, 12:04 Лучшие предложения рынка наличной валюты  12:00   USD НАЛ. Покупка 58,00 Продажа 64,00 EUR НАЛ. 61,38 61,51 Траты российских туристов за границей в январе выросли на 32% Экономика, 11:59 Суд арестовал захватившего в Москве в заложники семью мужчину Общество, 11:48 Ильхам Алиев назначил свою жену первым вице-президентом Азербайджана Политика, 11:48 Россия заключила контракт на поставку за рубеж ракет на $700 млн Политика, 11:46 Генпрокуратура объявит партнера Полонского в международный розыск Политика, 11:39 Число желающих отправить родственников в армию россиян достигло рекорда Общество, 11:34 Минюст допустил отказ от нормы об изъятии единственного жилья у должников Общество, 11:29 МИД опубликовал стихи Лаврова про Чуркина Политика, 11:25 Надежда Савченко отказалась от депутатской неприкосновенности Политика, 11:18 KFC сократит число собственных ресторанов в России почти в 3,5 раза Бизнес, 11:15 В Москве умер раненый подростком в тире инструктор Общество, 11:09 В Подмосковье на боевое дежурство заступил пятый полк с С-400 Технологии и медиа, 11:03 Генсек ООН выразил соболезнования в связи со смертью Чуркина Политика, 10:47 «Роснефть» заключила контракт на покупку нефти в Курдистане Бизнес, 10:40 В Нагорном Карабахе проголосовали за альтернативное название республики Политика, 10:12 СМИ опубликовали фото с места падения самолета на ТЦ в Мельбурне Общество, 10:08 В Железногорске пациент выжил после падения с 12-го этажа больницы Общество, 09:57 Главу Госавтодорнадзора Приморья задержали по обвинению во взятке Общество, 09:46 СМИ узнали о возможной покупке Hines последнего актива Stockmann в России Бизнес, 09:26 МИД России подготовил проект санкций против Северной Кореи Политика, 09:12 Летевший из Дели в Амстердам самолет KLM экстренно приземлился в Москве Общество, 09:03 ЦБ аннулировал лицензию банка из группы Газпромбанка Бизнес, 09:02 «Крымский террорист» Афанасьев подал жалобу в Конституционный суд Общество, 09:00 В Москве за сутки выпало почти 10% месячной нормы осадков Общество, 08:34
Газета № 014 (2270) (2801) 28 янв 2016, 00:25
Наталья Суворова
Денежный элемент
Можно ли заработать на производстве водородных топливных аккумуляторов
Фото: Владислав Шатило для РБК

Предприниматель Данила Шапошников говорит, что взялся вывести продукт на рынок из лаборатории. Стартап AT Energy делает водородные топливные элементы, на которых беспилотники смогут летать в разы дольше, чем сейчас.

Предприниматель Данила Шапошников помогает ученым Юрию Добровольскому и Сергею Нефедкину коммерциализировать их изобретение — компактные водородные топливные элементы, которые могут работать несколько часов, не боясь мороза и влаги. Созданная ими компания AT Energy уже привлекла около 100 млн руб. инвестиций и готовится к покорению мирового рынка беспилотных летательных аппаратов объемом $7 млрд, на котором пока преимущественно используют литиево-ионные аккумуляторы.

Из лаборатории на рынок

Начало бизнесу положило знакомство Шапошникова с двумя докторами наук в области энергетики и электрохимии — Добровольским из Института проблем химической физики РАН в Черноголовке, и Нефедкиным, возглавляющим Центр водородной энергетики в Московском энергетическом институте. У профессоров была идея, как делать низкотемпературные топливные элементы, но они не понимали, как вывести свое изобретение на рынок. «Я выступил предпринимателем-инвестором, который рискнул вывести продукт в рынок из лаборатории», — вспоминает Шапошников в интервью РБК.

В августе 2012 года Шапошников, Добровольский и Нефедкин зарегистрировали компанию AT Energy (ООО «Эй Ти Энерджи») и стали готовить опытные образцы. Компания подала заявку и стала резидентом Сколково. Весь 2013 год на арендованной базе института в Черноголовке основатели AT Energy работали над тем, чтобы радикально увеличить срок работы аккумуляторов на основе топливных элементов. «Черноголовка — наукоград, там достаточно легко найти и привлечь к работе лаборантов, инженеров и электрохимиков», — говорит Шапошников. Потом AT Energy переехала в черноголовский технопарк. Там и появился первый продукт — топливный элемент для беспилотников.

«Сердцем» топливного элемента, разработанного в AT Energy, является мембранно-электродный блок, в котором происходит электрохимическая реакция: с одной стороны подается воздух с кислородом, с другой — сжатый газообразный водород, в результате химической реакции окисления водорода вырабатывается энергия.

Под реальный продукт AT Energy смогла получить два гранта Сколково (в сумме почти 47 млн руб.), а также привлечь около $1 млн инвестиций. В проект поверили фонд North Energy Ventures (получил 13,8% AT Energy, его партнером является сам Шапошников), венчурный фонд Московского физико-технического института Phystech Ventures (13,8%) и девелопер «Мортон» (10%); напрямую Шапошникову и Добровольскому сейчас принадлежит по 26,7% AT Energy, а Нефедкину — 9% (все — по данным ЕГРЮЛ).

Летает дольше, еще дольше

На сегодняшний день почти 80% беспилотников в мире используют электрические двигатели, которые питаются от литиево-ионных или литиево-полимерных аккумуляторов. «Самая большая проблема с батарейками — в том, что в ней есть ограничения энергоемкости по габаритам. Хочешь в два раза больше энергии — ставь еще один аккумулятор, и еще один, и т. д. А в беспилотниках самый важный параметр — это его масса», — объясняет Шапошников.

От массы беспилотника зависит его полезная нагрузка — количество устройств, которые можно на него повесить (например, камеры, тепловизоры, сканирующие устройства и пр.), а также время полета. На сегодняшний день дроны летают в основном от получаса до полутора часов. «Полчаса это неинтересно, — говорит Шапошников. — Получается, только ты его поднял в воздух, как уже пора менять аккумулятор». Кроме того, литиево-ионные батареи капризно себя ведут при отрицательных температурах. Шапошников утверждает, что разработанные в AT Energy топливные элементы позволяют дронам летать до пяти раз дольше: от двух с половиной до четырех часов, а мороза не боятся (до минус 20 градусов).

Расходные материалы и комплектующие для своих аккумуляторов AT Energy закупает как в России, так и за рубежом. «Для научных разработок подразумеваются небольшие серии, так что мы пока ​​​не можем дать потенциальным российским производителям необходимых нам компонентов горизонт планирования, чтобы они могли локализовать их производство», — объясняет Шапошников.​​

В 2014 году AT Energy выполнила первые контракты: поставила 20 аккумуляторных систем на основе своих топливных элементов военным (заказчика Шапошников не называет). Ими также были оснащены дроны компании «АФМ-Серверс», которая использовала их при видеосъемке Олимпиады в Сочи. «Одна из целей компании была протестировать наши системы на беспилотниках, и нам было все равно, заплатят нам за это или нет», — вспоминает Шапошников. На сегодняшний день у AT Energy подписан ряд контракт​ов и предконтрактов, потенциальная выручка по которым, по словам Шапошникова, составляет 100 млн руб. (в основном с госструктурами).

Финансовые результаты деятельности AT Energy Шапошников не раскрывает. По данным «Контур.Фокус», в 2014 году компания имела выручку в 12,4 млн руб. и чистый убыток в 1,2 млн руб. Стоимость топливных элементов мощностью до 0,5 кВт производства AT Energy, по словам Шапошникова, колеблется в интервале $10–25 тыс., в зависимости от типа беспилотника, стоящих перед ним задач, длительности полета и других параметров.

Девальвация рубля, по словам Шапошникова, облегчит компании выход на мировой рынок. «Мы ставим себе цель в 2016 году завязать отношения с западными игроками, а в 2017 году сделать первые продукты для основных типов зарубежных беспилотников», — говорит он.