Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Дорога не дешевеет
Лента новостей 16:01 МСК
Продажа активов помогла «Интер РАО» увеличить полугодовую прибыль втрое Бизнес, 15:51 Турция через Россию уведомила Дамаск о начале военной операции в Сирии Политика, 15:40 Путин отказался от поездки на матч по футболу между Россией и Турцией Общество, 15:39 СМИ узнали имя нового главы управления собственной безопасности ФСБ Политика, 15:36 Папа римский встретился с основателем Facebook Марком Цукербергом Технологии и медиа, 15:34 Один из претендентов на «Башнефть» попросил изменить условия приватизации Бизнес, 15:34 Песков отказался комментировать возможные удары России и США по Алеппо Политика, 15:33 Кремль счел некорректным вопрос о возможной дестабилизации в Узбекистане Политика, 15:19 МИД назвал устаревшим договор об обычных вооружениях в Европе Политика, 15:08 СК нашел надругавшегося над девочкой в самолете мужчину Общество, 15:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 65,07 Продажа 65,07 EUR НАЛ. 72,84 72,86 СБУ назвала ложной информацию о «секретной тюрьме» в Харькове Политика, 14:52 Порошенко уволил главу администрации президента Политика, 14:49 Войска ПВО Западного округа вывели С-300 и С-400 на учебные стрельбы Общество, 14:42 Работники поставщика АвтоВАЗа перекрыли трассу из-за долгов по зарплате Бизнес, 14:40 Курс евро на завтра  14:36 EUR ЦБ 72.7996 -0.2896 Курс доллара на завтра  14:36 USD ЦБ 65.081 +0.3430 Расплата за снос: стоит ли судиться с московской мэрией? Александр Зелепухин руководитель направления «Недвижимость и строительство» коллегии адвокатов «Малов и партнеры» Мнение, 14:35 «Укроборонпрому» поручили создать не уступающее российскому оружие Политика, 14:27 СМИ узнали об обсуждении скоординированных ударов России и США по Алеппо Политика, 14:13 Срок следствия по «болотному делу» продлен до марта 2017 года Политика, 14:10 «Эксмо» подало к «Яндексу» иск о блокировке пиратских ссылок Технологии и медиа, 14:09 «Аэрофлот» закончил полугодие прибылью впервые с 2013 года Бизнес, 14:02 «Уралкалий» заключил контракт на поставку калия в Китай Бизнес, 14:00 В партии Порошенко назвали имя нового главы администрации президента Политика, 13:46 Иран заявил о вторжении в воздушное пространство страны дрона США Политика, 13:31 В ресторане Burger King нашли тело мужчины Общество, 13:22
Газета № 009 (2265) (2101) 21 янв, 00:25
Наталия Телегина
Дорога не дешевеет
Почему Генпрокуратура не может снизить тарифы на проезд по платным трассам
Фото: РИА Новости

Генпрокуратура предлагает чиновникам ограничить стоимость проезда по платному участку дороги М11 — Москва — Солнечногорск. Впрочем, предельный тариф на отрезке уже задан, и максимальные 600 руб. за отрезок в них укладываются.

Предельный тариф — два средних

В среду Генеральная прокуратура предложила правительству установить предельный тариф для действующего участка платной трассы М11 (Москва — Солнечногорск). Пока ​это единственный результат проверки, начатой ведомством после жалоб водителей на слишком высокую стоимость проезда: до 600 руб. с легковой машины за отрезок пути в 43 км.

Едва ли стоит ждать быстрой реакции правительства на заявление Генпрокуратуры. Дело в том, что предельный тариф уже существует — его формула прописана в концессионном соглашении между Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и управляющей участком Северо-западной концессионной компанией (СЗКК) от 2009 года, рассказали РБК несколько источников, знакомых с текстом документа.

Так называемый предельный тариф есть и в конкурсной документации на строительство платной дороги (утверждена приказом Федерального дорожного агентства от 13 сентября 2007 года №64). Там сказано, что он равняется средневзвешенному тарифу, умноженному на 2 (для участка с 15-го по 29-й км трассы М11) либо на 1,5 (с 29-го по 58-й км). Каждый из участников конкурса предлагал свой средневзвешенный тариф. Подведение итогов состоялось осенью 2008 года. Победителем оказалась СЗКК, дочерняя компания французской компании Vinci, участвовавшей в конкурсе совместно с банком ВТБ. СЗКК тогда предложила средневзвешенный тариф для легковых автомобилей 3,6 руб./км (без НДС) для легковушек.

По условиям соглашения средневзвешенный тариф каждый год индексировался на инфляцию, и сейчас он превышает 9 руб./км (с  НДС), пояснил источник в СЗКК. Таким образом, максимальная стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска может приближаться к 700 руб. А фактический максимум, который платит водитель легкового автомобиля, — 600 руб. (Солнечногорск — Москва) или 500 руб. (Москва — Солнечногорск).

«Тарифы за проезд на новом участке разработаны в жестком соответствии с методикой расчета концессионного соглашения и проверены концедентом на соответствие средневзвешенным и предельным значениям, прописанным в концессионном соглашении и конкурсной документации, — сообщил РБК официальный представитель в СЗЗК. — Тарифы учитывают обеспечение инвестиций, вложенных в строительство современной скоростной дороги (36,3 млрд руб. — РБК), обеспечение банковских кредитов и расходов на содержание и эксплуатацию участка».

СЗКК ожидает разъяснения в связи с заявлением Генпрокуратуры, добавил представитель компании. В ГК «Автодор», выступающей концедентом от имени РФ, РБК подтвердили, что все тарифы СЗКК прошли проверку на соответствие условиям концессии.

Закон о концессиях был принят в 2005 году, он задает рамки для определения размеры платы за проезд по дорогам, которые строятся с участием частных инвесторов. «Главная проблема — само соглашение: оно сформулировано так, что дает концессионеру широкое полномочие при выборе тарифов. Он зависит от времени ​суток, частоты поездок пользователя и других факторов. Да и коридор, когда максимальный тариф вдвое превышает средний, является очень широким», — говорит источник РБК, консультировавший авторов концессионного договора между СЗКК и Росавтодором.

Конкурс по участку М11 от Москвы до Солнечногорска был одним из двух первых концессионных конкурсов в России. В 2007 году, когда готовился документ, рынок еще относился к концессиям настороженно, поэтому чиновники, желая привлечь потенциальных игроков, формулировали условия мягко и расплывчато, вспоминает собеседник РБК. «Возьмем для сравнения нынешние концессии, например по «Платону»: в нем четко указана плата за каждый километр трассы, — продолжает источник. — Да и в конкурсах на дальнейшие участки М11 тарифы формулировались жестче».

Компенсации в обмен на цены

Итогом проверки Генеральной прокуратуры стало предложение правительству подумать о предельном уровне тарифов. Нарушений в работе СЗКК и тарифах на платном участке Москва — Санкт-Петербург прокуроры не нашли.

«Стоимость проезда определяет Росавтодор на основании правил, утвержденных правительством России и методики расчета, установленной Министерством транспорта», — сообщил РБК официальный представитель Федеральной антимонопольной службы. Он отметил, что ФАС не регулирует тарифы на проезд по платным дорогам.

«Снизить предельные тарифы в рамка​х уже действующего документа [концессионного соглашения] невозможно, а чтобы внести изменения в концессию, нужно отдельное распоряжение правительства, — говорит источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. — К тому же встанет вопрос о компенсации выпадающих доходов». Денег на такие выплаты в 2016 году в федеральном бюджете не предусмотрено.

Прецедент ограничения цен на проезд по платным дорогам снизит инвестиционную привлекательность частно-государственного партнерства, говорят юристы: чиновники будут настаивать на фиксации цен на проезд, а инвесторы — стремиться максимально расширить для себя возможность взыскать компенсацию. «Если правительство решит изменить существующие правила, снизить тариф — это плохо, ведь концессионер строит определенную базовую модель, — говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. — А вопрос, кто будет нести убытки, концедент или концессионер, зависит от формулировки соглашения».

В 2015 году представители «Автодора» говорили, что надо посмотреть на загрузку новой платной дороги в течении года-двух — как правило, такой срок требовался водителям в Европе, чтобы понять, выгодно или нет платить за езду по платным дорогам. Однако в середине декабря прошлого года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев назвал существующую плату за проезд на участке Москва — Солнечногорск «катастрофой». Тысяча рублей в день, по словам главы региона, «не по карману автомобилистам». «Поэтому трасса фактически пустует», — говорил Воробьев.

В этом году представители Московской области, Министерства транспорта, «Автодора» и СЗКК создали рабочую группу, которая обсуждает варианты снижения тарифа. Во вторник, 19 января, на очередном совещании не было принято никакого решения, рассказал РБК его участник. «Разговоры о снижении тарифа встречали серьезное сопротивление со стороны СЗКК», — уточнил наш собеседник. Следующая встреча состоится на следующей неделе, 26 января.

Выводы Генпрокуратуры могут повлиять на ситуацию с тарифами, сделав концессионера более сговорчивым, допускает еще один источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. Если не менять бизнес-модель, выход из ситуации в том, чтобы предложить абонементы по льготным тарифам автовладельцам, которые живут в районе платной трассы и могут пользоваться ею в ежедневном режиме.