Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Пересчитывая «Платона»
Лента новостей 16:12 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  16:00   USD НАЛ. Покупка 56,85 Продажа 56,86 EUR НАЛ. 63,60 63,70 Власти Эстонии предписали российским консулам покинуть страну Политика, 15:55 Серебренников прокомментировал в обращении ситуацию с обысками Политика, 15:53 В парламенте Чечни ответили на доклад HRW о преследовании геев Общество, 15:41 «Собеседник» получил претензии от «связанных с Медведевым» фондов Политика, 15:37 Минтруд рассказал о стоимости повышения МРОТ для региональных чиновников Политика, 15:35 Глава МЧС отчитал чиновников в затопленном Ставрополье за «белые рубашки» Общество, 15:34 Правительству предложили отозвать законопроект о курортном сборе Экономика, 15:04 В Египте при атаке террористов погибли более 25 христианских паломников Общество, 15:02 Россия и Китай выступили за полную денуклеаризацию корейского полуострова Политика, 14:59 Премьер Грузии призвал граждан «жить ценностями Руставели» Политика, 14:59 В Приморье на таможне задержали 77 тыс. банок Red Bull Общество, 14:50 Акционеры Сбербанка приняли решение втрое увеличить размер дивидендов Финансы, 14:22 Минута приговора: почему Верховный суд хочет сэкономить судьям время Вадим Волков, Дмитрий Скугаревский Мнение, 14:22 Минтруд назвал затраты на рост МРОТ для работников федеральных госорганов Экономика, 14:04 В Египте при атаке на автобус с христианами погибли 23 человека Общество, 14:02 В фонде Навального извинились за ошибки в ролике о Ковальчуке Политика, 13:53 Путин продлил срок полномочий бизнес-омбудсмена Титова Общество, 13:43 «Диссернет» не пустили на заседание президиума ВАК Общество, 13:39 Полиция пришла с обысками к координатору «Открытой России» в Казани Политика, 13:34 HRW узнала о роли главы парламента Чечни в издевательствах над геями Общество, 13:33 Давнее дело: откуда появилось обвинение Усманова в изнасиловании Политика, 13:27 Песков ответил на заявления о дистанцировании Кремля от реновации Политика, 13:25 «Дождь» рассказал о недвижимости родни и окружения Кадырова в Москве Политика, 13:24 Курс евро на завтра  13:16 EUR ЦБ 63.6689 +0.6573 Курс доллара на завтра  13:16 USD ЦБ 56.756 +0.6859 Кремль заявил об отсутствии «четкой позиции» по административной амнистии Политика, 13:15 В Кремле рассказали о позиции Путина по Украине на встрече с Макроном Политика, 13:04
Газета № 216 (2233) (2411) 24 ноя 2015, 00:25
Альберт Кошкаров, Яна Милюкова
Пересчитывая «Платона»
Как дорожный сбор повлияет на инфляцию
Фото: Коммерсантъ

Президент Сбербанка Герман Греф считает, что новый дорожный сбор — ошибка властей: из-за него цены в России вырастут на 1,5% в 2016 году. В правительстве есть люди, которые с этим согласны.

В понедельник Герман Греф раскритиковал введение платы для грузовиков. «Система взимания платы с фур за проезд по федеральным дорогам «Платон» введена в эксплуатацию с проектными ошибками», — заявил Греф, выступая на съезде «Опоры России». По его словам, сбои в работе системы начались «с самого первого шага», что отразится на логистике, строительстве и ассортименте товаров в магазинах. «В следующем году вклад в инфляцию этого изменения составит 1,5 п.п.», — считает глава Сбербанка. Текущий прогноз Sberbank CIB по инфляции в 2016 году составляет 7%.

Точка зрения банкира совпала с мнением предпринимателей, которые полагают, что сбор с большегрузов может добавить до 2,7 п.п. к инфляции в 2016 году. Транспортная составляющая в стоимости товара составляет от 3 до 70% в зависимости от географии доставки, типа продукции и ее стоимости, объяснял бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме на имя президента России Владимира Путина от 19 ноября (копия есть у РБК).

Новый сбор (сейчас — 1,53 руб. за 1 км) автоматически увеличивает транспортные издержки не менее чем на 5%, а планируемый в марте 2016 года рост тарифа до 3,06 руб. за 1 км — на 10,2%, пишет Титов. Ссылаясь на «оценку специалистов», он утверждает, что новый сбор может привести к увеличению текущего уровня инфляции на 2,7 п.п.

Бизнес-омбудсмен предложил перевести работу «Платона» в тестовый режим на год, поскольку, по его мнению, система оказалась не готова к работе.

Расхождения властей

В Банке России и Минфине опасений бизнеса не разделяют. «Полагаем, что влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции окажется несущественным и будет носить разовый характер», — сообщила пресс-служба ЦБ. Регулятор считает, что вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысит 0,1 п.п. и в текущем, и в следующем году. Влияние сбора на прирост цен на непродовольственные товары и услуги в Банке России оценивают еще ниже.

В Минфине тоже считают, что эффект дорожного сбора для потребительских цен будет пренебрежимо мал. «Учитывая совокупный оборот товаров и услуг, который есть в потребительской корзине, вклад в годовую инфляцию будет минимальным и вряд ли превысит 0,1 п.п.», — заявил заместитель министра финансов Максим Орешкин агентству ТАСС.

Однако согласия в том, как повлияет дорожный сбор на рост цен, нет и в самом правительстве. Минэкономразвития оценивает вклад нового сбора в инфляцию на уровне 1–2 п.п., сообщил РБК представитель ведомства (это близко к тому, что сказал Греф). Учитывая, что базовый официальный прогноз по инфляции в 2016 году составляет 6,4%, сбор может увеличить его почти на треть (если ориентироваться на вклад сбора в инфляцию в 2 п.п.).

Ранее об этом говорилось в заключении Минэкономразвития на проект постановления Минтранса, предполагающего снижение платы за проезд большегрузов. «Повышение затрат бизнеса на грузоперевозки приведет к росту цен на перевозимые товары. увеличение себестоимости готовой продукции оценивается субъектами предпринимательской деятельности до 3%», — говорится в документе.

«Десятые доли процента»

«Конечно, зависимость между повышением стоимости грузоперевозок и стоимостью продуктов на прилавках есть, но влияние этого фактора на инфляцию оценить довольно сложно», — говорит главный экономист Bank of America Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский. По его словам, основной вклад в инфляцию сейчас вносит девальвация рубля. «Именно поэтому у нас инфляция сейчас 15%, а не 7–8%, как это обусловлено монетарными факторами», — отмечает он. По словам экономиста, основным фактором, сдерживающим рост инфляции, является падение потребительского спроса. «В условиях спада продаж возможности бизнеса переложить на граждан свои расходы ограничены», — добавляет Осаковский.

По мнению главного эксперта центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егора Сусина, новый дорожный сбор окажет минимальное влияние на инфляцию — «десятые доли процента». «С учетом того, как в стране считается показатель инфляции, его зависимость от роста цен на продовольствие не столь высока. Доля тарифов и роста цен на услуги более весома», — отмечает он. Так, вклад роста тарифов в инфляцию он оценивает в 2 п.п. «К тому же транспортная составляющая в расходах розничных сетей невелика, поэтому в росте цен на продукты она почти не участвует», — уверен Сусин.

Плату за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 т по федеральным трассам ввели с 15 ноября. Расчет платы производится в специальной системе «Платон», созданной компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС)  — это совместное предприятие Игоря Ротенберга и инвестиционного фонда «РТ-Инвест» («дочка» госкорпорации «Ростех»). Неоплаченный проезд или отсутствие счетчика будут наказываться штрафами как для водителей, так и для владельцев транспортных компаний.

Введение налога спровоцировало протесты дальнобойщиков в регионах, которые жалуются не только на сам сбор, но и на массовые сбои в системе. На прошлой неделе прошла вторая волна забастовок. Водители-дальнобойщики перекрывали улицы, устраивали «цепи протеста» вдоль трасс и пикетировали офисы системы «Платон». По подсчетам РБК, акции протеста прошли как минимум в 24 регионах.