Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Выехали на слабом рубле и панике
Лента новостей 23:42 МСК
Билет в космос: зачем S7 купила «Морской старт» Бизнес, 23:11 Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 64,25 Продажа 64,25 EUR НАЛ. 71,94 71,98 В Британию прибыла первая партия сланцевого газа из США Экономика, 22:06 Новым военным руководителем ИГИЛ стал генерал из армии Саддама Хусейна Общество, 21:54 Сергей Иванов обсудит с нефтяниками отказ от экспорта через Прибалтику Бизнес, 21:22 Власти Москвы утвердили единый облик киосков в подземных переходах Общество, 21:19 СКР возбудил уголовное дело после скандала в школе №57 Политика, 21:07 Верховный муфтий России поддержал предложение о запрете абортов Общество, 20:41 «Дочка» РЖД занялась поиском новой стратегии Бизнес, 20:32 СМИ сообщили об освобождении заложника в центре Москвы Общество, 20:23 Фигуранты дела о хищении квартир Минобороны получили тюремные сроки Общество, 20:05 Депутаты проигравших партий отказались присоединиться к единороссам Политика, 20:05 S7 купила космодром «Морской старт» Бизнес, 19:54 Минтранс оценил готовность аэропорта Каира к приему рейсов из России Бизнес, 19:45 СМИ сообщили о вызове семьи экс-президента Израиля для прощания с ним Общество, 19:40 СКР предложил отправить убившую ребенка няню на принудительное лечение Общество, 19:17 The Guardian анонсировала выводы следователей о гибели Boeing в Донбассе Политика, 19:11 Телеканал РБК объявил о новых назначениях Технологии и медиа, 18:53 Патриарх Кирилл подписал обращение за полный запрет абортов в России Общество, 18:50 Оператор «Платона» нашел возможность заработать на данных перевозчиков Бизнес, 18:49 Москва опубликовала текст соглашений с США по Сирии Политика, 18:34 Facebook открыл вакансию директора по лицензированию музыки Технологии и медиа, 18:33 Губернатор Петербурга заметил в отчетах чиновников о ЖКХ фото 50-х годов Общество, 18:21 Сирийские войска начали крупную наземную операцию в Алеппо Политика, 18:14 Резиденты поневоле: как Минфин «помог» проживающим за рубежом россиянам Александр Захаров партнер Paragon Advice Group Мнение, 17:59 ЦБ выявил вывод из «ЕвроАксис Банка» около 1 млрд руб. Финансы, 17:53 Богатейший китаец задумался о покупке учредителя премии «Золотой глобус» Бизнес, 17:29
Газета № 005 (2022) (1601) 16 янв 2015, 00:25
Роман Асанкин
Выехали на слабом рубле и панике
Декабрь 2014 года стал для автодилеров лучшим в истории, 2015-й отбросит их на шесть лет назад
Фото: Bloomberg

Дешевая нефть и слабый рубльспровоцировали небывалый спрос на автомобили в декабре прошлого года. За месяц в России было продано 270,7 тыс. машин – больше чем в конце 2013 года, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса. В выигрыше оказались автопроизводители из массового сегмента: Mazda и Mitsubishi улучшили продажи на 61 и 51% соответственно. В премиальном лидировали Infiniti и Porsche – рост на 69 и 66%. В этом году российский авторынок может обвалиться на 40%.

В декабре 2014 года в России было продано 270,7 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей – на 2,4% больше, чем за тот же месяц годом ранее, отчиталась вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Рост относительно ноября составил более 18%. В целом по итогам года автомобильный рынок сократился на 10,3%, до 2,5 млн машин.

По оценке «Автостата», декабрьский спрос стал самым сильным за всю историю российского авторынка. Он также позволил улучшить статистику суммарного объема продаж в 2014 году на 1,3 процентного пункта – по итогам января–ноября отставание от прошлогодних результатов составляло 11,6%.

Ажиотажный спрос на автомобили в декабре был спровоцирован резким падением курса рубля, а затем и цены на нефть, говорит коммерческий директор ГК «Автомир» Виталий Грошенков: «Еще в октябре мы думали, что в декабре будет затишье». «Люди в прямом смысле бились за машины: между собой, с продавцами. Проблема усугублялась тем, что никто не понимал, что происходит», – добавляет он. По словам Грошенкова, на волне ажиотажа проявилось два типа покупателей. Первые вкладывались в покупку автомобиля в надежде сохранить деньги. Хотя на деле машина быстро дисконтируется, поэтому это не самое лучше вложение средств. Вторые – покупатели из Белоруссии и Казахстана.

В сегменте массовых брендов главными бенефициарами декабрьского автомобильного бума стали Mazda и Mitsubishi – рост продаж на 61 и 51% соответственно. На третьем месте Kia – 26%. Но если у Mazda и Mitsubishi рост был и относительно ноября (54 и 61%), то продажи Kia, наоборот, снизились более чем на 2%.

Главными аутсайдерами в массовом сегменте стали Chevrolet, Skoda и Ford. Несмотря на ажиотажный спрос в декабре, продажи этих брендов упали более чем на четверть. Минус 9% показал АвтоВАЗ.

В премиальном сегменте максимальный рост продаж был у Infiniti и Porsche – 69 и 66% соответственно. Замыкала тройку лидеров Audi – 15%. Относительно ноября Infiniti увеличила продажи на 95%, Porsche – на 43%, Audi – на 11%. Отрицательные показатели в декабре были у BMW и Land Rover – 14 и 7%.

«По моим ощущениям, в декабре около 60% покупок были сугубо эмоциональными», – говорит Виталий Грошенков. Например, абсолютным лидером по росту продаж стала Isuzu. В декабре японский автоконцерн увеличил продажи в России в 11 раз, до 188 автомобилей.

«2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже», – заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе. Согласно прогнозу организации, в текущем году российский авторынок сократится еще на 600 тыс. машин, или 24%, до 1,89 млн штук.

Участники рынка считают прогноз АЕБ оптимистичным. По оценке генерального директора Suzuki в России Коичи Такакура, объем продаж автомобилей может упасть до 1,5 млн штук. Это уровень кризисного 2009 года. Этого не исключает и глава ассоциации российских автодилеров (РОАД) Владимир Моженков.

Главная задача автопроизводителей – не потерять позиции в России, втором по величине рынке в Европе после Германии. По словам руководителя Skoda в России Любомира Наймана, в 2015 году компания будет стремиться сохранить рыночную долю (по итогам 2014 года – 3,4%). «Соотношение продаж автомобилей российской сборки и импортируемых также останется на текущем уровне – 90 на 10%», – уточнил он. Коичи Такакура добавил, что сейчас из-за курсовых разниц стало выгоднее возить машины, собранные в Японии. Это значит, что японские бренды получат преимущество в ценообразовании.

Но есть те, кто попытается извлечь выгоду из кризисной ситуации. В 2015 году Kia планирует развернуть агрессивную кампанию по ценообразованию и продвижению бренда, заявил РБК управляющий директор компании в России Артем Гусаров. «В общем, будет интересно. Мы намерены увеличить нашу рыночную долю как минимум до 8%», – уточнил он. По итогам 2014 года Kia занимала 7,85% российского рынка.

Из-за падения продаж проблемы могут возникнуть у автодилеров, отмечает Владимир Моженков: «Первые две недели января, например, были совершенно пустыми». По его оценке, в 2015 году из 4,5 тыс. дилерских центров может закрыться около 600.