Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Эрдоган назвал США нецивилизованной страной из-за ордера на арест охраны 00:51, Политика Миллиардер Андрей Бабиш выиграл парламентские выборы в Чехии 00:44, Политика Правительство Мальты предложило €1 млн. за данные об убийцах журналистки 00:27, Общество В Киеве задержали главу «Организации украинских националистов» 00:00, Политика ВОЗ заявил о пересмотре назначения президента Зимбабве послом доброй воли 21 окт, 23:25, Политика Каталонцы вышли на марш против решения о роспуске правительства региона 21 окт, 23:11, Фотогалерея  В Адыгее обезвредили авиабомбу времен Великой Отечественной Войны 21 окт, 22:39, Общество Пучдемон назвал действия Мадрида сквернейшими со времен диктатуры Франко 21 окт, 22:19, Политика Российские фигуристы выиграли более половины наград на домашнем Гран-при 21 окт, 22:18, Спорт Саакашвили сообщил об исчезновении троих своих соратников 21 окт, 22:01, Политика В Каталонии отказались признать решение Мадрида о приостановке автономии 21 окт, 21:51, Политика Слуцкий впервые победил в гостях в чемпионате Англии 21 окт, 21:47, Спорт В Москве при пожаре в коллекторе около МГИМО погибли два человека 21 окт, 21:18, Общество «Спартак» потерял очки в матче с «Амкаром» 21 окт, 21:04, Спорт Саакашвили представил план спасения Украины 21 окт, 20:58, Политика Путин обратился к участникам фестиваля молодежи в Сочи по-английски 21 окт, 20:48, Общество У советских памятников в Литве поставили таблички о несоответствии правде 21 окт, 20:22, Общество В Красноярском крае опрокинулся пассажирский автобус 21 окт, 20:07, Общество В Минске состоялась акция белорусской оппозиции 21 окт, 19:15, Политика В МИДе допустили изменение российских законов для противодействия США 21 окт, 19:10, Политика Чемпионат России по футболу. «Спартак» — «Амкар». Онлайн 21 окт, 19:00, Спорт Сторонники независимости Каталонии вышли на демонстрацию в Барселоне 21 окт, 18:25, Политика ВОЗ выбрала президента Зимбабве послом доброй воли 21 окт, 18:10, Политика Путин рассказал молодежи о технологии «страшнее ядерной бомбы» 21 окт, 17:51, Политика Трамп заявил о готовности обнародовать документы об убийстве Кеннеди 21 окт, 17:28, Политика Рособрнадзор отозвал лицензии у двух вузов 21 окт, 17:12, Общество Суд в Москве отправил под домашний арест главу подразделения МВД столицы 21 окт, 16:36, Политика Синоптики назвали дату прихода в Москву снежного сезона 21 окт, 15:51, Общество
Vi будет продлевать
Газета № 170 (1945) (1509) //2518 Общество, 15 сен, 2014 01:25
0
Vi будет продлевать
Главный продавец рекламы останется селлером Национальной медиа группы
Фото: ИТАР-ТАСС

Как выяснил РБК, группа «Видео Интернешнл» (Vi) продолжит продавать рекламу на РЕН ТВ и «Пятом канале». Пять лет назад, после того как Vi договорилась с входящими в медиахолдинг Юрия Ковальчука вещателями, из администрации президента был изгнан один из основателей Vi, Михаил Лесин, а против группы спешно ввели антимонопольные ограничения.

Еще одна пятилетка

РЕН ТВ продлил истекающий в декабре этого года контракт с Vi, сообщила РБК руководитель пресс-службы канала Стася Шульга. Источник, близкий к акционерам Vi, это подтвердил, уточнив, что на очередные пять лет продлен также заканчивающийся в декабре договор на обслуживание «Пятого канала». Представитель этого канала на запрос не ответил. Заместитель директора Vi по корпоративным коммуникациям Елизавета Свиридова пообещала комментарий в понедельник.

Сейчас Vi продает рекламу в эфире девяти федеральных эфирных телеканалов: помимо РЕН ТВ и «Пятого» это «Первый», ТВ-3, «Пятница», «2х2», «Ю», Disney и «Карусель». Все они, по оценке «Квенди Руссмедиааудит», в 2013 году заработали на рекламе только в федеральном теле­эфире (когда один и тот же ролик выходит во всех городах) почти 54,4 млрд руб. с НДС и комиссией продавца.

При этом РЕН ТВ является вторым по значимости клиентом Vi после «Первого»: их прошлогодняя рекламная выручка оценивается соответственно в 6,7 млрд и 28,5 млрд руб. «Пятый канал» занимает четвертое место, пропуская вперед ТВ-3: у них 4,9 млрд и 5,4 млрд руб. соответственно. Сама Vi при средней 12‑процентной комиссии могла в 2013 году заработать на размещении рекламы в федеральном эфире РЕН ТВ и «Пятого» почти 1,4 млрд руб.

Сохранили бизнес

Начавшееся в 2010 году сотрудничество Vi и каналов Национальной Медиа Группы, по сути, изменило весь рекламный рынок. Получалось, что Vi увеличивала число своих клиентов с 11 до 13: тогда группа продавала рекламу еще и в эфире каналов ВГТРК («Россия 1» и «Россия 2») и холдинга «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и «Перец»).

О подписанных договорах стороны объявили осенью 2009 года. До этого рекламу в эфире РЕН ТВ и «Пятого» несколько лет продавали выступающие альянсом сейлз-хаус «Газпром-Медиа» и агентство «Алькасар». Кроме этих каналов они обслуживали НТВ, ТНТ и «ТВ Центр» (сейчас продолжают это делать, с 2013 года еще одним клиентом стала «Звезда»).

Смена каналами Национальной Медиа Группы продавца была болезненно воспринята руководством «Газпром-Медиа». Холдинг пожаловался на Vi, как рассказывали тогда в самой группе, в администрацию президента. В ноябре 2009 года из администрации президента Дмитрия Медведева был уволен его советник, один из основателей Vi, Михаил Лесин. Причем, как передавал тогда Интерфакс, с формулировкой «за несоблюдение правил госслужбы и этики поведения госслужащего».

В декабре 2009 года в Госдуму были внесены и приняты всего за одну неделю поправки в закон «О рекламе», ограничившие долю продавца телерекламы 35% от всех привлеченных на федеральные телеканалы рекламных бюджетов за два предыдущих года.

Поправки вступали в силу с января 2011 года: подразумевалось, что Vi, контролировавшая к тому времени не менее 70% всех продаж телерекламы, не сможет сохранить свой бизнес.

Но летом 2010‑го у группы сменились собственники: у основателей и топ-менеджеров 100% Vi приобрели структуры банка «Россия» и его учредителей — «Сургутнефтегаза» и «Севергрупп» Алексея Мордашова. Позже из отчетности СОГАЗа стало известно, что крупнейший продавец телерекламы мог быть тогда оценен примерно в 5,77 млрд руб., или $183 млн. По состоянию на 31 декабря 2013 года справедливая стоимость всей Vi, по версии СОГАЗа, равнялась 6,04 млрд руб., или $184,5 млн.

После смены акционеров законодательные ограничения стали для Vi формальностью. Она сохранила за собой продажи рекламы в эфире восьми федеральных каналов («Карусель» добавилась к ним только в конце 2013 года), а ВГТРК и «СТС Медиа» стала оказывать так называемые консультационные услуги. Вознаграждение за них оказалось сопоставимо с комиссией за полноценный сервис: 12% за вычетом фиксированной суммы за предоставленный софт.

В 2013 году ВГТРК и «СТС Медиа» заработали на рекламе в федеральном эфире, по подсчетам «Квенди Руссмедиааудит», 42,6 млрд руб., что подразумевает вознаграждение Vi в размере около 5,1 млрд руб.

Ограничения сняты

Доля обслуживаемых Vi каналов при размещении рекламы в федеральном эфире превышала допустимые 35%. Но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ни разу не осмелилась признать преимущественное положение Vi в «сфере распространения телерекламы» и позволяла группе каждый год продлевать истекающие контракты. В 2012‑м — на очередные пять лет с ТВ-3, «Пятницей», «2х2», «Ю» и Disney, в 2013‑м — с «Первым».

Объяснения службы в последние два года были такими: доля клиентов Vi действительно превышает 35%, но при этом доля самого продавца все‑таки меньше предельно допустимого значения. По итогам 2012–2013 года эти показатели, по версии ФАС, составили соответственно 38,33 и 34,6%, что, по подсчетам РБК на основе данных «Квенди Руссмедиааудит», может соответствовать 102,7 млрд руб. с НДС и комиссией продавца и 92,7 млрд руб. Таким образом, в обход Vi каналы привлекли 10 млрд руб.

В октябре 2013 года в медиабизнес вернулся Михаил Лесин, сменив на посту гендиректора «Газпром-Медиа» Николая Сенкевича. Вскоре руководящие должности в «Газпром-Медиа» стали занимать выходцы из Vi. Первым заместителем Лесина стал Владимир Шемякин, до 2011 года отвечавший в Vi за продажи региональной телерекламы. Минувшей весной Шемякин возглавил также сейлз-хаус «Газпром-Медиа», а его бывший гендиректор Сергей Пискарев, наоборот, перешел на работу в Vi. Агентством «Алькасар», которое у его основателей в конце прошлого года выкупил «Газпром-Медиа», сейчас руководит Алексей Южанов, ранее работавший в петербургском офисе Vi. И сейлз-хаус «Газпром-Медиа», и «Алькасар» в этом году переходят на фирменный софт своего конкурента.

Минувшим летом законодательные ограничения для Vi были отменены. Соответствующие поправки в Госдуму в июне внес депутат Игорь Зотов, и они были приняты опять же в рекордные сроки. Введенный предельный порог для продавца телерекламы «в процессе применения доказал свою нежизнеспособность», указывал в пояснительной записке к законопроекту Зотов.

Против этих поправок во время их обсуждения на пленарном заседании выступили все думские фракции, за исключением «Единой России». Именно ее депутаты — Ирина Яровая и Сергей Неверов — в 2009 году внесли в Госдуму законопроект, ограничивающий долю Vi порогом в 35%. Яровая тогда объясняла, что это необходимо сделать, чтобы не допустить монополизма в телерекламе.