Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Метеорологи назвали 26 июля самым жарким днем в Москве с начала года 13:26, Общество Суд обязал СБУ завести уголовное дело против Порошенко 13:23, Политика Война с памятниками: как в разных странах сносят советские монументы 13:14, Фотогалерея  Вступление в НАТО поддержали 66% граждан Грузии 13:09, Политика Ростуризм призвал россиян быть осторожными из-за пожаров на Сицилии 12:55, Общество Российский рынок проигнорировал новости об ужесточении санкций из США 12:54, Деньги Украина выдворила из страны журналистку «России 24» 12:51, Политика «Дочка» «Ростеха» собралась нарастить выручку за счет шубохранилищ 12:41, Бизнес СК передал дело Улюкаева для утверждения обвинительного заключения 12:39, Политика Москалькова призвала дать девушкам право проходить срочную службу в армии 12:33, Политика Как открыть и развивать свое дело в России 12:28, РБК и Билайн СКР сообщил о завершении расследования об убийстве 9 человек под Тверью 12:19, Общество Хакеры украли данные 400 тыс. клиентов банка UniCredit 12:12, Финансы Европейский суд отменил решение об исключении ХАМАС из списка террористов 12:10, Политика Евросоюз убрал из претензий к Ротенбергу упоминание о дзюдо с Путиным 12:02, Политика Аргентинский легионер объяснил причины перехода в «Зенит» 12:01, Спорт СМИ сообщили об аресте замглавы Приморья и обысках в администрации края 12:00, Политика «Шелковый путь» изнутри: мотор в огне, палатка под самолетом и фотомодели 11:52, Авто Порошенко счел важным решение конгресса США по антироссийским санкциям 11:45, Политика Власти Санкт-Петербурга не смогли отстоять логотип студии Лебедева 11:43, Бизнес Промышленники ФРГ заявили о влиянии антироссийских санкций США на страну 11:34, Бизнес Чем бизнес-компьютеры и гаджеты отличаются от обычных 11:30, РБК и HP Депутат объяснил передачу квартир пациентов интерната «своим людям» 11:27, Общество Суд амнистировал фигурантов дела Мастер-банка об обналичке 13 млрд руб. 11:24, Общество Снятый с рейса Delta россиянин рассказал о предложенных $100 компенсации 11:18, Общество Чем благотворительный краудфандинг интересен для крупных компаний 11:10, Партнерский материал
Угроза мира
Газета Общество, 31 июл, 2014 01:25
0
Угроза мира
Какие российские проекты и компании пострадают от санкций
Фото: EPA

Американские и европейские санкции направлены на то, чтобы ограничить доступ России к деньгам и к технологиям. Второе опаснее первого

Банки при деньгах

В новый список секторальных санкций США попали ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк. Теперь они не смогут привлекать займы у американских кредиторов сроком более чем на 90 дней и размещать новые акции для американских инвесторов. Евросоюз также сообщил, что намерен включить в свой санкционный список государственные финансовые институты. Из банков, попавших в санкционный список, сильнее всего может пострадать ВТБ: он наиболее зависим от внешнего фондирования.

Банк России уже пообещал принять «адекватные меры» и помочь банкам, попавшим в санкционный список, в случае необходимости. «Финансисты говорят, что банки, уже попавшие под санкции, даже выиграли. Например, СМП Банк получил серьезную господдержку. И можно ждать, что банки, попадающие под санкции, продолжат получать помощь из различных государственных источников и им также перепадет немало средств. Получается, что, потеряв возможность рефинансировать в основном небольшие относительно общей задолженности долги на западных рынках, такие банки начинают претендовать на существенную господдержку и даже выигрывают от санкций», — говорит аналитик одного из рейтинговых агентств.

Зато для всех остальных фондирование подорожает. «В среднесрочной перспективе санкции приведут к удорожанию финансирования для всех, потому что государственные банки вытянут все ресурсы внутреннего рынка», — говорит управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович. Для негосударственных банков ресурсов станет меньше, борьба за финансирование приведет к его удорожанию.

Бурильщики без технологий

В согласованном варианте списка санкций ЕС есть запрет на экспорт в Россию так называемых чувствительных технологий. Для нефтяников этот пункт может стать принципиальным — эти технологии используются для разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. К ним относят шельфовые проекты «Роснефти» и Exxon Mobil в Арктике, а также «Сахалин-2» — его разрабатывают «Газпром» и Shell. Кроме того, под угрозой окажется проект НОВАТЭКа «Ямал-СПГ», его российская газовая компания реализует совместно с французской Total.

Труднее всего без иностранных технологий придется при разработке арктического шельфа, говорит директор по науке кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Олег Перцовский. Кроме того, в России не развиты технологии горизонтального бурения, многостадийного гидроразрыва пласта и работа с «умными» скважинами (максимально автоматизированными).

Раньше других на решение ЕС среагировала Total, заявив в среду о приостановке планов увеличения доли в НОВАТЭКе. Сейчас Total владеет 18% акций компании. Представитель НОВАТЭКа отказался от комментариев.

В то же время, как говорится в опубликованном накануне финансовом отчете компании за первое полугодие 2014 года, Total продолжит работу в контакте с «Газпромом» по проекту разработки Штокмановского месторождения. «Компания остается в контакте с «Газпромом» по изучению других технических схем, которые подошли бы экономике проекта и по определению будущего участия компании в разработке месторождения», — говорится в документе.

Из-за санкций может быть задержана и реализация некоторых проектов «Роснефти», об этом во вторник заявил президент госкомпании Игорь Сечин. «Мы работаем в разных условиях и готовы в том числе к волатильности, связанной с этими санкциями», — сказал он. В среду вечером «Роснефть» заключила долгосрочное соглашение с North Atlantic Drilling Ltd. о бурении на шельфе. Буровая компания работает в Норвегии, эта страна не входит в ЕС. Если Норвегия присоединится к санкциям ЕС, на соглашении это не отразится, все договоры до 1 августа не подадут под их действие.

Военные без оборудования

Отдельной строкой Евросоюз прописал запрет на экспорт и импорт продукции двойного назначения, если эти товары и технологии предназначены для военных нужд. Новые правила распространяются только на новые контракты. США вчера дополнили свой санкционный список Объединенной судостроительной корпорацией.

«Это серьезная история», — сказал в эфире телеканала «Россия 24» президент ОСК Алексей Рахманов. По его словам, американские акционеры могут оказаться у поставщиков ОСК из других стран, а самым пострадавшим будет гражданский сегмент судостроения. Рахманова больше беспокоят секторальные санкции ЕС, направленные на запрет поставок оборудования для работы на шельфе. Если они коснутся морской техники, ОСК придется «возвращаться к чертежной доске», чтобы пересматривать планы развития вместе с нефтяными компаниями.

Заводы ОСК на Дальнем Востоке до 2025 года получат заказы на 780 млрд руб. на строительство судов для разработки шельфа для «Газпрома» и «Роснефти», говорил в середине апреля вице-премьер Дмитрий Рогозин. Большая часть заказа — суда для работы на шельфе.

Самое страшное в санкциях — то, что США и ЕС не определили четких правил игры, считает президент группы компаний «Транзас» Николай Лебедев. Компания, по собственной оценке, занимает около трети мирового рынка судового навигационного оборудования и тренажеров для подготовки пилотов самолетов и вертолетов и судовых капитанов. «Мы покупаем технологии и в Европе, и в США и продаем туда свои. За всю историю наших взаимоотношений с иностранными партнерами такой неопределенной ситуации не было. Продукцией двойного назначения можно признать все что угодно, в зависимости от политической необходимости», — говорит Лебедев.

Он утверждает, что пока предыдущие санкции никак не сказались на взаимоотношениях его компании с европейскими и американскими партнерами, но очередной раунд ограничений может нарушить их.

Для менее сложной техники, например для автомобилей, поставляемых для военных нужд, комплектующие и технологии уже есть в России, а недостающие можно купить в Китае, что даже удешевит продукцию, рассуждает менеджер одного из российских автопроизводителей — поставщиков армии. По его словам, большинство поставляемых для нужд военных частей пассажирских и транспортных машин даже не имеет статус спецтехники, они почти полностью идентичны гражданским аналогам.

«Пока мы не получали звоночков», — сказал РБК источник, близкий к Объединенной авиастроительной корпорации. По его словам, запрет может быть потенциально опасен для производства военных самолетов, в которых используется авионика европейского производства. «Мы уже давно работаем по части оборудования с Ростехом, который специально для нас организует его производство. Поставщиков части сложных комплектующих можно найти в Корее или на Тайване», — утверждает источник.