Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Угроза мира
Лента новостей 14:13 МСК
В СБУ объяснили обыски в офисах «Яндекса» на Украине делом о госизмене Политика, 14:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 56,60 Продажа 56,63 EUR НАЛ. 63,30 63,35 В СПЧ назвали эвакуацию машин без номеров незаконной Общество, 13:55 В НАТО предложили России отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии Политика, 13:49 «ВИМ-Авиа» объяснила задержки рейсов из Москвы Общество, 13:48 СКР начал проверку из-за смерти петербуржца в отделении полиции Общество, 13:45 Citroen отозвал в России 30 тыс. моделей C4 и DS4 Технологии и медиа, 13:39 Евросоюз на год продлил санкции против Сирии Политика, 13:35 Против стоматолога в Петербурге завели дело за удаление 22 здоровых зубов Общество, 13:23 «Яндекс» рассказал об обысках в офисах компании на Украине Политика, 13:16 У экс-главы Марий Эл арестовали имущество на 1 млрд руб. Общество, 13:13 Синоптики предупредили москвичей о сильном ветре в понедельник Общество, 13:09 В Москве начал работу предвыборный штаб Навального Политика, 13:06 Алишер Усманов пообещал приз автору стикеров о нем Политика, 13:04 Кудрин назвал повышение пенсионного возраста условием роста пенсий на 30% Экономика, 12:58 МИД ответил на обвинения Черногории о вмешательстве в политику страны Политика, 12:57 Фигурант «дела 26 марта» отказался признать вину Общество, 12:48 Патриарх Кирилл сравнил законы о гей-браках с «фашистскими» Политика, 12:41 Курс евро на завтра  12:31 EUR ЦБ 63.3684 -0.3005 Курс доллара на завтра  12:31 USD ЦБ 56.7106 -0.0454 Украина обвинила Россию в связях с ИГ на Ближнем Востоке Политика, 12:16 В Домодедово ответили на сообщения о протестах пассажиров в терминале Общество, 12:14 Правозащитники рассказали о контроле МВД за школьниками-мигрантами Общество, 12:00 СМИ узнали о «резком росте» цен на услуги Mediascope после продажи ВЦИОМу Технологии и медиа, 11:53 Дерипаска назвал ложью сообщение NYT о его просьбе об иммунитете в США Политика, 11:48 Глава банка «Югра» заявил о получении от акционеров около $500 млн Финансы, 11:43 Путин объявил в России Десятилетие детства Политика, 11:35 ФСБ провела обыск у активиста «Открытой России» в Кемерово Политика, 11:32
Газета 31 июл 2014, 00:25
Ася Сотникова, Елизавета Добкина, Анатолий Темкин, Екатерина Метелица, Сирануш Шароян, Наталья Старостина, Яков Ефременко
Угроза мира
Какие российские проекты и компании пострадают от санкций
Фото: EPA

Американские и европейские санкции направлены на то, чтобы ограничить доступ России к деньгам и к технологиям. Второе опаснее первого

Банки при деньгах

В новый список секторальных санкций США попали ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк. Теперь они не смогут привлекать займы у американских кредиторов сроком более чем на 90 дней и размещать новые акции для американских инвесторов. Евросоюз также сообщил, что намерен включить в свой санкционный список государственные финансовые институты. Из банков, попавших в санкционный список, сильнее всего может пострадать ВТБ: он наиболее зависим от внешнего фондирования.

Банк России уже пообещал принять «адекватные меры» и помочь банкам, попавшим в санкционный список, в случае необходимости. «Финансисты говорят, что банки, уже попавшие под санкции, даже выиграли. Например, СМП Банк получил серьезную господдержку. И можно ждать, что банки, попадающие под санкции, продолжат получать помощь из различных государственных источников и им также перепадет немало средств. Получается, что, потеряв возможность рефинансировать в основном небольшие относительно общей задолженности долги на западных рынках, такие банки начинают претендовать на существенную господдержку и даже выигрывают от санкций», — говорит аналитик одного из рейтинговых агентств.

Зато для всех остальных фондирование подорожает. «В среднесрочной перспективе санкции приведут к удорожанию финансирования для всех, потому что государственные банки вытянут все ресурсы внутреннего рынка», — говорит управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович. Для негосударственных банков ресурсов станет меньше, борьба за финансирование приведет к его удорожанию.

Бурильщики без технологий

В согласованном варианте списка санкций ЕС есть запрет на экспорт в Россию так называемых чувствительных технологий. Для нефтяников этот пункт может стать принципиальным — эти технологии используются для разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. К ним относят шельфовые проекты «Роснефти» и Exxon Mobil в Арктике, а также «Сахалин-2» — его разрабатывают «Газпром» и Shell. Кроме того, под угрозой окажется проект НОВАТЭКа «Ямал-СПГ», его российская газовая компания реализует совместно с французской Total.

Труднее всего без иностранных технологий придется при разработке арктического шельфа, говорит директор по науке кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Олег Перцовский. Кроме того, в России не развиты технологии горизонтального бурения, многостадийного гидроразрыва пласта и работа с «умными» скважинами (максимально автоматизированными).

Раньше других на решение ЕС среагировала Total, заявив в среду о приостановке планов увеличения доли в НОВАТЭКе. Сейчас Total владеет 18% акций компании. Представитель НОВАТЭКа отказался от комментариев.

В то же время, как говорится в опубликованном накануне финансовом отчете компании за первое полугодие 2014 года, Total продолжит работу в контакте с «Газпромом» по проекту разработки Штокмановского месторождения. «Компания остается в контакте с «Газпромом» по изучению других технических схем, которые подошли бы экономике проекта и по определению будущего участия компании в разработке месторождения», — говорится в документе.

Из-за санкций может быть задержана и реализация некоторых проектов «Роснефти», об этом во вторник заявил президент госкомпании Игорь Сечин. «Мы работаем в разных условиях и готовы в том числе к волатильности, связанной с этими санкциями», — сказал он. В среду вечером «Роснефть» заключила долгосрочное соглашение с North Atlantic Drilling Ltd. о бурении на шельфе. Буровая компания работает в Норвегии, эта страна не входит в ЕС. Если Норвегия присоединится к санкциям ЕС, на соглашении это не отразится, все договоры до 1 августа не подадут под их действие.

Военные без оборудования

Отдельной строкой Евросоюз прописал запрет на экспорт и импорт продукции двойного назначения, если эти товары и технологии предназначены для военных нужд. Новые правила распространяются только на новые контракты. США вчера дополнили свой санкционный список Объединенной судостроительной корпорацией.

«Это серьезная история», — сказал в эфире телеканала «Россия 24» президент ОСК Алексей Рахманов. По его словам, американские акционеры могут оказаться у поставщиков ОСК из других стран, а самым пострадавшим будет гражданский сегмент судостроения. Рахманова больше беспокоят секторальные санкции ЕС, направленные на запрет поставок оборудования для работы на шельфе. Если они коснутся морской техники, ОСК придется «возвращаться к чертежной доске», чтобы пересматривать планы развития вместе с нефтяными компаниями.

Заводы ОСК на Дальнем Востоке до 2025 года получат заказы на 780 млрд руб. на строительство судов для разработки шельфа для «Газпрома» и «Роснефти», говорил в середине апреля вице-премьер Дмитрий Рогозин. Большая часть заказа — суда для работы на шельфе.

Самое страшное в санкциях — то, что США и ЕС не определили четких правил игры, считает президент группы компаний «Транзас» Николай Лебедев. Компания, по собственной оценке, занимает около трети мирового рынка судового навигационного оборудования и тренажеров для подготовки пилотов самолетов и вертолетов и судовых капитанов. «Мы покупаем технологии и в Европе, и в США и продаем туда свои. За всю историю наших взаимоотношений с иностранными партнерами такой неопределенной ситуации не было. Продукцией двойного назначения можно признать все что угодно, в зависимости от политической необходимости», — говорит Лебедев.

Он утверждает, что пока предыдущие санкции никак не сказались на взаимоотношениях его компании с европейскими и американскими партнерами, но очередной раунд ограничений может нарушить их.

Для менее сложной техники, например для автомобилей, поставляемых для военных нужд, комплектующие и технологии уже есть в России, а недостающие можно купить в Китае, что даже удешевит продукцию, рассуждает менеджер одного из российских автопроизводителей — поставщиков армии. По его словам, большинство поставляемых для нужд военных частей пассажирских и транспортных машин даже не имеет статус спецтехники, они почти полностью идентичны гражданским аналогам.

«Пока мы не получали звоночков», — сказал РБК источник, близкий к Объединенной авиастроительной корпорации. По его словам, запрет может быть потенциально опасен для производства военных самолетов, в которых используется авионика европейского производства. «Мы уже давно работаем по части оборудования с Ростехом, который специально для нас организует его производство. Поставщиков части сложных комплектующих можно найти в Корее или на Тайване», — утверждает источник.