Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Сигнал от «Яндекса»
Лента новостей 15:02 МСК
В московском вузе опровергли санкции для студентов-участников митинга Общество, 14:53 Uber анонсировал уход сервиса из Дании Бизнес, 14:34 В Белоруссии задержали россиянина за попытку ввоза оружия и «Майн кампф» Общество, 14:29 Собянин пообещал перестроить более 10% территории Москвы Общество, 14:29 МИД ответил на решение суда о законности санкций против «Роснефти» Политика, 14:28 Песков переадресовал вопросы о здоровье Медведева в правительство Политика, 14:21 Вслед за Фортовым уволился курировавший финансы вице-президент РАН Общество, 14:17 Избирком одобрил заявку на проведение референдума по Исаакиевскому собору Политика, 14:05 ЕСПЧ присудил компенсацию жившим в транзитной зоне Шереметьево беженцам Политика, 14:02 Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 57,10 Продажа 57,26 EUR НАЛ. 62,05 62,10 Правильный маневр: как налог с продаж повысил бы качество государства Владислав Иноземцев директор Центра исследований постиндустриального общества Мнение, 13:55 Костин допустил рейдерский захват украинской «дочки» ВТБ Бизнес, 13:49 Минфин оценил годовые потери государства в банках в 100 млрд руб. Финансы, 13:40 Иран допустил дальнейшее использование своих военных баз Россией Политика, 13:40 В России отозвали 1,1 тыс. автомобилей Jeep Grand Cherokee и Liberty Экономика, 13:36 В Краснодарском крае напали на освещавших «тракторный марш» журналистов Политика, 13:36 Ж-фактор: действительно ли равноправие полов выгодно для бизнеса Свое дело, 13:34 Костин вспомнил о романе Достоевского после слов АРБ о «фаворитизме» ЦБ Экономика, 13:14 Генштаб рассказал об ответных мерах на развертывание системы ПРО США Политика, 13:14 Песков назвал «очередной уткой» сообщения о его поездке в Луганск Политика, 13:14 В Кремле назвали Украину страной с нулевой инвестиционной надежностью Политика, 13:10 Лавров объяснил отказ России вводить войска на Украину Политика, 12:58 Фортов впервые после болезни принял участие в заседании президиума РАН Общество, 12:54 «Яблоко» предложило ЦИКу ввести интернет-голосование Политика, 12:53 Консерватория в Москве назвала список «врагов народа» инициативой лектора Общество, 12:47 Дик Чейни счел вмешательство России в выборы США «актом войны» Политика, 12:47 Курс евро на завтра  12:41 EUR ЦБ 61.8102 -0.1513 Курс доллара на завтра  12:41 USD ЦБ 56.9364 -0.0869
Газета № 137 (1912) (3007) //1941 30 июл 2014, 00:24
Дарья Луганская
Сигнал от «Яндекса»
Медийная интернет-реклама больше не растет
Фото: ИТАР-ТАСС

Вновь после кризисного 2009 года рекламодатели сокращают свои бюджеты на баннерную рекламу в Интернете, до сих пор самом динамично развивавшемся медиа. Во втором квартале крупнейшая российская интернет-компания «Яндекс» впервые зафиксировала в этом сегменте падение выручки.

Сослались на геополитику

В апреле—июне этого года выручка «Яндекса» от медийной интернет-рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы) на собственном сайте упала сразу на 16%, до 674 млн руб., сообщила интернет-компания. Эти потери отчасти компенсировал новый источник дохода — продажа медийной рекламы на партнерских площадках. Во втором квартале она принесла поисковику 101 млн руб. против 17 млн руб. годом ранее. В результате общая выручка от медийной рекламы снизилась во втором квартале на 6%, до 775 млн руб.

Для «Яндекса» это первое квартальное падение выручки от медийной рекламы с того момента, как компания стала раскрывать свои финансовые показатели в преддверии IPO весной 2011 года. Лишь в кризисном 2009 году доходы от размещения баннеров выросли у поисковика всего на 2%, до 933 млн руб., затем выручка в этом сегменте росла двухзначными темпами, опережая весь рынок. К примеру, за весь 2013 год поступления от медийной рекламы увеличились у «Яндекса» на 30%, до 3,4 млрд руб., тогда как объем всего сегмента вырос, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), лишь на 12%, до 20,1 млрд руб.

В первом квартале этого года доходы «Яндекса» от медийной рекламы выросли на 16%, до 723 млн руб., при этом выручка от баннеров на собственном сайте увеличилась только на 4%, до 647 млн руб. В целом расходы на медийную рекламу в январе—марте выросли, по версии АКАР, на 12%, до 3,4 млрд руб.

Падение доходов от баннерной рекламы — негативный тренд, обусловленный макроэкономической и геополитической ситуацией, заявил на телефонном звонке с аналитиками гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож. Медийная интернет-реклама «более волатильна к спаду или к ожиданиям спада в экономике, и крупные рекламодатели в этом сегменте могут позволить себе сокращать рекламные расходы без краткосрочного влияния на свои продажи», уточняют в пресс-службе поисковика.

Руководитель интернет-проектов рекламной группы Dentsu Aegis Network Russia Андрей Чернышов напоминает, что с прошлого года «Яндекс» продает рекламу на внутренних страницах по аукционной модели, когда в торгах участвуют и баннеры, и текстовые объявления. «Последние более востребованы, и выручка перераспределяется в пользу контекстной рекламы», — поясняет Чернышов.

Именно контекстная реклама (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) является основным источником дохода для «Яндекса». По итогам второго квартала выручка в этом сегменте выросла на 39%, до 11,264 млрд руб. В результате контекстная реклама обеспечила в апреле—июне почти 93% общей выручки, медийная — только 6%.

У других еще хуже

Результаты «Яндекса» в сегменте медийной рекламы существенно лучше, чем у многих других интернет-площадок, полагает Максим Осипов, гендиректор сейлз-хауса IMHO Vi (продает рекламу, в частности, на Avito.ru, «Рамблере», «ВКонтакте»). По оценке управляющего директора агентства Resolution Вадима Мельникова, общие затраты на медийную рекламу снизились во втором квартале на 15%. Мало того, по мнению Мельникова, наблюдался спад и в сегменте контекстной рекламы — на 5%.

Расходы на медийную рекламу, скорее всего, будут снижаться и дальше, не исключает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. «Медийную рекламу выбирают крупные рекламодатели, часто международные, — напоминает Либин. — Они сокращают рекламные бюджеты или откладывают деньги, пока макроэкономическая ситуация не стабилизируется».

В «Яндексе» прогнозов отдельно по медийной рекламе не делают. В целом компания рассчитывает на рост общей выручки в 2014 году на 25—30%. Поисковик намерен компенсировать провал с баннерами за счет других рекламных форматов, уверяет финансовый директор «Яндекса» Александр Шульгин.

Второй квартал был плохим для рекламного рынка в целом, указывает Чернышов. АКАР свою оценку еще не озвучивала. Но расчеты по двум медиа уже опубликовал аналитический центр Vi. В апреле—июне рекламные доходы телевещателей выросли всего на 1%, до 21,5—22 млрд руб., а рекламные сборы центральной прессы упали на 15%, до 5,7 млрд руб.

Во втором квартале отрицательная динамика была зафиксирована и в наружной рекламе, говорит гендиректор исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» Анд­рей Березкин. Точные цифры он не называет, предлагая дождаться оценки АКАР.

Общая выручка «Яндекса» в первом полугодии выросла на 34%, до 23 млрд руб., чистая прибыль снизилась на 2%, до 5 млрд руб. Крупнейшие акционеры — гендиректор Аркадий Волож (10,4% экономического интереса и 35,6% голосов), фонды Baring Vostok Private Equity (6,1 и 18,4% соответственно), Владимир Иванов (4 и 11,2%), фонды семьи Оппенгеймер (7,7 и 2,63%). «Золотая акция» «Яндекса» принадлежит Сбербанку. Капитализация на NASDAQ во вторник, 29 июля, на 21.00 мск выросла примерно на 3%, до 10,01 млрд долл.