Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Депутаты защищают «Сталинград»
Лента новостей 2:57 МСК
СМИ сообщили о подрыве террориста-смертника у здания полиции в Алжире Общество, 01:50 СМИ узнали о проверке телефонов ряда сотрудников Белого дома из-за утечек Политика, 01:14 Главред NYT заявил о росте подписок после негативных твитов Трампа Политика, 01:07 Что известно о деле Бориса Немцова два года спустя Политика, 00:56 Samsung показал два планшета вместо нового смартфона Galaxy S8 Технологии и медиа, 00:26 Микроавтобус с туристами попал в ДТП на Ставрополье Общество, 00:12 Аналитики АКРА предсказали рост расходов банков на резервы Финансы, 00:00 Обратно в Грузию: как в Россию возвращается одно из самых популярных вин Бизнес, 00:00 В Барселоне представили ремейк Nokia 3310 Технологии и медиа, Вчера, 23:14 США потребовали от России и сепаратистов прекращения огня в Донбассе Политика, Вчера, 23:07 Аваков заявил о наличии у Киева конкретного плана по возвращению Донбасса Политика, Вчера, 23:00 Президент Молдавии призвал посла США не вмешиваться в политику страны Политика, Вчера, 22:20 СМИ узнали детали миграционной реформы Великобритании после Brexit Политика, Вчера, 22:02 Путин и Назарбаев покатались на лыжах в Казахстане Политика, Вчера, 21:33 Сыгравший великана в «Игре престолов» актер скончался в возрасте 36 лет Общество, Вчера, 20:50 В Москве объявили «желтый» уровень опасности из-за усиления ветра Общество, Вчера, 20:25 Орешкин назвал условие для ускорения роста экономики Экономика, Вчера, 20:16 В США умер сыгравший в «Титанике» и «Терминаторе» актер Общество, Вчера, 19:49 В Петербурге умер основоположник современной математической физики Общество, Вчера, 19:48 Символический визит: зачем Владимир Путин едет в Центральную Азию Политика, Вчера, 19:06 Самолет «Аэрофлота» экстренно сел в Цюрихе из-за возгорания в двигателе Общество, Вчера, 18:57 СМИ узнали о двойной игре фигурантов дела о госизмене в ФСБ Политика, Вчера, 18:57 Марш памяти Немцова. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 18:54 Ильдар Дадин — РБК: «Там действительно правят бал садисты» Интервью, Вчера, 18:07 Марш памяти Немцова прошел под лозунгами об Украине и Сирии Политика, Вчера, 18:04 Власти ДНР заявили об освобождении Донецкой фильтровальной станции Политика, Вчера, 17:49 Экс-президент Ирана написал Трампу письмо с критикой миграционного указа Политика, Вчера, 17:33 Организаторы и МВД отчитались о численности на марше памяти Немцова Общество, Вчера, 17:23
Газета № 099 (1874) (0406) //1558 4 июн 2014, 00:25
Дарья Луганская, Михаил Рубин
Депутаты защищают «Сталинград»
Кинотеатрам могут навязать прокат российского кино
Фото: ИТАР-ТАСС

Экспертно-консультативный совет фракции «Единая Россия» одобрил законопроект депутата Роберта Шлегеля об установлении доли отечественных фильмов в российском кинопрокате не ниже 50%. Сами кинокомпании считают идею Шлегеля нереалистичной: российских картин недостаточно.

Одобрение единороссов повышает шансы документа на принятие, поэтому законопроект будет скоро внесен на рассмотрение нижней палаты, рассказал РБК депутат Госдумы из фракции «Единая Россия» Роберт Шлегель. В пояснительной записке к своим поправкам в закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» он называет преобладание в прокате фильмов иностранного производства «угрозой национальной безопасности России», а развитие российского кино — «задачей государственной важности». Поправки подразумевают, что 50-процентная доля в общем количестве показываемых кинотеатрами фильмов должна быть «забронирована» для отечественных лент.

Вступить в силу этот документ, по предложению Шлегеля, должен 1 января 2015 года. Пока проект одобрен советом «Единой России», который существует для того, чтобы заранее отсеивать популистские и заведомо непроходные законотворческие инициативы.

Плюсы от принятия законопроекта очевидны — это и развитие индустрии в целом, и рабочие места, и налоги, и появление новых режиссеров, говорит Шлегель. «И я не призываю отказываться от качественного зарубежного кино. Но от каких-то низкопробных американских фильмов мы можем отказаться», — подчеркивает он.

Депутат в пояснительной записке ссылается на опыт поддержки национального кинематографа Чехии, Франции, Италии, Польши и других стран. «Самым эффективным» он называет Национальный киноцентр Франции, который, по его словам, допускает к телеэкрану только 60% европейских фильмов, 40% из которых должны быть произведены на французском языке. Однако в кинопрокате Франции, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (она ссылается на Национальный киноцентр Франции), в 2013 году доля местных картин в общих кассовых сборах равнялась только 33,8% (в 2012 году их доля была 40,3%).

В остальных европейских странах этот показатель еще меньше: 31% в Италии, 30% в Дании, 20,34% в Польше, 16,5% в Литве, 11,1% в Хорватии, 5,9% в Эстонии, 0,6% в Болгарии. И только в Турции в 2013 году на местные фильмы пришлось 58% всего бокс-офиса, что на 11 процентных пунктов выше, чем в 2012-м.

В России по итогам 2013 года на отечественные фильмы, по данным Movie Research, пришлось 18,2% всех кассовых сборов, или более 8,2 млрд руб. В 2012-м это было только 15,5%, или почти 6,1 млрд руб.

Впрочем, за первый квартал этого года доля российских фильмов в общем бокс-офисе достигла рекордных 34%, что соответствует 4,8 млрд руб. Просто в этот период в прокат вышло сразу несколько картин, ставших хитами. В топ-10 самых кассовых фильмов за январь—март вошли сразу четыре отечественных фильма: «Вий 3D» (1-е место; почти 1,2 млрд руб. сборов), «Елки 3» (2-е место; 895 млн руб.), «Иван Царевич и Серый волк 2» (7-е место; 526 млн руб.) и «Любовь в большом городе 3» (8-е место; 520 млн руб.).

Законопроект Шлегеля — это уже не первая подобная инициатива. В 2012 году вице-спикер Госдумы Сергей Железняк внес похожий законопроект, по которому доля национальных фильмов в прокате должна была превышать 20%. Железняк предусмотрел и наказание за игнорирование квоты — штраф от 100 до 400 000 руб. для юридических лиц. В пояснительной записке вице-спикер также говорил о зарубежных странах, поддерживающих собственное кинопроизводство квотами на показ иностранных фильмов и о государственной важности нормы. «Усиление государственной поддержки российского кинематографа», по словам Железняка, необходимо «в целях достижения интересов России». До первого чтения тот законопроект так пока и не дошел.

В феврале этого года тему квот в кинопрокате поднял уже министр культуры Владимир Мединский. По его мнению, «квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь». Министр вспоминал Советский Союз, где, по его словам, «советские фильмы собирали хорошую кассу, что бы там ни балаболили владельцы сетей, принадлежащих иностранному капиталу».

Владельцы сетей между тем не видят возможности исполнить предложение Шлегеля. Генеральный директор сети кинотеатров «Синема-парк» Андрей Сафанюк считает, что главный вопрос — в количестве российских картин: их сейчас недостаточно. «Режим квотирования и ограничений неэффективен. Рынок должен саморегулироваться, что уже сейчас и происходит: отечественное кинопроизводство активно развивается. В 2013 году доля зрителей российского кино составила 20% от общего количества. Это хороший показатель», — говорит Сафанюк.

Категорически против квотирования и генеральный директор студии Art Pictures Дмитрий Рудовский. «Мы потеряем зрителя, кинотеатры будут закрываться», — уверен Рудовский. Доля российского кино, по его мнению, объективно составляет около 18% и меняется на полпроцента «в зависимости от урожайности года». Как и Сафанюк, он считает, что выйти на такой уровень кинопроизводства, чтобы предложение Шлегеля заработало, не получится. «Потенциал рынка не беспределен, а господдержка сейчас урезается, условия ее получения ужесточаются. В нынешних условиях второй «Сталинград», например, невозможен», — говорит Рудовский. Этот фильм собрал рекордный для российской картины бокс-офис — 30 млн долл. в мировом прокате и около 52 млн долл. в российском.

Производством военной драмы «Сталинград» занимались студии Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского и «Нон-стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова при участии телеканала «Россия». От государства были получены 25% бюджета, причем в течение нескольких лет.

За последние два года правила выделения субсидий (их устанавливают Фонд кино и Министерство культуры), по словам Рудовского, сильно изменились. «Сокращаются сроки, а если не попадаешь в них — штрафуют. К этому добавляется ограничение по выдаче поддержки на один продукт, изменение соотношения возвратных и невозвратных средств. Большие картины снять невозможно», — перечисляет он проблемы с господдержкой киноиндустрии.