Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
«Яндекс» без новостей
Лента новостей 18:41 МСК
Кремль прокомментировал информацию об отставке Бастрыкина Политика, 18:16 Налоги без политики: как Минфин пытается закрыть бюджетную дыру Виктор Плескачевский вице-президент РСПП Мнение, 18:13 Бастрыкин подал прошение об отставке Политика, 18:09 Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 63,98 Продажа 64,05 EUR НАЛ. 71,95 72,00 Несовершеннолетним предложили спрашивать согласия у родителей на брак Общество, 17:53 Людмилу Нарусову назначили сенатором от Тувы в Совете Федерации Политика, 17:47 СМИ сообщили о приближении самолетов ВВС России к пассажирскому лайнеру Политика, 17:34 МВД заподозрило заместителя Мединского в двух преступлениях Политика, 17:33 Bank of America объявил о бессмысленности ценовой войны на рынке нефти Экономика, 17:17 Полиция задержала стрелявший на улицах Москвы свадебный кортеж Общество, 17:14 Участникам вброса бюллетеней в Ростове-на-Дону предъявили обвинения Политика, 17:13 Во Франции мужчина обстрелял людей на стоянке возле супермаркета Политика, 17:00 В Москве объявили план «Перехват» после стрельбы из свадебного кортежа Общество, 16:48 ЛДПР получила международный комитет Госдумы после обращения к Путину Политика, 16:47 Адвокат полковника Захарченко отверг его связь с подрядами РЖД Политика, 16:47 Неизвестный открыл стрельбу возле торгового центра в Хьюстоне Общество, 16:36 В Москве началась замена исторического шпиля на здании МИД Общество, 16:30 Сирийский исход: лица людей, сбежавших от войны. Фотогалерея Фотогалерея, 16:25 В августе 2016 года бензин на заправках подорожал на 0,2% Экономика, 16:19 В Петербурге для доработки демонтировали памятник Сергею Довлатову Общество, 16:12 Волатильность рубля упала до минимума за два года Финансы, 16:12 Президент Филиппин заявил о желании создать альянс с Россией и Китаем Политика, 16:02 СМИ узнали об итоге полицейской проверки фотовыставки «Без смущения» Общество, 16:00 Москва заявила об отсутствии запусков в сторону MH17 со стороны ДНР Политика, 15:28 Силовая энергетика: о чем говорят дела против владельцев «Т Плюс» и ТГК-2 Владимир Милов директор Института энергетической политики Мнение, 15:10 Страховщики перестанут продавать полисы ОСАГО на старых бланках Финансы, 15:08 Олимпийских чемпионов предложили хоронить на Федеральном военном кладбище Общество, 15:05
Газета № 095 (1870) (2905) //1554 29 мая 2014, 00:25
Михаил Рубин, Светлана Бочарова, Мария Макутина, Сергей Соболев
«Яндекс» без новостей
Главный российский поисковик могут подчинить закону о СМИ
Фото: РИА Новости

«Яндекс.Новости», а также другие поисковики и новостные агрегаторы могут обязать регистрироваться в качестве СМИ — работа над таким законопроектом уже началась в Госдуме. Документ хотят внести после того, как Генпрокуратура даст ответ на запрос Андрея Лугового о статусе «Яндекс.Новости».

Является ли «Яндекс» средством массовой информации? Этот вопрос стал актуальным благодаря Владимиру Путину: месяц назад, отвечая на медиафоруме ОНФ на вопрос блогера по этому поводу, президент сказал, что с «Яндексом» «не так все просто»: «Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать».

Очевидно, что не считать «Яндекс.Новости» СМИ было бы несправедливо — об этом и говорил президент, объяснил вчера РБК пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, есть ли в руководстве страны консенсус по данному вопросу. Такой ресурс — СМИ, и сейчас на экспертном уровне ведется дискуссия, как закрепить это в законодательстве, но она пока не завершена, сказал Песков.

Опрос депутатов Госдумы, который провел РБК, показал, что дискуссия дошла уже до подготовки законопроекта.

«Здесь уже мы должны вмешаться»

«Когда поисковик набрал слишком серьезный размах, и дает уже свой комментарий, и в себе синтезирует большое количество новостного контента, здесь уже мы должны вмешаться и четко прописать в законодательстве, что «Яндекс.Новости» реально является СМИ», — объясняет первый зампредседателя комитета по информполитике Вадим Деньгин. По его словам, соответствующий законопроект может появиться в ближайшее время, тема обсуждается на общественных площадках, с министерствами и ведомствами.

Его коллега-депутат подтверждает, что работа ведется; возможно, отмечает он, «Яндекс.Новости» и ресурсы, подобные ему, могут получить статус «гибридных СМИ». У основной массы россиян возникает привычка в первую очередь заходить не на новостные сайты, а на «Яндекс», где четко указано, какие новости последние, — и это определяет сам «Яндекс», рассуждает Деньгин. Фактически являясь СМИ, «Яндекс» не отвечает за публикации, а когда зарегистрируется как СМИ — будет отвечать по закону, заключает Деньгин.

Топ «Яндекс.Новости» формируется не автоматически, новости модерируются и выдаются под определенным углом, уверен третий собеседник РБК в Госдуме. По сути, «Яндекс.Новости» выполняют работу СМИ — делают выжимку из новостей так, чтобы читатель сразу мог ухватить их суть, интерпретируя их, добавляет еще один парламентарий.

Законопроект может быть внесен после того, как депутат от ЛДПР Андрей Луговой получит ответ на свой запрос в Генпрокуратуру по поводу «Яндекса» — является тот СМИ или нет, говорит один из собеседников РБК.

Запрос был направлен 13 мая, ответ ожидается в течение месяца. Луговой сказал РБК, что подготовит законопроект, если получит положительный ответ из Генпрокуратуры.

Источник РБК, близкий к руководству «Единой России», уверен: ответ Генпрокуратуры подтвердит подозрения депутата и надзорное ведомство предпишет «Яндекс.Новости» зарегистрироваться как СМИ. У руководства страны есть понимание, что такой шаг давно пора сделать, утверждает собеседник РБК. «Если они хотят сохранить новости, конечно, они должны стать СМИ. Или они могут отказаться от топа. Вот у Google его нет, и эта компания регистрироваться не должна», — заключает он.

Новый закон обяжет регистрироваться в качестве СМИ все поисковые системы Интернета, говорит Луговой. Действие закона может быть еще более широким — распространиться на все сайты, агрегирующие новостной контент, а не только на поисковики, добавляет другой депутат.

«Мы не можем гарантировать, что на нас не может быть оказано давление»

Пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова была лаконична: «Ни прокуратура, ни Луговой к нам не обращались. Мы готовы всем рассказать про принципы работы «Яндекс.Новости».

Подбор сообщений в «Яндекс.Новости» полностью автоматизирован и никак не подвержен редакционному выбору, подчеркивает интернет-компания в своей отчетности. Среди возможных рисков «Яндекс» в годовом отчете указывает, что крупный бизнес в России может быть подвержен политическому давлению. «Мы не можем гарантировать, что на нас не может быть оказано политическое давление, которое существенно отразится на нашем бизнесе. Более того, хотя наш сервис «Яндекс.Новости» беспристрастно агрегирует контент, другие стороны могут расценить наш сервис «Яндекс.Новости» как политизированный, что может спровоцировать на нас политическое давление».

Агрегатор новостей — существенная часть бизнеса «Яндекса». Всероссийская ежемесячная аудитория раздела «Яндекс.Новости», по данным TNS Russia за апрель этого года, превышает 21,9 млн человек 12—64 лет, ежедневная — 5,1 млн человек. Показатели главной страницы поисковика, где пользователь лишь видит краткие аннотации новостей, в разы больше — 48,3 млн и 22 млн соответственно.

Монетизируются «Яндекс.Новости» контекстной и баннерной рекламой. Как объясняет директор по цифровым коммуникация рекламной группы Dentsu Aegis Network Russia Андрей Чернышов, достоинство рекламы на «Яндекс.Новости» заключается в эксклюзивности формата — всего один рекламный модуль на странице — и в традиционно высоком CTR (соотношение кликов на рекламное сообщение к числу просмотров). Исторически заполняемость «Яндекс.Новости» рекламой была одной из самых высоких среди всех проектов «Яндекса», добавляет Чернышов. Сама компания выручку по своим отдельным сервисам не раскрывает. Общая рекламная выручка «Яндекса» (без учета партнерской рекламной сети) в 2013 году достигла 30,9 млрд руб.

Узнать позицию вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве связь и коммуникации, Минкомсвязи, Роскомнадзора, Генпрокуратуры, Mail.Ru Group и Google вчера не удалось: их представители либо были недоступны, либо не ответили, либо отказались от комментариев.