Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
«Яндекс» без новостей
Лента новостей 13:17 МСК
ИГ опубликовало видео взорвавшего себя в Германии беженца из Сирии Общество, 12:57 Суд отказался разрешить митинг против «закона Яровой» Политика, 12:49 Песков назвал «Роснефть» «с формальной точки зрения» не госкомпанией Экономика, 12:45 Кремль увидел «маниакальные попытки» использовать Россию на выборах в США Политика, 12:37 Дворкович заявил о готовности Турции возобновить проект «Турецкий поток» Бизнес, 12:33 Ставки по вкладам упали до минимума с середины июня 2014 года Финансы, 12:29 Полицейские застрелили захвативших заложников в церкви во Франции Общество, 12:14 Кремль подтвердил встречу Путина и Эрдогана 9 августа Политика, 12:13 Власти США одобрили освобождение последнего россиянина из Гуантанамо Политика, 12:06 Как это сделать: выявить фирму-однодневку среди контрагентов Игорь Носков управляющий партнер юридической корпорации АМТ Мнение, 12:05 Во Франции вооруженные ножами мужчины захватили заложников в церкви Общество, 12:00 Sberbank CIB назвал выход Tele2 в Москву ошибкой Технологии и медиа, 12:00 Гидрометцентр связал появление дымки над Москвой с сибирскими пожарами Общество, 11:54 СМИ сообщили об обысках в кабинете главы Федеральной таможенной службы Политика, 11:49 В Белоруссии вступила в силу новая военная доктрина Политика, 11:44 Выручка группы «Детский мир» выросла на треть Бизнес, 11:40 Путин выразил соболезнования после убийства в доме инвалидов в Японии Политика, 11:27 Киев рассказал о встрече Шеремета с министром времен Януковича в Москве Политика, 11:04 Стоимость сделки по слиянию InBev и SABMiller выросла после Brexit Бизнес, 11:03 Страх и ненависть в Германии: как террор повлияет на политику страны Ольга Гулина эксперт Института миграционной политики (Берлин) Мнение, 11:00 Биржевой курс евро впервые за месяц поднялся выше 72 руб. Финансы, 10:39 Правительство решило смягчить миграционное законодательство Политика, 10:24 Саакашвили рассказал о планах построить в Одессе круглосуточный ЗАГС Политика, 10:10 Турция объявила о визите Эрдогана в Петербург 9 августа Политика, 10:01 США отложили ввод в эксплуатацию самого дорогого авианосца в мире Политика, 09:52 Лавров назвал главную тему переговоров с Керри Политика, 09:43 Минтранс направил Турции дополнительные задачи по авиабезопасности Политика, 09:39
Газета № 095 (1870) (2905) //1554 29 мая 2014, 00:25
Михаил Рубин, Светлана Бочарова, Мария Макутина, Сергей Соболев
«Яндекс» без новостей
Главный российский поисковик могут подчинить закону о СМИ
Фото: РИА Новости

«Яндекс.Новости», а также другие поисковики и новостные агрегаторы могут обязать регистрироваться в качестве СМИ — работа над таким законопроектом уже началась в Госдуме. Документ хотят внести после того, как Генпрокуратура даст ответ на запрос Андрея Лугового о статусе «Яндекс.Новости».

Является ли «Яндекс» средством массовой информации? Этот вопрос стал актуальным благодаря Владимиру Путину: месяц назад, отвечая на медиафоруме ОНФ на вопрос блогера по этому поводу, президент сказал, что с «Яндексом» «не так все просто»: «Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать».

Очевидно, что не считать «Яндекс.Новости» СМИ было бы несправедливо — об этом и говорил президент, объяснил вчера РБК пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, есть ли в руководстве страны консенсус по данному вопросу. Такой ресурс — СМИ, и сейчас на экспертном уровне ведется дискуссия, как закрепить это в законодательстве, но она пока не завершена, сказал Песков.

Опрос депутатов Госдумы, который провел РБК, показал, что дискуссия дошла уже до подготовки законопроекта.

«Здесь уже мы должны вмешаться»

«Когда поисковик набрал слишком серьезный размах, и дает уже свой комментарий, и в себе синтезирует большое количество новостного контента, здесь уже мы должны вмешаться и четко прописать в законодательстве, что «Яндекс.Новости» реально является СМИ», — объясняет первый зампредседателя комитета по информполитике Вадим Деньгин. По его словам, соответствующий законопроект может появиться в ближайшее время, тема обсуждается на общественных площадках, с министерствами и ведомствами.

Его коллега-депутат подтверждает, что работа ведется; возможно, отмечает он, «Яндекс.Новости» и ресурсы, подобные ему, могут получить статус «гибридных СМИ». У основной массы россиян возникает привычка в первую очередь заходить не на новостные сайты, а на «Яндекс», где четко указано, какие новости последние, — и это определяет сам «Яндекс», рассуждает Деньгин. Фактически являясь СМИ, «Яндекс» не отвечает за публикации, а когда зарегистрируется как СМИ — будет отвечать по закону, заключает Деньгин.

Топ «Яндекс.Новости» формируется не автоматически, новости модерируются и выдаются под определенным углом, уверен третий собеседник РБК в Госдуме. По сути, «Яндекс.Новости» выполняют работу СМИ — делают выжимку из новостей так, чтобы читатель сразу мог ухватить их суть, интерпретируя их, добавляет еще один парламентарий.

Законопроект может быть внесен после того, как депутат от ЛДПР Андрей Луговой получит ответ на свой запрос в Генпрокуратуру по поводу «Яндекса» — является тот СМИ или нет, говорит один из собеседников РБК.

Запрос был направлен 13 мая, ответ ожидается в течение месяца. Луговой сказал РБК, что подготовит законопроект, если получит положительный ответ из Генпрокуратуры.

Источник РБК, близкий к руководству «Единой России», уверен: ответ Генпрокуратуры подтвердит подозрения депутата и надзорное ведомство предпишет «Яндекс.Новости» зарегистрироваться как СМИ. У руководства страны есть понимание, что такой шаг давно пора сделать, утверждает собеседник РБК. «Если они хотят сохранить новости, конечно, они должны стать СМИ. Или они могут отказаться от топа. Вот у Google его нет, и эта компания регистрироваться не должна», — заключает он.

Новый закон обяжет регистрироваться в качестве СМИ все поисковые системы Интернета, говорит Луговой. Действие закона может быть еще более широким — распространиться на все сайты, агрегирующие новостной контент, а не только на поисковики, добавляет другой депутат.

«Мы не можем гарантировать, что на нас не может быть оказано давление»

Пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова была лаконична: «Ни прокуратура, ни Луговой к нам не обращались. Мы готовы всем рассказать про принципы работы «Яндекс.Новости».

Подбор сообщений в «Яндекс.Новости» полностью автоматизирован и никак не подвержен редакционному выбору, подчеркивает интернет-компания в своей отчетности. Среди возможных рисков «Яндекс» в годовом отчете указывает, что крупный бизнес в России может быть подвержен политическому давлению. «Мы не можем гарантировать, что на нас не может быть оказано политическое давление, которое существенно отразится на нашем бизнесе. Более того, хотя наш сервис «Яндекс.Новости» беспристрастно агрегирует контент, другие стороны могут расценить наш сервис «Яндекс.Новости» как политизированный, что может спровоцировать на нас политическое давление».

Агрегатор новостей — существенная часть бизнеса «Яндекса». Всероссийская ежемесячная аудитория раздела «Яндекс.Новости», по данным TNS Russia за апрель этого года, превышает 21,9 млн человек 12—64 лет, ежедневная — 5,1 млн человек. Показатели главной страницы поисковика, где пользователь лишь видит краткие аннотации новостей, в разы больше — 48,3 млн и 22 млн соответственно.

Монетизируются «Яндекс.Новости» контекстной и баннерной рекламой. Как объясняет директор по цифровым коммуникация рекламной группы Dentsu Aegis Network Russia Андрей Чернышов, достоинство рекламы на «Яндекс.Новости» заключается в эксклюзивности формата — всего один рекламный модуль на странице — и в традиционно высоком CTR (соотношение кликов на рекламное сообщение к числу просмотров). Исторически заполняемость «Яндекс.Новости» рекламой была одной из самых высоких среди всех проектов «Яндекса», добавляет Чернышов. Сама компания выручку по своим отдельным сервисам не раскрывает. Общая рекламная выручка «Яндекса» (без учета партнерской рекламной сети) в 2013 году достигла 30,9 млрд руб.

Узнать позицию вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве связь и коммуникации, Минкомсвязи, Роскомнадзора, Генпрокуратуры, Mail.Ru Group и Google вчера не удалось: их представители либо были недоступны, либо не ответили, либо отказались от комментариев.