Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Родное пиво
Лента новостей 1:38 МСК
Пловчиха Юлия Ефимова обжаловала отстранение от Олимпиады в Рио Общество, 00:55 СК подтвердил гибель пилота при падении планера в Пензенской области Общество, 00:32 Путин открыл в Словении памятник российским и советским воинам Общество, 00:00 Эрдоган объявил о закрытии всех военных академий в Турции Политика, Вчера, 23:33 В центре Еревана мужчина попытался совершить самосожжение Общество, Вчера, 23:10 В Краснодарском крае задержали подозреваемого в убийстве четырех человек Общество, Вчера, 22:48 В Ереване перекрыли проспект с правительственными зданиями Политика, Вчера, 22:07 Эксперт Morgan Stanley предсказал скорое снижение курса доллара Экономика, Вчера, 21:30 В Подмосковье произошел разлив дизельного топлива Общество, Вчера, 21:02 В Пензенской области разбился планер Общество, Вчера, 20:09 Кадыров подал документы для регистрации на выборы главы Чечни Политика, Вчера, 19:52 В результате крушения воздушного шара в США погибли 16 человек Общество, Вчера, 19:23 Экс-главу Партии регионов заподозрили в создании ЛНР Политика, Вчера, 18:56 Премьер Баварии отверг миграционную политику Меркель Политика, Вчера, 18:41 Путин заявил о готовности России работать ради укрепления доверия в мире Политика, Вчера, 18:08 Возле захваченного отдела полиции в Ереване началась стрельба Политика, Вчера, 17:59 СКР возбудил дело после гибели четырех человек при пожаре в Подмосковье Общество, Вчера, 17:46 В аэропорту Амстердама усилили меры безопасности Общество, Вчера, 16:49 Социологи зафиксировали отсутствие интереса к ценам на нефть у россиян Общество, Вчера, 16:48 МЧС предупредило москвичей о граде Общество, Вчера, 16:04 Спецслужбы Армении предъявили ультиматум захватившим отделение полиции Политика, Вчера, 15:36 При стрельбе в Вашингтоне погибли три человека Общество, Вчера, 15:02 В Турции освободили 758 подозреваемых в причастности к госперевороту Политика, Вчера, 14:38 СМИ узнали о судьбе оставшихся в Крыму украинских С-300 Политика, Вчера, 14:36 В Ереване после столкновений задержали одного из лидеров оппозиции Общество, Вчера, 13:35 В Ярославской области мужчина с топором напал на пятерых женщин Общество, Вчера, 13:19 На путях в московском метро обнаружили тело мужчины Общество, Вчера, 12:56
Газета № 038 (1813) (0503) 5 мар 2014, 00:05
Денис Пузырев
Родное пиво
Потребители отказываются от больших пивных брендов в пользу локальных марок
Фото: ФОТО: МПК

Пока доминирующие на российском рынке транснациональные пивоваренные компании подсчитывают потери, понесенные в прошлом году, локальные пивовары наращивают свои объемы и совокупную долю рынка. Каждая пятая проданная в России бутылка пива разлита местными производителями — в 2013 году их продажи достигли 96 млрд руб.

Живое и растущее

«Прошлый год выдался для нас сложным, — рассказал РБК совладелец Московской пивоваренной компании (МПК; торговые марки «Жигули», «Хамовники» и др.) Евгений Кашпер. — Мы не удовлетворены тем, что наши объемы и выручка выросли всего на 15%». Слова совладельца крупнейшей независимой пивоварни России (доля рынка около 3%) звучат почти издевательски на фоне негатива, охватившего крупнейших игроков на рынке. По данным Росстата, производство пива в России в 2013 году сократилось на 8,5%, до 89 млн гкл, все четыре транснациональные пивоваренные компании, представленные на российском рынке, снизили свои объемы производства.

Лидерами падения стали Sun InBev (торговые марки «Клинское», Bud, «Сибирская корона»), потерявшая 13,6% своих объемов, и Efes («Старый мельник», Efes Pilsner), рухнувшая на 19,9% и закрывшая в наступившем году два своих завода в России. «Это произошло вследствие сильных изменений в сторону ужесточения в государственном регулировании отрасли», — рассказал РБК daily директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании Sun InBev Андрей Ерин. Среди негативных факторов менеджер отметил запрет продажи пива в киосках, через которые до этого реализовывалось около трети объема, и рост акцизов. Вместе с тем, по словам Андрея Ерина, компания сознательно сменила стратегию развития, решив сделать упор на более маржинальные, но менее объемные продукты, что привело к потерям в объемах производства при сохранении параметров выручки.

Общие потери четырех крупнейших производителей пива в России в 2013 году составили более 800 млн л, их совокупная доля рынка снизилась на 1,7 п.п. (см. инфографику). Зато на падающем рынке локальные производители сумели нарастить совокупный объем производства на 40 млн л, продолжив поступательный тренд последних лет. По итогам года они заняли 18% российского рынка (еще 2,5% приходится на импорт) в натуральном и порядка 16% в денежном выражении. Исходя из оценки пивного рынка в 600 млрд руб. в год (такую сумму РБК daily назвали в двух крупных пивоваренных компаниях), объем рынка локального российского пива в прошлом году составил 96 млрд руб.

«Рост популярности независимых пивоварен — это общемировой тренд, — рассказал РБК daily директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. — Мы просто следуем ему: еще в 2007 году на долю международных компаний приходилось 92% российского рынка. Сегодня их теснят небольшие игроки, которые лучше знают своего потребителя, его вкусовые пристрастия, меньше тратят денег на маркетинг и больше заботятся о качестве».

Наличие такого глобального тренда подтверждает и Евгений Кашпер. «В США сейчас популярно то, что называется craft — это небольшие локальные сорта, среди которых много пива верхового брожения — элей, — рассказывает Кашпер, переехавший за океан еще в детском возрасте. — Мы видим, что российские потребители следуют этому тренду — продукция локальных пивоварен растет. Можно даже говорить о буме так называемого живого разливного пива в России. Под этим названием сегодня, конечно, продается все подряд, но это показательно: потребитель хочет чего-то натурального, нефильтрованного, непастеризованного, с малым сроком хранения».

Несмотря на текущий успех, независимым пивоварам вряд ли удастся существенно укрепить свои позиции в среднесрочной перспективе. Среди факторов, влияющих на перспективы роста, — ограниченность локальных рынков, на которых работают такие производители, и регуляторные риски, связанные с введением ЕГАИС для пивоваров, ограничением оборота пива в пластиковой таре и т.д. «Вкладывать в расширение производства нет смысла, — рассказала РБК daily гендиректор пивоваренного завода «Сыктывкарский» Ирина Май. — Мы недавно закупили линию по розливу пива в ПЭТ-упаковку, а на этой неделе узнали, что в Думу внесли законопроект об ограничении объема оборота пива до 1,5 л в таких бутылках. Завтра пластиковые бутылки вообще запретят, и все наши инвестиции окажутся пущенными на ветер».

Ирина Май, чье предприятие в прошлом году увеличило выпуск на 7,5%, говорит, что при ужесточения регулирования пивовары, особенно небольшие, чувствуют себя очень уязвимыми. Гендиректор петербургской Василеостровской пивоварни (торговая марка «Василе­островское») Артем Кривонос отмечает, что для органического роста компании необходимо выходить на новые рынки сбыта и представлять новые продукты. «Рынок пива в Петербурге в 2013 году снизился, и нам удалось сохранить объемы на уровне прошлого года за счет расширения географии поставок, в частности в Мурманск», — рассказал Кривонос.

По словам Кашпера, из-за нестабильной экономической ситуации в России МПК не планирует в ближайшие два года строить новые пивзаводы в России, несмотря на то что действующая площадка работает на пределе загрузки. «По сравнению с тем, что было пять лет назад, общая прибыль пивоваров на российском рынке упала в два раза, — отмечает Евгений Кашпер. — Сегодня из крупных игроков, кроме Carlsberg, никто хорошо не зарабатывает. Обстановка на рынке настолько сложная, что приходится ставить скромные задачи в плане роста и осторожно подходить к вложению денег в пивной бизнес».