Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Дешево по-русски не летает
Лента новостей 0:05 МСК
Moody's улучшило прогноз рейтинга 22 российских компаний до «стабильного» Бизнес, Вчера, 23:50 СМИ узнали о нежелании Сергея Миронова участвовать в выборах президента Политика, Вчера, 23:42 В ДТП с участием полицейской машины под Тулой пострадали пять человек Общество, Вчера, 23:12 Лучшие предложения рынка наличной валюты  вчера, 23:00   USD НАЛ. Покупка 57,78 Продажа 57,75 EUR НАЛ. 60,98 60,95 Зачем США добиваются выдачи Дмитрия Фирташа Политика, Вчера, 22:58 Снос пятиэтажек обойдется московскому бюджету в 2,5–3 трлн руб. Политика, Вчера, 22:14 Тиллерсон выразил соболезнования в связи со смертью Чуркина Политика, Вчера, 22:07 В США вандалы расписали монумент Вашингтона Общество, Вчера, 21:57 Почему президент Азербайджана назначил жену вице-президентом Политика, Вчера, 21:52 Роскомнадзор запустил робота для поиска нарушений в СМИ Общество, Вчера, 21:41 Парламент Великобритании принял аналог «закона Магнитского» Общество, Вчера, 21:29 «Белая Дача» продала цветочный бизнес «хорошему фермеру» Бизнес, Вчера, 21:28 В Белоруссии более 50 тыс. «тунеядцев» заплатили налог Политика, Вчера, 21:02 Новым заместителем главы Росимущества назначен его советник Политика, Вчера, 20:54 В России появится премия имени Доктора Лизы Общество, Вчера, 20:45 Стюардессы будут судиться с «Аэрофлотом» из-за дискриминации Бизнес, Вчера, 20:43 «Белая Дача» создаст совместные предприятия в Египте, Тунисе и Иране Бизнес, Вчера, 20:40 Тренер сборной по лыжам назвала «трагичным» отстранение CAS спортсменов Общество, Вчера, 20:37 «Газпром нефть» раскритиковала проект Амурского НПЗ Бизнес, Вчера, 20:22 В администрации Махачкалы прошла выемка документов Общество, Вчера, 20:15 Неизвестные ограбили гуманитарный конвой Красного Креста в Сирии Общество, Вчера, 20:09 Глава ГК «Белая Дача» — РБК: «Сейчас звенит все от неопределенности» Интервью, Вчера, 20:03 НОВАТЭК купил станцию регазификации СПГ в Польше Бизнес, Вчера, 20:01 Минтруд предложил установить МРОТ отдельно для каждого из регионов Экономика, Вчера, 20:00 Verizon купит Yahoo со скидкой в $350 млн из-за хакерских атак Бизнес, Вчера, 19:47 WP узнала об отменяющем мораторий на добычу угля указе Трампа Политика, Вчера, 19:44 Банк ВТБ займется возмещением расходов на съемки кино Технологии и медиа, Вчера, 19:39 Грызлов обвинил Киев в срыве отвода тяжелых вооружений в Донбассе Политика, Вчера, 19:35
Газета № 026 (1801) (1702) 17 фев 2014, 00:04
Елена Аттикова
Дешево по-русски не летает
В России нет лоукостеров, потому что пассажиры не хотят экономить
Фото: ЕРА

Летом авиакомпании смогут продавать невозвратные билеты, отменять питание на борту и брать деньги за любой багаж. На этой неделе государство меняет законодательство, чтобы заработали бюджетные перевозчики — лоукостеры. Однако экономия на еде и заработок на сумках не компенсирует им дефицит альтернативных аэропортов и дефицит прямых рейсов между российскими городами.

Приказ экономить

На этой неделе Минтранс направит на регистрацию в Минюст доработанный приказ об отмене обязательного питания на борту, рассказал представитель ведомства. Это шаг на пути к созданию классического дискаунтера в России.

Предложения, касающиеся введения невозвратных тарифов и исключения из тарифа платы за провоз багажа, внесены в правительство в конце 2013 года. Сейчас эти поправки Минтранса находятся на высокой стадии согласования в аппарате правительства, и в течение месяца можно ожидать окончательного решения, рассказал РБК daily представитель вице-премьера Аркадия Дворковича. Их принятие критично для проекта бюджетного «Добролета», говорил ранее гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Другим авиаперевозчикам он поможет меньше. В городах России не хватает аэропортов, только в Москве их три, говорит директор по маркетингу авиакомпании flydubai в России Александр Сухоруков. Нет конкуренции среди поставщиков топлива, поэтому его цена зачастую выше, чем заправка даже в таких странах, где нефть не добывается.

Представитель UTair добавил, что на больших расстояниях сложно установить плату за провоз багажа, потому что иногда пассажиры вынуждены брать с собой теплую одежду из-за климатической разницы в регионах. Еще одна проблема, по его мнению, — неразвитые онлайн-сервисы в регионах: большинство европейских лоукостеров предоставляют возможность бесплатной регистрации в Интернете, что снижает издержки на персонал.

Согласно недавнему исследованию A.T. Kearney, в Европе на долю лоукостеров приходится 40% внутренних перевозок. Через несколько лет этот показатель достигнет половины, говорит партнер A.T. Kearney и один из руководителей исследования Борис Порецкий. В России доля низкотарифных авиаперевозок вряд ли превысит 20%, считает он: помимо законов нужны новые самолеты в парке, быстрое обслуживание в аэропорту (не дольше 40 мин.) и относительно короткие магистральные расстояния.

Выживают гибриды

В России пока работает гибридная модель авиакомпании: частичное сохранение привычного сервиса и низкие тарифы. По ней возят пассажиров Air Berlin, airBaltic и flydubai.

Российская UTair стала называть себя гибридной авиакомпанией, снизив базовые тарифы. По подсчетам директора по развитию туристического онлайн-агентства Pososhok.ru Кирилла Фаминского, минимальный тариф Москва — Омск — Москва за 2013—2014 годы сократился на 30%, до 8 тыс. руб. «Россияне хотят летать дешевле при сохранении всех привычных сервисов», — говорят в UTair. Перевозчик может эффективно конкурировать по тарифам, но эта авиакомпания так же далека от понятия «лоукост», как S7 Airlines или «Аэрофлот», уверен г-н Порецкий из A.T. Kearney.

В «Аэрофлоте», который летом собирается запустить «Добролет», РБК daily заверили, что компания по-прежнему будет делать ставку на премиальный сегмент. «Трансаэро» не собирается переводить низкотарифные перевозки в отдельный бизнес. Представитель S7 Airlines отказался от комментариев.

Flydubai начала осуществлять полеты в российские регионы в 2010 году. И хотя изначально дубайская авиакомпания называла себя низкотарифной, сейчас она тоже движется в сторону гибридной модели. Представитель перевозчика объясняет это ростом доходов у клиентов в регионах. Осенью 2013 года flydubai даже представила бизнес-класс на своих российских рейсах, хотя собеседник РБК daily признает, что загрузка премиального класса низкая — около пяти человек на рейс.

В easyJet отказались комментировать российский опыт работы.

Облет Москвы

Развитию лоукостеров мешают доходы россиян. В среднем российские авиапассажиры богаче европейских, поэтому перевозчики снимают сливки с платежеспособного населения, отмечает г-н Порецкий: в Европе авиамобильность достигает пяти полетов на человека в год, в России — только 0,8, но это доходные пассажиры. Они будут возмущаться платным сервисом, маленьким расстоянием между креслами и другими неудобствами, но они не целевая аудитория лоукостера, замечает эксперт.

Классический российский лоукост возможен, если ставить целью развивать региональную авиацию point-to-point: сейчас 80% авиаперевозок выполняется через Москву, а не напрямую, говорит г-н Порецкий. «Наша авиация может развиваться по примеру США. Местные авиаперевозчики, летающие на большие расстояния, строят свою модель на продаже большого количества дополнительных услуг, именно за счет платных сервисов появляется возможность продавать дешевые билеты», — считают в A.T. Kearney.

Пока компании будут летать через Москву, российскому пассажиру сложно выбрать между дешевым билетом с минимальным сервисом и более высоким тарифом с большим набором услуг, говорит представитель airBaltic. Все равно полет будет долгим через Москву и относительно недешевым (если столица не конечная цель путешествия).

Последняя причина — ошибки инвесторов. До 2012 года в России были представлены авиакомпании, близкие к классической лоукост-модели: «Авианова» летала около трех лет, Sky Express — около шести лет. Основатель метапоисковика авиабилетов Aviasales Константин Калинов уверен, что их инвесторам просто «не хватило терпения или ресурсов, при том что модель была построена грамотно».