Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Разлили по полкам
Лента новостей 10:21 МСК
Традиции умолчания: что известно о состоянии президента Узбекистана Политика, 09:40 В ДТП с грузовиком в Нижегородской области погибли пять человек Общество, 09:16 В Узбекистане опровергли арест первого вице-премьера Политика, 08:47 Террорист-смертник атаковал посольство Китая в Киргизии Политика, 07:54 СМИ сообщили об отставке главы Московского уголовного розыска Политика, 07:51 Информация о похищении девушки в центре Москвы оказалась ложной Общество, 07:11 Пассажирский самолет с неисправным двигателем экстренно сел под Иркутском Общество, 06:51 США призвали Россию освободить одного из лидеров крымских татар Политика, 06:10 СМИ узнали о причине ареста топ-менеджера Федеральной сетевой компании Общество, 05:59 Журналист обвинил Huffington Post в удалении статей о здоровье Клинтон Общество, 05:23 СМИ узнали о незадекларированном доме и земельном участке Онищенко Политика, 04:23 ФБР задержало подозреваемого в подготовке покушения на Обаму Политика, 04:12 МТС начнет выдавать микрокредиты клиентам со смартфонами Бизнес, 03:59 Белый дом осудил турецкую операцию против сирийской оппозиции Политика, 02:55 Роскомнадзор закрыл доступ к сайту Украинского кризисного медиа-центра Политика, 02:42 Минэкономразвития предложило заложить в трехлетний бюджет нефть по $50–55 Финансы, 02:32 В центре Москвы неизвестные на микроавтобусе похитили девушку Общество, 01:41 СМИ сообщили о выведении за штат почти всех сотрудников МУРа Общество, 01:22 Глава Национальной библиотеки рассказал о создании конкурента «Википедии» Технологии и медиа, 00:52 Госкомпаниям запретят закупки у компаний родственников своих сотрудников Экономика, 00:15 Миллиарды на браслетах: за что будут судить бывшего главу ФСИН Политика, 00:04 Путин встретится с «Единой Россией» за две недели до выборов Политика, 00:00 В Ташкенте опровергли информацию о смерти президента Каримова Политика, Вчера, 23:41 Умер сыгравший в «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» актер Джин Уайлдер Общество, Вчера, 23:22 «Седьмой континент» проведет реформу сети Бизнес, Вчера, 23:02 Вашингтон допустил встречу Путина и Обамы на саммите G20 в Китае Политика, Вчера, 22:35 Удобные налоги: почему набирают популярность патенты для ведения бизнеса Экономика, Вчера, 22:35
Газета № 008 (1783) (2201) 22 янв 2014, 00:05
Катерина Китаева, Анна Левинская
Разлили по полкам
Рекламные бюджеты производителей алкоголя перетекли из СМИ в ритейл
Фото: ИТАР-ТАСС

Год назад продвижение спиртных напитков запретили во всех российских СМИ и Интернете. По оценке агентства Media First, из-за этого рекламные бюджеты производителей спиртного упали практически до нуля — c 4,7 млрд руб. (в 2012 году) до 140 млн. Единственной площадкой, где до сих пор разрешено рекламировать алкоголь, остаются места продаж спиртного — супермаркеты, рестораны и т.д. Они и стали главными бенефициарами запрета рекламы: производители напитков отмечают, что туда были направлены высвободившиеся рекламные бюджеты.

За год, прошедший с введения запрета рекламы спиртных напитков, траты производителей крепкого алкоголя на продвижение сократились на 97%, до 140 млн руб., подсчитали авторы исследования по просьбе РБК daily. Печатные СМИ использовали единственный оставшийся в их распоряжении рекламный формат — буклеты и вложения. По подсчетам аналитиков агентства, с начала 2013 года подобные буклеты вкладывались в журналы GQ, «Сноб» и «Афиша-Мир». В них содержалась реклама всего трех брендов: Chivas Regal, Johnnie Walker, «Балтика».

Александр Можаев, директор по стратегическому развитию TWIGA Communication Group, отмечает, что, потеряв традиционные рекламные каналы, производители алкоголя перераспределили свои бюджеты, направив деньги в точки продаж. «Это все виды in-store рекламы, трейд-маркетинг, шоппер-маркетинг, consumer promo. Кроме этого алкогольные компании продолжали активно вкладывать средства в продвижение своих брендов в HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe/Catering), различного рода ивенты», — объясняет он.

По оценке Media First, в 2013 году торговые сети X5 Retail Group (сети «Перекресток» и «Карусель») заработали на рекламе алкоголя 39,7 млн руб., став лидерами. X5 Retail Group не смогла оперативно предоставить комментарий. «Седьмой континент» получил доход в 26,7 млн руб., а «Ашан» — 2,8 млн руб.

По словам директора по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Марии Курносовой, сеть не рассчитывает существенно увеличивать доходы от рекламы за счет увеличения поступления алкогольных денег. «Мы стараемся построить рекламную коммуникацию наших партнеров с учетом сезонной специфики востребованности товара и предоставляя одинаковые возможности всем группам товаров, — рассказала РБК daily г-жа Курносова. — То есть даже если алкогольные бренды и захотели бы взять больше рекламных площадей, мы не можем им такую возможность предоставить в силу ограниченности рекламного пространства и нашего выбора в пользу других товарных категорий».

Для рекламы своих товаров поставщики алкоголя могут использовать места на тележках, торцах гондол, а также получить выделенное место в отделе, проводить дегустации. В «Ашан Сити» можно также использовать экраны в прикассовой зоне.

Реклама в супермаркетах стала для алкогольных компаний единственным крупным каналом продвижения. По словам Станислава Кауфмана, креативного директора агентства Kaufman, активно алкобренды продвигают себя на российских каналах ТВ, вещающих за рубежом. «Там нет такого жесткого запрета на рекламу. И реклама водки на этих каналах идет нон-стоп», — говорит он.

Он считает, что рекламные бюджеты уменьшились не за счет запрета в традиционных медиа, а главным образом за счет постоянного падения объемов продаж. «Это заставляет компании экономить деньги именно на рекламных бюджетах», — рассуждает г-н Кауфман. По его мнению, алкопроизводителям уместнее всего вкладывать деньги в развитие PR. Г-н Кауфман говорит, что за рекламу в местах продажи торговые сети поднимают цену. «Причем бюджеты на этот вид рекламы намного больше, чем, скажем, для традиционных рекламных каналов», — поделился с РБК daily г-н Кауфман.

Сами производители алкоголя утверждают, что во­все не снижали затраты на маркетинг и рекламу. При этом директор по маркетингу Алкогольной сибирской группы Елена Столбовских отмечает, что по итогам года рекламная активность группы не сократилась. «Мы переключились на другие, законные каналы: на рекламу в торговых точках, активности в сегменте HoReCa, а также на нестандартные рекламные возможности», — говорит она.

Исаак Шепс, президент пивоваренной компании «Балтика», отмечает, что расходы на рекламу даже увечились. «Огромные инвестиции теперь вкладываются в то, чтобы привлекать внимание к нашему бренду в торговых точках. На самом деле существует два типа бюджета, который идет на маркетинговые цели. Это брендовый маркетинг и трейд-маркетинг, когда мы рекламируем наш бренд в местах продаж», — объясняет г-н Шепс.