Лента новостей
Ученые впервые с 2003-го повысили до максимума оценку магнитной бури 03:42, Статья Мишустин призвал пересмотреть количество бюджетных мест в вузах 03:05, Новость Умер «один из самых успешных инвесторов всех времен» Джим Саймонс 02:55, Статья Старовойт сообщил о двух перехваченных дронах в поселке в Курской области 02:55, Новость Чехия объявила в розыск россиянина за организацию взрывов во Врбетице 02:32, Новость Гладков сообщил о восьми раненых после атак в направлении Белгорода 01:58, Статья Госдеп одобрил срочную продажу Германии трех HIMARS для Украины 01:49, Статья США увидели подготовку к наступлению на Харьков на фоне слов Зеленского 01:05, Статья Пасечник сообщил, что нефтебазу в Ровеньках атаковали ракетами ATACMS 01:03, Новость В Харькове произошли взрывы 00:40, Новость Джокович получил удар бутылкой по голове на «Мастерсе» в Риме 00:19, Статья Путин наградил орденом Дружбы молдавского депутата Марину Таубер 00:12, Новость В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность 00:03, Статья Ученые предупредили о начале мощнейшей за 20 лет магнитной бури 10 мая, 23:49, Статья Путин ввел новое звание «Заслуженный работник избирательной системы РФ» 10 мая, 23:47, Новость В поселке в Белгородской области взорвался беспилотник 10 мая, 23:35, Новость Число погибших из-за атаки на нефтебазу в Ровеньках выросло до трех 10 мая, 23:15, Статья Сбежавший польский судья вместо секретного документа выложил фото Туска 10 мая, 22:49, Новость
Газета
«Помощи нет, льгот нет, финансирования нет»
Газета № 126 (1659) (1707) Общество,
0

«Помощи нет, льгот нет, финансирования нет»

Инвесторы обходят стороной Москву и Кавказ
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Российский представитель японской Asahi Glass Company Дмитрий Денискин вспоминает, как подмосковный завод компании в первый же год его работы различные инспекции проверили более 200 раз, то есть примерно по одному разу в каждый рабочий день. Неудивительно, что большинство регионов, в особенности северокавказские республики, не пользуются популярностью у иностранных инвесторов. Но есть и исключения.

Хотя на Москву и Питер приходится около половины зарубежных инвестиций, иностранцы все больше предпочитают столицам регионы. Такой вывод следует из совместного исследования KPMG и РСПП «Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов». Из крупнейших городов бизнесмены переезжают на Сахалин, в Татарстан, Калужскую и Ульяновскую области, где давно действуют программы по привлечению зарубежного капитала. Успех не заставил себя ждать: дотационная еще пару лет назад Калужская область с тех пор превратилась в самодостаточный регион.

«Общая позиция властей Санкт-Петербурга — всегда говорить «нет», — делится опытом инвестор из Северной Европы. По его мнению, они специально ставят палки в колеса, вынуждая платить за доступ к рынку. Неприятный опыт имеют зарубежные бизнесмены и в Москве. «Такое впечатление, что московское правительство совсем не заинтересовано в нашем бизнесе. Помощи нет, льгот нет, финансирования нет», — разочарован другой европейский инвестор.

Директор по маркетингу AGC Glass Europe по Восточной Европе Дмитрий Денискин вспоминает, как долго и тщательно японцы выбирали место для строительства завода в России и все равно сталкивались с административными барьерами. «Были случаи, когда местные власти с самого начала переговоров делали основной упор на то, что им даст компания, абсолютно не предлагая ничего взамен», — удивляется он.

Одним из главных препятствий для вложений из-за рубежа остается коррупция. Что она станет непреодолимым барьером, уверены 40% планирующих инвестиции в Россию. По данным опроса, из-за коррупции умирает каждый седьмой инвестпроект в стране. «При встрече с представителем власти, отвечающим за выделение земельных участков, тот с явным интересом рассматривал мой фотоаппарат. Прощаясь, он сказал мне приходить снова, только если я куплю ему такой же фотоаппарат со встроенным GPS», — рассказал шокированный западноевропейский бизнесмен.

Г-н Денискин называет две ключевые проблемы, с которыми японский производитель стекла столкнулся при развитии бизнеса в России. Больше всего сложностей возникло с подключением к энергосетям, AGC Glass приходилось даже прибегать к помощи руководителей дипмиссий и к прямому содействию премьер-министра Бельгии. По словам собеседника РБК daily, происходящее вызвало огромное удивление в штаб-квартире компании, работающей более чем в 20 странах мира. Вторая сложность — полное отсутствие в начале 2000-х мелкого и среднего бизнеса, способного предложить адекватные сервисные услуги.

Впрочем, большинство из опрошенных 200 инвесторов все же отмечают улучшение инвестклимата. Особенно много позитивных отзывов получили Калужская и Ульяновская области, а также Республика Татарстан. Представитель американской компании хвалится, что сотрудник администрации Ульяновской области встречал его делегацию в аэропорту.

В большинстве субъектов о подобном отношении к инвесторам можно только мечтать, в том числе и в обеих столицах. При этом на Москву приходится треть от общего объема прямых иностранных инвестиций в страну. Вторую строчку по этому показателю занимает, как ни странно, Сахалин (18%), чьим развитием вчера был крайне недоволен Владимир Путин (см. статью «Дорогие друзья, вы работать будете или нет?»). Третье место досталось Подмосковью, четвертое — Санкт-Петербургу. Наиболее депрессивными оказались регионы Кавказа: Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Ингушетия.

Бурю негодования у иностранцев вызывает состояние российской транспортной сети. Для производителя стекла AGC Glass доставка товара имеет огромное значение. «Качество отечественных автодорог давно стало предметом анекдотов. Железнодорожная сеть развита куда лучше, однако иногда надпись на вагонах «С горки не спускать», видимо, не читают», — грустно шутит Дмитрий Денискин. Неудобства испытывают и откомандированные в Россию сейлз-менеджеры компании, которые вынуждены летать из Омска в Томск через Москву. «Сегодня инфраструктура уже гораздо лучше, но, говоря языком сертификации ИСО, мест для улучшения еще очень много», — заключает представитель японской компании.