Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Первый звонок от ВТО
Лента новостей 16:44 МСК
Важнейшее из искусств: как телевидение формирует сознание россиян Алексей Левинсон руководитель отдела социокультурных исследований Левада-Центра Мнение, 16:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  16:00   USD НАЛ. Покупка 64,86 Продажа 64,86 EUR НАЛ. 73,10 73,21 СК начал проверку сообщений об интимной связи учительницы и школьницы Общество, 15:56 Суду не удалось с первого раза отобрать присяжных по «делу Немцова» Общество, 15:49 Удмуртский депутат обошел «Роснефть» в борьбе за участок в Якутии Бизнес, 15:48 Самое большое воздушное судно в мире получило повреждения во время полета Общество, 15:26 В храме Архангела Рафаила в Москве начались обыски Общество, 15:14 Националиста Поткина приговорили к 7,5 года колонии Политика, 15:10 Порошенко анонсировал восстановление «нормандского формата» Политика, 14:54 Большая часть Сахалина осталась без электричества Общество, 14:38 Глава Генштаба Украины назвал «признанием» заведение СКР дела против него Политика, 14:25 Сирия обвинила Турцию в нарушении суверенитета страны Политика, 14:23 Четвертый московский аэропорт примет первый рейс 12 сентября Общество, 14:19 Грузия выразила недовольство учениями России на Кавказе Политика, 14:17 Власти объяснили слова самарского губернатора о долгах «дочки» АвтоВАЗа Политика, 14:10 «Победа» отказалась от иска о рассадке детей и родителей в самолете Общество, 13:47 Западные СМИ назвали «оплеухой для МОК» решение по паралимпийцам России Общество, 13:16 Туристы из России поехали в район землетрясения в Италии Общество, 13:04 Число жертв землетрясения в Италии приблизилось к 40 Общество, 13:03 Суд признал виновным националиста Поткина Политика, 12:58 Суд приостановил работу интерната в Иркутской области после гибели детей Общество, 12:53 «Метрострой» предложил привлечь петербуржцев к достройке «Зенит Арены» Бизнес, 12:44 Ввод турецких войск в Сирию обвалил индексы стамбульской биржи Финансы, 12:36 Курс евро на завтра  12:31 EUR ЦБ 73.2074 -0.2659 Курс доллара на завтра  12:31 USD ЦБ 64.814 +0.0456 Лавров и Керри проведут переговоры по Сирии в Женеве Политика, 12:30 В Крыму и на Северном Кавказе начались учения ракетных войск России Политика, 12:04
Газета № 121 (1654) (1007) 10 июл 2013, 00:05
Евгений Новиков, Дмитрий Иванов, Максим Одинцов
Первый звонок от ВТО
Утилизационный сбор на авто пришелся ЕС не по вкусу
Фото: BLOOMBERG

Екатерина Майорова, замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития, готовится к серьезным консультациям. России грозит первый судебный иск за нарушение правил ВТО, в которой страна состоит менее года. У России есть два месяца, чтобы урегулировать спор во внесудебном порядке.

Постпредство России при ООН в Женеве вчера получило официальный запрос Евросоюза о начале консультаций по во­просу о несоответствии утилизационного сбора на импортные автомобили положениям ВТО. Россия вступила в организацию после многолетних переговоров в августе 2012 года и уже с 1 сентября ввела утилизационный сбор на автомобили, импортируемые из-за границы (за исключением стран Таможенного союза). Базовая ставка на легковые машины — 20 тыс. руб., на грузовики и автобусы — 150 тыс. руб. Евросоюз посчитал такую политику дискриминационной и не имеющей никакого отношения к защите окружающей среды. Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов в свою очередь напомнил, что вступление в ВТО предполагает период адаптации к нормам организации и с этим необходимо считаться.

Источник РБК daily в Минэкономразвития не скрывает, что утилизационный сбор был введен с целью смягчить последствия от вступления в ВТО для российских автопроизводителей. «По нашим расчетам, объемы утилизационного сбора составляют свыше 4,2 млрд руб. в месяц, — говорит председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин. — По сообщению Минфина, общие потери от снижения таможенных пошлин в 2013 году составят почти 190 млрд руб., то есть 15,7 млрд руб. в месяц. Учитывая, что потери от импорта автомобилей — это только часть этой цифры, можно сделать вывод, что утилизационный сбор вполне сопоставим с потерями от снижения пошлин на иномарки».

В результате переговоров между ЕС и Россией все же была достигнута договоренность о полном выравнивании утилизационного сбора на отечественные и импортные авто. Правительство уже внесло в Госдуму соответствующие по­правки к закону «Об отходах производства и потребления», но депутаты не успели рассмотреть их в весеннюю сессию. Теперь Евросоюз хочет принудить Россию к отмене сбора.

Екатерина Майорова из МЭР призналась, что ведомство ожидало «такого развития событий». «По решению ЕС мы будем теперь действовать в рамках формальной процедуры разрешения спора в ВТО», — сообщила она и напомнила, что по правилам ВТО участникам спора отводится 60 дней на его внесудебное урегулирование в ходе консультаций. По истечении этого срока истец имеет право потребовать формирования третейской группы. Таким образом, формально начавшиеся вчера консультации могут перейти в стадию разбирательства в ВТО уже 7 сентября, пояснила г-жа Майорова.

Разбирательство в первой инстанции займет не менее шести месяцев, а не согласная с решением суда сторона вправе подать апелляцию, рассмотрение которой длится в среднем еще три месяца. Если Россию признают виновной в нарушении правил ВТО, правительству будет дан разумный срок для устранения нарушений. Только по его окончании ЕС сможет обратиться в ВТО с предложениями о санкциях, на согласование которых уйдет еще месяца три.

Обычно разбирательства в ВТО длятся от года до пяти лет, все это время утилизационный сбор может действовать, так как до соответствующего решения суда он не может считаться нарушением правил ВТО, пояснила РБК daily г-жа Майорова. Но ничто не мешает обеим сторонам примириться до окончания судебного процесса, уточнила она.

Ведущий эксперт практики международного торгового и таможенного права адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Владимир Таланов не видит повода драматизировать ситуацию. Это стандартная процедура урегулирования торговых разногласий, к которой будет прибегать и Россия, говорит адвокат. Скорее всего, спор будет урегулирован в ближайшее время путем переговоров, так как Россия уже предпринимает активные шаги по выравниванию условий уплаты сбора, считает он.

Вероятнее всего, все участники российского автомобильного рынка будут платить утилизационный сбор, полагает старший аналитик ФГ БКС Игорь Краевский. «В любом случае те участники, которые сейчас предоставляют утилизационные гарантии, не пострадают финансово. Государство будет субсидировать данные выплаты в рамках защиты инвестиций и гарантии неухудшения условий уже заключенных соглашений по режиму промсборки», — отмечает эксперт.