Лента новостей
«Большей бестолковщины в сезоне не видел». Что говорят о дерби «Спартака» 02:10, Статья В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность 02:09, Статья По делу замглавы Минобороны Иванова провели обыски по нескольким адресам 01:45, Новость Шохин назвал темы закрытой встречи Путина с бизнесом в рамках съезда РСПП 01:36, Новость Число фигурантов по делу о хищении ₽2,8 млрд в Дагестане достигло 31 01:17, Статья МАГАТЭ назвало непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС 01:16, Новость Рубен Варданян прекратил голодовку в СИЗО после уговоров семьи 00:56, Новость В Пентагоне назвали возможной целью переданных Киеву ATACMS Крым 00:44, Статья Число пострадавших при обстреле Токмака выросло до четырех 00:29, Новость Пентагон исключил отправку военных советников США к фронту на Украине 00:10, Новость Глава Минфина Украины заявил о «неопределенных перспективах» бюджета 00:06, Статья Эксперты предсказали серию перепродаж бизнесов ушедших иностранцев 00:00, Статья Тренер ЦСКА заявил о рухнувших на газон игроках «Спартака» после дерби 25 апр, 23:47, Статья Полицейские нашли убитых в Херсонской области в разных местах 25 апр, 23:35, Новость «Коммерсантъ» назвал причину задержки ареста фигуранта дела Иванова 25 апр, 23:24, Статья Маршрут «Бессмертного полка» в Кишиневе изменят из-за уступки ЕС 25 апр, 23:10, Новость «Газпром» сообщил о трех рекордах в России за одну зиму 25 апр, 22:55, Статья Мединский заявил о «трех начальниках» у Украины на переговорах с Россией 25 апр, 22:38, Новость
Газета
Недоходные места
Газета № 66 (1600) (1204) Общество,
0

Недоходные места

Регионы провалили планы по бюджетным показателям
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

По итогам 2012 года регионы провалили плановые бюджетные показатели. Так, налоговые и неналоговые доходы консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должны были вырасти на 12%, а фактический прирост оказался практически вдвое меньше. Расходы при этом успели разогнаться на 13,1%, констатируют эксперты Центра развития НИУ ВШЭ.

Согласно основным направлениям бюджетной политики на ближайшие три года, рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должен был составить 12%. Однако реальный прирост оказался почти вдвое меньше ожидаемого Минфином — всего 6,4%. Хуже всего обстоят дела с бюджетом Чукотского округа (-14,56%), Карелии (-11,39%) и Белгородской области (-9,68%). Впрочем, есть и отличившиеся: наиболее быст­рыми темпами росли доходы Калмыкии (57%) и Сахалинской области (45,7%).

Основная часть налоговой базы регионов формируется за счет прямых налогов — налога на прибыль и НДФЛ. Однако рост по налогу на прибыль фактически оказался на уровне 2,7% вместо запланированных 16,2%. По подсчетам ведущего эксперта Центра развития НИУ ВШЭ Андрея Чернявского, сокращение поступлений налога на прибыль испытал каждый третий региональный бюджет. Тяжелее оказалось с собираемостью в Чеченской Республике (-57%), Ингушетии (-46%) и Мурманской области (-32,7%). Лучшие показатели продемонстрировал бюджет Астраханской (84,8%), Калужской (66,6%) и Архангельской областей (66,2%).

Вопрос исполнения региональных бюджетов связан не только с вялым ростом собственных доходов. Это и уменьшение федеральных трансфертов, и одновременно увеличение расходной нагрузки, перечисляет г-н Чернявский. Речь идет об определенных федеральных мандатах, предписывающих регионам наращивать расходы. Эти расходы касаются в первую очередь майских президентских обещаний о повышении заработных плат для бюджетников.

Региональным бюджетам пришлось увеличить расходы на образование и здравоохранение (более 7,5%). При этом многие были вынуждены сокращать другие виды расходов. Так, регионы в 2012 году не осилили инвестиции в инфраструктурные проекты. В целом на поддержку экономики ушло не более 4%. Это несколько меньше затраченных в 2011 году средств. В целом по итогам 2012 года расходы региональных бюджетов выросли на 13,1%.

По мнению экспертов, ситуация складывается опасная. По словам г-на Чернявского, в ближайшие годы регионы будут наращивать дефицит бюджета из-за роста расходных статей, спущенных с федерального уровня. Эксперт Института им. Е.Т. Гайдара Илья Соколов полагает, что региональный долг будет увеличиваться, если только ситуация с обеспечением доходной базы не переломится. «Но это произойдет едва, поскольку резервы для наращивания налоговой базы ограничены. Реальных источников для децентрализации налоговых поступлений тоже нет. Единст­венным источником могут стать межбюджетные трансферты, но в планах Минфина их наращивания нет», — считает он.

«Региональным бюджетам выдали достаточно большой социальный мандат, а доходную базу не увеличили. Регионы оказались вынуждены занимать у федерального бюджета», — добавляет эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Чтобы переломить ситуацию, нужно увеличивать трансферты либо передать на региональный уровень часть НДС, предлагает она.