Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Без пива — деньги на ветер
Лента новостей 20:04 МСК
Бинбанк сократил чистую прибыль во втором квартале в 12 раз Финансы, 19:31 Ирак поддержит решение стран ОПЕК на заморозку уровня добычи нефти Экономика, 19:24 Госдеп пообещал $3 млн за информацию об экс-командире таджикского ОМОНа Политика, 19:06 CNN узнал о планах ФБР опубликовать содержание допроса Клинтон о ее почте Политика, 19:02 Лучшие предложения рынка наличной валюты  19:00   USD НАЛ. Покупка 65,20 Продажа 65,22 EUR НАЛ. 72,79 72,86 МИД Украины назвал «спланированным» нападение на посольство в Москве Политика, 18:40 Олланд назначил нового министра экономики Франции Политика, 18:30 Паралимпийскому комитету России разработают условия возвращения членства Общество, 18:27 Банковские метры: как кризис меняет рынок коммерческой недвижимости Александр Устинов директор по развитию компании RD Management Мнение, 18:21 ЦБ забрал у банков 220 млрд руб. лишних денег Финансы, 18:19 Экспортную пошлину на российскую пшеницу обнулят на два года Экономика, 18:10 Forbes назвал самых высокооплачиваемых моделей мира Общество, 17:59 В Ташкенте отменили концерт по случаю Дня независимости Узбекистана Общество, 17:58 СБУ закрыла «реверсивный» канал переправки боевиков из России в Европу Общество, 17:56 Минфин предложил повысить минимальную цену на водку Общество, 17:40 СК возбудил уголовное дело после драки мужчин с полицейскими у Кремля Общество, 17:31 Власти Москвы начали составлять список самостроя для третьей волны сноса Общество, 17:22 Тим Кук раскритиковал решение Еврокомиссии о доначислении налогов Технологии и медиа, 17:19 Право 10 лет размещать рекламу в метро Москвы продали за 22,6 млрд руб. Бизнес, 17:19 В Швейцарии обнаружили обломки пропавшего в ходе учений военного самолета Общество, 17:06 Противники градостроительной политики мэрии Москвы создали движение Политика, 17:06 Захватчик банка в Москве рассказал о своих «подарках Путину» в 2012 году Общество, 17:03 «Квадру» Прохорова обязали договориться с потребителями до 23 сентября Бизнес, 16:52 Неприкосновенный реестр: почему не получится закрыть данные госорганов Иван Бегтин директор АНО «Информационная культура» Мнение, 16:47 Кремль заявил об отдельных встречах Путина с Олландом и Меркель на G20 Политика, 16:45 В Москве уволили избивших тренера женского ФК «Торпедо» полицейских Общество, 16:22 Медведев объяснил пенсионерам замену индексации пенсии на разовую выплату Экономика, 16:11
Газета 9 янв 2013, 00:04
Владлен Максимов, вице-президент НП «ОПОРА России»
Без пива — деньги на ветер
Фото: из личного архива

С первых дней 2013 года каждый человек, заглянувший в палатку или небольшой по площади магазин (до 50 кв. м), может заметить результат принятого в прошлом году закона: здесь больше не продают сигареты и пиво. Для посетителей это хотя и досадный, но в целом не трагический факт. А вот для многих мелких предпринимателей новый закон может поставить бизнес под угрозу.

В России мы живем при острейшем дефиците торговых площадей. Цифра в 500 кв. м на 1000 жителей является для российского города-миллионника не самой плохой. Москва совсем недавно преодолела 700 кв. м. В это время европейские крупные города начинаются примерно с 2100 кв. м на 1000 жителей. Главная причина различия проста — в наших городах советская застройка. Тогда первые этажи отдавались под жилье, а до магазина, как считалось, люди сами как-нибудь доедут.

Острый дефицит порождает высокие, убийственные для торговли арендные ставки, которые порождают уродливое явление: копирование малыми магазинами ассортимента супермаркетов. Предприниматель, чтобы выжить, вынужден использовать каждый дециметр торговой площади. Так что в российской городской рознице почти нет специализации и семейного бизнеса. Мы не видим здесь небольших уютных колбасных, сырных магазинов, булочных: то, к чему мы привыкли за границей. Человек, который получил помещение в собственность, склонен просто пересдать его: таким образом он в силу перекоса в ставках аренды может сразу забрать до 70% дохода от предприятия, ничего не вкладывая.

Таким образом, принудительное удаление из ассортимента малых магазинов важных товарных групп приводит не к перепрофилированию торговых объектов, а к разорению предпринимателя.

Кроме того, цифра в 50 кв. м для стационарных магазинов не имеет обоснования. Совершенно непонятно, откуда она взялась. Почему авторы законопроекта настойчиво требуют учитывать опыт, допустим, Норвегии, и не учитывают — Италии, Испании, Франции, Греции, других стран, где табаком в основном торгуют как раз мелкие торговые форматы, а крупные либо ограничены в этом праве, либо не торгуют вовсе?

На Западе существует целая система преференций для малого бизнеса: сплошь и рядом супермаркетам запрещено работать после 20.00, по выходным. У нас же о таких компенсациях никто даже и не помышляет.

Нестационарная торговля в России имеет специфическую природу — из-за того же дефицита площадей. Киоски, модули, нестационарные павильоны призваны хоть как-то его компенсировать. В отечественном же законе объектом ограничения выступают не только киоски, а все нестационарные объекты, включая и крупные, с возможностью для покупателя заходить внутрь, просто без заглубленного фундамента и канализации. Такого рода магазины могут быть центральными торговыми точками целого ряда микрорайонов.

Предприниматели, владельцы или арендаторы этих магазинов не могут перейти в стационарные форматы торговли — этих помещений попросту нет. Не могут они ничего и построить. У нас малый торговый бизнес почти ничего не строит, а строит крупный и аффилированный с региональной властью средний бизнес — и сдает малому по тем же космическим ставкам.

Запрещая продавать сигареты и пиво в нестационарных и небольших торговых точках, мы наносим мощный удар по и без того недоразвитой розничной торговле. Человек, в продуктовую корзину которого входят эти позиции, получает мощный стимул вообще не ходить в малый магазин или модуль, так как ему все равно потом придется посещать другой, более крупный, торговый объект. То есть он, вероятно, не купит здесь ни колбасы, ни консервов, ни хлеба. А это означает сотни тысяч закрытых магазинов и миллионы потерянных рабочих мест.

Деградация малого торгового бизнеса имеет еще одно следствие. Малые торговые точки являются одним из немногих каналов сбыта для мелких отечественных производителей, не имеющих возможности работать с сетями и крупными магазинами (из-за требований к объемам, стандартизации, штрафов за недопоставки и т.д.). То есть осложнение положения малых стационарных магазинов скажется на всей цепочке поставок и в конечном счете на производстве.

Малые магазины и киоски являются существенным фактором поддержания конкурентной среды для крупных торговых операторов. Соответственно, их уничтожение логически приводит к снижению уровня конкуренции, способствует росту цен на товары повседневного спроса, а также усиливает недоверие предпринимателей к власти.