Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Основанная «Джебхат ан-Нусра» группировка предложила перемирие в Идлибе 22:34, Политика Глава Пентагона отказался верить в гибель главаря ИГ 22:22, Политика СМИ узнали о просьбе прокуратуры возбудить дело на противников «Матильды» 22:15, Общество При авиаударе США погибли 15 афганских военных 21:53, Политика Белый дом назвал имя нового пресс-секретаря президента США 21:50, Политика Суд ЕС снял обеспечительные меры по польскому иску о газопроводе OPAL 21:46, Бизнес Демьяна Кудрявцева лишили российского гражданства 21:38, Технологии и медиа «Локомотив» победил ЦСКА в московском дерби 21:36, Спорт Путин и дети: зачем президент встретился с воспитанниками «Сириуса» 21:33, Политика Представитель Белого дома Шон Спайсер прокомментировал свою отставку 21:27, Политика США ввели санкции в отношении россиянина за связи с ИГ 21:21, Политика Демарш Siemens: чем грозит приостановка сотрудничества энергетике 20:40, Бизнес Собянин пообещал заменить все автобусы в Москве электробусами за три года 20:31, Общество Алексей Учитель рассказал о просмотре «Матильды» Володиным 20:25, Общество США ввели запрет на поездки для своих граждан в Северную Корею 20:21, Политика Путин заявил о стоящем «на пороге нового скачка» человечестве 20:14, Политика СК заподозрил экс-мэра Дзержинска в краже потолка 20:04, Общество СМИ узнали о задержании нового замдиректора «Ростелеком Северо-Запад» 19:54, Общество Чемпионат России по футболу. ЦСКА — «Локомотив». Онлайн 19:30, Спорт Глава Ассоциации российских банков заявил о готовности покинуть должность 19:26, Финансы Представитель Белого дома Шон Спайсер подал в отставку 19:24, Политика НМТП отбилась от штрафа ФАС почти на 10 млрд руб. 19:17, Бизнес Какие необычные бизнес-стратегии открывает интернет вещей для компаний 19:06, SAP и РБК ЦБ и Минэкономразвития предупредили о коллапсе рынка электронных подписей 19:00, Технологии и медиа Reuters узнал об участии адвоката Весельницкой в судебных тяжбах ФСБ 18:53, Политика Власти Белоруссии разрешили VP Capital купить Паритетбанк 18:49, Финансы Тест: знаете ли вы своих сотрудников 18:45, РБК и Билайн В Подмосковье возбудили дело по сообщениям СМИ о застройке в заповеднике 18:33, Общество
Без пива — деньги на ветер
Газета Общество, 09 янв, 2013 01:04
0
Без пива — деньги на ветер
Фото: из личного архива

С первых дней 2013 года каждый человек, заглянувший в палатку или небольшой по площади магазин (до 50 кв. м), может заметить результат принятого в прошлом году закона: здесь больше не продают сигареты и пиво. Для посетителей это хотя и досадный, но в целом не трагический факт. А вот для многих мелких предпринимателей новый закон может поставить бизнес под угрозу.

В России мы живем при острейшем дефиците торговых площадей. Цифра в 500 кв. м на 1000 жителей является для российского города-миллионника не самой плохой. Москва совсем недавно преодолела 700 кв. м. В это время европейские крупные города начинаются примерно с 2100 кв. м на 1000 жителей. Главная причина различия проста — в наших городах советская застройка. Тогда первые этажи отдавались под жилье, а до магазина, как считалось, люди сами как-нибудь доедут.

Острый дефицит порождает высокие, убийственные для торговли арендные ставки, которые порождают уродливое явление: копирование малыми магазинами ассортимента супермаркетов. Предприниматель, чтобы выжить, вынужден использовать каждый дециметр торговой площади. Так что в российской городской рознице почти нет специализации и семейного бизнеса. Мы не видим здесь небольших уютных колбасных, сырных магазинов, булочных: то, к чему мы привыкли за границей. Человек, который получил помещение в собственность, склонен просто пересдать его: таким образом он в силу перекоса в ставках аренды может сразу забрать до 70% дохода от предприятия, ничего не вкладывая.

Таким образом, принудительное удаление из ассортимента малых магазинов важных товарных групп приводит не к перепрофилированию торговых объектов, а к разорению предпринимателя.

Кроме того, цифра в 50 кв. м для стационарных магазинов не имеет обоснования. Совершенно непонятно, откуда она взялась. Почему авторы законопроекта настойчиво требуют учитывать опыт, допустим, Норвегии, и не учитывают — Италии, Испании, Франции, Греции, других стран, где табаком в основном торгуют как раз мелкие торговые форматы, а крупные либо ограничены в этом праве, либо не торгуют вовсе?

На Западе существует целая система преференций для малого бизнеса: сплошь и рядом супермаркетам запрещено работать после 20.00, по выходным. У нас же о таких компенсациях никто даже и не помышляет.

Нестационарная торговля в России имеет специфическую природу — из-за того же дефицита площадей. Киоски, модули, нестационарные павильоны призваны хоть как-то его компенсировать. В отечественном же законе объектом ограничения выступают не только киоски, а все нестационарные объекты, включая и крупные, с возможностью для покупателя заходить внутрь, просто без заглубленного фундамента и канализации. Такого рода магазины могут быть центральными торговыми точками целого ряда микрорайонов.

Предприниматели, владельцы или арендаторы этих магазинов не могут перейти в стационарные форматы торговли — этих помещений попросту нет. Не могут они ничего и построить. У нас малый торговый бизнес почти ничего не строит, а строит крупный и аффилированный с региональной властью средний бизнес — и сдает малому по тем же космическим ставкам.

Запрещая продавать сигареты и пиво в нестационарных и небольших торговых точках, мы наносим мощный удар по и без того недоразвитой розничной торговле. Человек, в продуктовую корзину которого входят эти позиции, получает мощный стимул вообще не ходить в малый магазин или модуль, так как ему все равно потом придется посещать другой, более крупный, торговый объект. То есть он, вероятно, не купит здесь ни колбасы, ни консервов, ни хлеба. А это означает сотни тысяч закрытых магазинов и миллионы потерянных рабочих мест.

Деградация малого торгового бизнеса имеет еще одно следствие. Малые торговые точки являются одним из немногих каналов сбыта для мелких отечественных производителей, не имеющих возможности работать с сетями и крупными магазинами (из-за требований к объемам, стандартизации, штрафов за недопоставки и т.д.). То есть осложнение положения малых стационарных магазинов скажется на всей цепочке поставок и в конечном счете на производстве.

Малые магазины и киоски являются существенным фактором поддержания конкурентной среды для крупных торговых операторов. Соответственно, их уничтожение логически приводит к снижению уровня конкуренции, способствует росту цен на товары повседневного спроса, а также усиливает недоверие предпринимателей к власти.