Куда катится Россия
После трех лет бурного восстановительного роста и рекордных показателей 2012 года он затормозил. Заводы приостанавливают производство и корректируют планы выпуска. Дилеры мирятся с необходимостью умерить аппетиты. Покупатели осторожничают с крупными тратами.
Падающие не вместе
После кризиса автомобильный рынок в России восстанавливался очень быстро. Но двузначного прироста продаж хватило только на три года. В 2013-м сектор затормозил и по итогам года упал на 5,5% в количественном выражении и на 3% в денежном. Продажи импортных автомобилей сократились на 16%, а реализация отечественных машин – почти на 16%. В плюсе лишь сбыт иномарок российской сборки – 8,3%. В производстве такие же негативные тенденции, как в продажах. По данным «АСМ-холдинга», в 2013-м с конвейеров в стране сошло 2,17 млн легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Это на 2,6% меньше, чем годом ранее.
Рай для автодилеров
Еще в середине 2013-го эксперты The Boston Consulting Group сулили нашей стране перспективу стать крупнейшим автомобильным рынком Европы к 2016 году. Ожидалось, что мы подвинем лидера – Германию, а к 2020-му выйдем на пятое место в мире. Теперь этот прогноз переносится на неопределенный срок, поскольку в Германии продолжается наметившийся в конце прошлого года рост продаж, а у нас – падение. По оценкам агентства «Автостат», при сохранении текущих тенденций наш ориентир на ближайшие 10 лет – реализация 2,8–3,5 млн автомобилей в год и обеспеченность ими на уровне восточноевропейских стран, то есть 360–400 машин на 1 тыс. жителей.
В хорошие руки
Вторичный рынок автомобилей в России показал большую устойчивость к ухудшению дел в экономике. По информации «Автостата», в 2013 году из рук в руки у нас перешло 5,6 млн машин против 5,4 млн в 2012-м. То есть объем реализации подержанных авто более чем в 2 раза превысил продажи новых. Эксперты заговорили о снижении интереса к первичному рынку и перетекании покупателей в сектор вторички. Самый популярный объект сделок – «иностранки» в возрасте до пяти лет.