Лента новостей
Экс-глава МИД Австрии назвала атаку дронов на Москву «самой ожесточенной» 21:08, Новость Нетаньяху признал причастность Израиля ко взрывам пейджеров в Ливане 21:06, Статья NYT узнала о пессимизме разведки США насчет военных перспектив Украины 21:00, Статья Даниил Медведев заявил, что не чувствует удовольствия от игры в теннис 20:52, Статья Древность и современность: как в Сибири говорят о культуре региона 20:39 В Тбилиси митингующие вышли на протестный марш 20:37, Новость «Рома» второй раз за два месяца уволила главного тренера 20:33, Статья Волка из махачкалинского «Динамо» вызвали в сборную России 20:13, Статья Нетаньяху заявил, что трижды говорил с Трампом за последние дни 20:05, Новость Оценили интеллектуальную собственность: как банки смотрят на IТ-компании 19:37 Синоптик заявил, что зима в России наступит не раньше декабря 19:35, Новость «Спартак» выиграл пятый матч подряд в КХЛ 19:35, Статья «Зенит» одержал волевую победу над аутсайдером РПЛ 19:29, Статья Совбез анонсировал рабочий визит Шойгу в Китай 19:22, Новость Кибовский предложил бороться с «ералашем убеждений» в СИЗО учебниками 19:18, Статья «Манчестер Юнайтед» впервые после отставки тен Хага победил в АПЛ 18:59, Статья В «Спартаке» объяснили уход спортивного директора клуба 18:57, Статья Почему роскошь любит тишину 18:48
Газета
Россияне сдали мошенникам рекордные ₽14 млрд
Газета № 012 (3682) (1502) Финансы,
0

Россияне сдали мошенникам рекордные ₽14 млрд

ЦБ раскрыл данные об инцидентах при переводе денежных средств
В 2022 году злоумышленники провели меньше мошеннических переводов, но смогли украсть больше средств, чем в 2021 году. Рост объемов операций без согласия клиентов произошел вместе с ростом всех электронных переводов
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В 2022 году кредитные организации вернули жертвам банковских мошенников всего 4,4% от украденных средств, или 618,4 млн руб. Это минимальный показатель с 2019 года, следует из обзора Банка России об инцидентах при переводе денежных средств.

Для сравнения: в 2021 году банки возместили своим клиентам 6,8%, или 920,5 млн руб., в 2020 году — 11,3%, или 1,1 млрд руб., в 2019 году — 15%, или 935 млн руб. До 2019 года ЦБ не публиковал эти данные.

«Такой уровень возмещения объясняется сохранением высокой доли социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные», — объясняется в сообщении ЦБ. В таких случаях хищения банки по закону не обязаны возвращать деньги.

Финансы
ЦБ сообщил о мошеннической схеме с QR-кодами в общественных местах Фото: Wolfram Steinberg / dpa / Global Look Press

Всего в 2022 году злоумышленникам удалось украсть у банковских клиентов 14,1 млрд руб. Это рекордно высокий показатель минимум с 2019 года. До этого периода ЦБ в статистике мошеннических операций учитывал только транзакции по картам. Сейчас в статистку входят все транзакции, проведенные с помощью электронных средств платежей.

За год объем хищений вырос на 4,29% «на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов с применением электронных средств платежа», объясняется в сообщении ЦБ. В 2022 году банковские клиенты перевели 1,4 квадриллиона руб., годовой рост составил 39%.

На фоне роста объема украденных средств сокращается число мошеннических переводов: количество операций без согласия клиентов снизилось на 15,31% по сравнению с 2021 годом и составило 876,5 тыс. транзакций. В ЦБ отметили, что сокращение этого показателя произошло впервые за семь лет «благодаря расширению комплекса мер, которые банки принимают для противодействия мошенничеству».

Как мошенники крадут деньги

Основным инструментом злоумышленников для хищения средств осталось использование приемов и методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение. В 2022 году доля таких операций составила 50,4% против 49,4% годом ранее. Такое мошенничество чаще всего происходит через телефонные звонки. В ЦБ отмечают, что в 2022 году к ранее используемым сценариям звонков злоумышленников от якобы «специалистов службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и «Центрального банка» добавились сценарии, связанные с частичной мобилизацией. ЦБ направил операторам связи с целью принятия соответствующих мер реагирования 756 тыс. номеров телефонов, которые использовали злоумышленники. Это в 1,7 раза превышает показатель 2021 года.

«Также в 2022 году мошенники стали активно использовать для хищения денег социальные сети и мобильные приложения», — указал регулятор. В период с 28 февраля по 31 декабря 2022 года Банк России инициировал блокировку 1942 страниц в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» и 23 мобильных приложений в App Store, Google Play и в других магазинах приложений.

Общество
Мошенники из «службы безопасности ЦБ» убедили ученого отдать им ₽30 млн Здание ИМБ РАН

Большинство средств — 9,2 млрд руб. — украдено через банковские приложения и сайты. Доля социнженерии в этом канале составила 69,5% от общего числа мошеннических переводов. Еще 2,5 млрд руб. мошенники похитили через оплату товаров и услуг в интернете. Социнженерия была использована в 48,7% случаев. Наименьший объем — 1,5 млрд руб. — был украден при использовании карт без согласия их владельцев в банкоматах или терминалах. Доля социнженерии — 24,1%. «Злоумышленники продолжили применять комбинированные схемы мошенничества, при которых жертву вынуждали совершать перевод через эти каналы, что привело к росту показателя операций без согласия клиентов в этой группе», — объясняют в ЦБ.

Кто становится жертвами мошенников

В ноябре 2022 года Банк России провел опрос о степени удовлетворенности людей уровнем безопасности финансовых услуг и на его основе составил среднестатистический портрет гражданина, наиболее уязвимого для обмана злоумышленниками.

Это работающий мужчина со средним уровнем дохода и средним образованием. Его возраст — от 25 до 44 лет. Он проживает в городе и активно пользуется банковскими онлайн-сервисами.

С мошенничеством все еще не сталкивались более половины граждан — 58,2%. Жертвами злоумышленников оказались 3,5% респондентов, а у 31,8% граждан хищения не произошло. Еще 6,5% участников опроса затруднились ответить.

Почему объемы хищений растут, а сумма возврата падает

Сложность возврата украденных средств связана с тем, что если клиент банка самостоятельно подтвердил все операции, как это происходит при социнженерии, то вернуть деньги уже невозможно. Банк не может не обслужить клиента, если он хочет совершить какие-либо действия, например закрыть счет и забрать деньги либо получить кредит, объясняет главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. «По логике банка человек виноват сам, он своими руками перевел деньги аферистам. Известны случаи, когда клиента пытались остановить сотрудники банка или полиции, но безрезультатно», — добавляет представитель Group-IB Fraud Protection.

Регуляторы и банки постоянно работают над улучшением защиты от мошенничества, но злоумышленники вслед за ними постоянно совершенствуют свои легенды и схемы, продолжает Голованов.

Рост объема украденных средств при снижении числа транзакций объясняется увеличением средней суммы одного хищения, соглашаются эксперты. «Если лимиты в приложении или на сайте не позволяют мошенникам за один день вывести со счета жертвы крупную сумму, то самому клиенту никто не мешает снять деньги в банкомате со своего счета да еще оформить кредит, чтобы перевести деньги на счета мошенников», — говорит представитель Group-IB Fraud Protection.