Лента новостей
В МГТУ им. Баумана назвали возможные сроки открытия вуза 20:51, Общество Агент Головина сообщил о переговорах с «Барселоной» и ПСЖ 20:43, Спорт Как устроен хай-тек в мире финансов 20:42, РБК и Refinitiv В «Ростехе» заявили о вере в разум после данных об аппаратах ИВЛ в США 20:41, Общество Сурков появится в спектакле Богомолова «Бесы» 20:40, Общество Выработался иммунитет. Почему плохие новости не помешали биткоину расти 20:25, Крипто Ада Лавлейс: первый «программист» из докомпьютерных времен 20:11, Совместный проект Биатлонист сборной России заразился коронавирусом 20:09, Спорт Сентябрь стал лучшим месяцем по вводу жилья в России в 2020 году 19:59, Недвижимость Умер декан философского факультета МГУ 19:57, Общество Широков заявил о провокации со стороны избитого им арбитра 19:56, Спорт Два заказа в секунду: почему Burger King превращаются в IT-компанию 19:41, РБК и Mail.ru Cloud Solutions Путин выразил соболезнования Макрону из-за убийства французского учителя 19:37, Политика МИД объяснил приостановку финансовой помощи Киргизии 19:31, Политика Юристы оценили риски для россиян из-за решения суда в Минске по Nexta 19:29, Общество Санкции из-за Nord Stream 2, локдаун отменяется. Главные новости РБК 19:27, Общество Эксперты оценили идею мэрии Москвы о слежке за пассажирами через смартфон 19:19, Общество «Это покушение на базовую модель». Как цифровой рубль изменит финтех 19:12, Инвестиции СМИ узнали о краже в доме российского участника списка Forbes в Париже 19:12, Общество Александр Комиссаров — как потерять все и начать бизнес с нуля 19:11, РБК и ВТБ Привилегия Какие карантинные меры вернули в российские регионы. Главное 19:10, Общество В Молдавии отклонили предложение РФС перенести матч с Россией в Сочи 19:08, Спорт Реальные располагаемые доходы россиян продолжили падение 19:00, Экономика Лукашенко попросил не забирать с улицы Нину Багинскую 18:43, Общество Экономисты увидели риск стагнации в России после пандемии 18:42, Экономика 7 фактов о продвинутых зимних шинах, которых вы не знали 18:41, РБК и Pirelli Место крушения вертолета в Вологодской области. Видео 18:40, Общество СМИ сообщили о возможном закрытии трибун на матчах премьер-лиги в Москве 18:31, Спорт
Газета
Вагоны в загоне
Газета № 070 (3237) (1410) Бизнес,
0

Вагоны в загоне

Уралвагонзавод не может найти покупателей для своей гражданской продукции
Крупнейший в России производитель вагонов — Уралвагонзавод — пока не смог найти новых заказчиков на них на следующий год. Но предприятие, долги которого превышают 100 млрд руб., останавливать производство вагонов не будет
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

В связи с уточненной информацией в заголовке и тексте статьи добавлено слово «новых» — так как по 2021 год УВЗ выполняет обязательства перед Федеральной грузовой компанией на поставку 17 тыс. единиц подвижного состава. Однако этот контракт был заключен еще в 2019 году и не отражен в реестре госзакупок.

С какими проблемами столкнулся УВЗ

Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в «Ростех») на текущий момент осталась без новых заказов на вагоны на 2021 год. Об этом РБК рассказали источник в одном из крупнейших железнодорожных операторов, два заказчика завода, а также подтвердил источник в УВЗ.

Крупнейшими заказчиками УВЗ среди грузоотправителей и операторов в разные годы были СУЭК, Федеральная грузовая компания (ФГК, «дочка» РЖД), Первая грузовая компания (ПГК). Но ни с одной из этих компаний УВЗ не заключал контракты на 2021-й и последующие годы, уточнили два высокопоставленных источника РБК на рынке грузоперевозок.

РБК направил запросы в эти компании.

Что касается РЖД, самые крупные контракты на поставки вагонов в 2020 году компания заключила с АО «Рослокомотив» и АО «Транспортное машиностроение», следует из информации с сайта госзакупок. Эти контракты рассчитаны на 2020–2025 годы.

Финансы
Правительство поможет Уралвагонзаводу реструктурировать долг перед ВТБ Фото: Донат Сорокин / ТАСС

«Представителям УВЗ приходится просить о покупке хотя бы нескольких вагонов», — рассказывает топ-менеджер одного из грузоотправителей. По его словам, в условиях профицита рынка вагонов потенциальных заказчиков также настораживает инициатива РЖД об отмене тарифных льгот для порожнего пробега и инновационных полувагонов.

Об отсутствии у УВЗ на 2021 год контрактов с госкомпаниями на поставку им вагонов свидетельствуют и данные с сайта госзакупок, которые проанализировал РБК. Так, в 2020 году, согласно порталу госзакупок, Уралвагонзавод заключил 32 контракта на 649 млн руб. (против 77 контрактов на 1,4 млрд руб. в 2019 году). Почти все контракты заключены с исправительными колониями № 12 и № 13 в Свердловской области — на поставки металлических изделий (стоек, обшивки, планок и проч.), крупнейший — с исправительной колонией № 12 на поставку изделий из металла на 579,5 млн руб. Все 32 контракта заканчиваются в 2020 году.

После выхода статьи в Минпромторге сообщили РБК, что в настоящее время УВЗ «проводит активную кампанию по заключению договоров поставки вагонов на 2021 год» и «часть переговоров находится в финальной стадии».

В «Ростехе» отметили, что рынок вагоностроения действительно «столкнулся с определенными трудностями в связи с пандемией и текущей экономической ситуацией». При этом со стороны УВЗ «идут переговоры с заказчиками». «С государством обсуждаются шаги, необходимые для ее поддержки и развития вагоностроения в этот сложный период», — сообщили в пресс-службе госкорпорации.

В УВЗ на запрос РБК не ответили.

Что выпускает УВЗ

АО «Корпорация «Уралвагонзавод» — многоотраслевой машиностроительный комплекс, выпускает около 100 видов продукции, в частности военную технику, дорожно-строительные машины. На 97,48% принадлежит государственной корпорации «Ростех».

Специализируется на выпуске инновационных вагонов, которые отличаются от обычных более высокой допустимой нагрузкой на ось: 25 т против 23,5 т. Завод выпускает как полувагоны, так и цистерны, платформы, вагоны-хопперы. По данным рейтинга INFOLine Rail Russia TOP, в 2019 году УВЗ произвел 17,9 тыс. вагонов. Его обошла только Объединенная вагонная компания (ОВК, контроль у «Траста»), нарастившая производство до 21 тыс. вагонов.

УВЗ также является единственным в России производителем танков, в том числе единственного в мире танка третьего послевоенного поколения Т-14 «Армата». Как указано на сайте УВЗ, это принципиально новая и полностью российская разработка, не имеющая аналогов в мире.

Гендиректор корпорации — Александр Потапов. По данным сайта УВЗ, на предприятии работает около 30 тыс. человек. Из самой поздней доступной отчетности УВЗ по МСФО (за первое полугодие 2019 года) следует, что долгосрочные обеспеченные и необеспеченные банковские кредиты завода составляют 88 млрд руб., краткосрочные — 19,4 млрд руб. Всего завод взял пять кредитов в рублях, два в евро и один в долларах.

Почему образовался профицит на рынке вагонов

Такой масштабный профицит появляется на рынке не впервые: в 2013 году количество грузовых вагонов превысило 1,2 млн, говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Тогда правительство сперва запретило продлевать срок службы вагонов более чем на год, а затем и вовсе не разрешило продолжать эксплуатацию без ремонта. В результате к 2016 году власти списали 214 тыс. грузовых вагонов, а закупки составили лишь 58 тыс. штук, напоминает эксперт. В следующие два года погрузка на сети РЖД выросла (особенно угля), что привело к обратной ситуации — дефициту полувагонов, росту арендных ставок и спроса на подвижной состав.

Общество
Глава УВЗ Александр Потапов — РБК: «Входить в Москву — это не самоцель» Александр Потапов

В 2016 году правительство выделило 7 млрд руб. субсидий производителям вагонов. Но затем ежегодно сумма выплат стала уменьшаться. К 2019 году профицит вернулся, его причинами стало падение спроса на уголь — главного драйвера перевозок. Сейчас выпущено 1,19 млн вагонов, говорит Бурмистров.

В 2020 году вагоностроители рассчитывали на поддержку со стороны государства и внедрение системы trade-in при покупке инновационных вагонов (за сдачу трех старых операторы могли бы получить скидку 1,5 млн руб. при покупке нового). Но идею, как рассказал 6 октября исполнительный директор Объединения вагоностроителей (ОВС) Евгений Семенов, отклонил Минпромторг.

Как будут выглядеть новые российские плацкартные вагоны. Фоторепортаж Вид новых вагонов — развитие макета, впервые представленного в ноябре 2019 года Внутреннее пространство увеличилось на 11%: больше стал и сам вагон, и спальные и багажные места В новых вагонах появились шкафы Пассажиры смогут создавать себе личное пространство за счет подвижных перегородок Еще 5 фото
Фотогалерея

По словам источника в одном из железнодорожных операторов, сейчас игроки рынка перевозок ориентируются в основном на лизинг уже действующего парка. «Это выходит дешевле. Операторам и грузоотправителям проще брать в лизинг или выкупать необходимую часть парка друг у друга», — говорит он. При этом одна только ФГК владеет 137,3 тыс. вагонов, что, по расчетам РЖД, перекрывает спрос.

Как будет выживать УВЗ

Даже если у Уралвагонзавода не будет ни одного заказа на вагоны на 2021-й и последующие годы, предприятие не остановит их производство, уверен источник РБК, близкий к УВЗ. «Конвейер останавливать нельзя. Цеха, которые производят металл, работают как на танки, так и на железнодорожное производство. Нельзя, остановив производство вагонов, не остановить производство военной промышленности», — пояснил он, добавив, что УВЗ «скорее будет отгонять вагоны в тупики».

Технологии и медиа
Чемезов попросил Мишустина разрешить госзакупки у «оборонки» без торгов Сергей Чемезов

Как отмечал в разговоре с РБК главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский, в последние годы УВЗ выживает в основном за счет гособоронзаказа и экспортных поставок. В частности, в ноябре 2019 года Минобороны Индии подписало контракт на производство 464 основных боевых танков Т-90С (стоимостью $2,8 млрд) по российской лицензии для сухопутных войск (УВЗ участвует в техническом сопровождении лицензионного производства этих танков и поставляет необходимые комплектующие). В июне 2020 года стало известно, что Москва и Каир подписали контракт на поставку 400–500 танков Т-90МС для египетской армии. «В рамках Госпрограммы вооружений до 2027 года единственный серьезный контракт — на 132 машины семейства «Армата», все остальное — модернизация Т-72Б, Т-80БВМ и Т-90М», — говорил эксперт.

В начале октября РБК выяснил, что правительство намерено помочь УВЗ решить проблемы с частью долгов: кредиты, взятые предприятием в ВТБ, могут быть реструктурированы до 2029 года. УВЗ заключил с ВТБ кредитные соглашения в 2016–2017 годах. Займы были обеспечены государственной гарантией. Срок возврата кредитов не уточняется, но в 2021 году правительство сможет продлить его до 31 декабря 2029 года, одновременно будет продлена и государственная гарантия до той же даты. Сумма кредитов, взятых заводом в ВТБ, не раскрывается, но в базе СПАРК есть информация о регистрации УВЗ в 2017 году залога в ВТБ. Предметом залога стали права требования денежных средств по договору комиссии на $263 млн (около 20 млрд руб. по текущему курсу), заключенному между УВЗ и «Рособоронэкспортом». В 2018–2019 годах было зарегистрировано еще три договора залога оборудования УВЗ в ВТБ.