Лента новостей
Сохранить и приумножить: как управлять капиталом эффективнее 22:35, РБК и Сбер Глава Роспотребнадзора заявила, что свиной грипп пришел в Россию всерьез 22:25, Общество Собянин исключил необходимость сейчас в дополнительной мобилизации 22:19, Политика Выигрыш в лотерею: как не потерять большую часть случайного капитала 22:14, РБК и Столото Большие данные для роста продаж: как узнать клиентов и конкурентов 22:11, РБК и СберАналитика Действительно ли «рейхсбюргеры» и спецназ могли захватить власть в ФРГ 21:57, Политика В Белгородской области ПВО сбила ракеты 21:51, Политика ЦСКА проиграл клубу Ларионова в матче КХЛ 21:50, Спорт Как коллекционировали классику в России: от Петра I до частных галерей 21:48, РБК и Амарант Военная операция на Украине. Главное 21:36, Политика Президент Перу распустил парламент и ввел комендантский час 21:21, Политика Кошка прервала пресс-конференцию сборной Бразилии на ЧМ. Видео 21:21, Спорт Безвизовый рай для сноубордистов: как выбрать зимний курорт в Корее 21:18, РБК и НОТК Эксперты ЦБ назвали запрет на экспорт нефти новым шоком для экономики 21:14, Экономика Google назвал самый популярный запрос в 2022 году 21:08, Общество ФИФА оштрафовала Федерацию футбола Сербии из-за флага с Косово на ЧМ 21:06, Спорт Пресс-атташе сборной Бразилии обидел кошку. Что происходит на ЧМ в Катаре 21:03, Спорт Военная операция на Украине. Онлайн 21:02, Политика В Москве задержали замглавы летного отряда Минобороны по делу о взятке 20:58, Политика Путин допустил ужесточение ответственности за утечку персональных данных 20:53, Общество Еврокомиссия решила добавить 200 пунктов в российский санкционный список 20:48, Политика Флик останется главным тренером сборной Германии после провала на ЧМ-2022 20:43, Спорт Медведев увидел в попытке переворота в Германии болезнь модели управления 20:32, Политика Путин поручил разобраться, как проданный Молдавии газ попал на Украину 20:30, Политика Как большие данные помогли завоевывать рынок: опыт сети «Петрович» 20:28, РБК и СберАналитика Хедж-фонд Fir Tree подал в суд на Grayscale 20:26, Крипто Участники заговора в Германии планировали создать новую армию 20:25, Политика Бах на примере буквы Z пригрозил спортсменам отстранением за политику 20:21, Спорт
Газета
Subway предъявили чеки
Газета № 165 (1940) (0809) //2513 Общество,
0

Subway предъявили чеки

Как оператор сети в России перессорился со своими франчайзи
Фото: BLOOMBERG
Фото: BLOOMBERG

Франшиза американских кафе Subway считается одной из самых популярных в России. Но, как стало известно РБК, часть франчайзи летом заморозила выплаты роялти владельцу генеральной лицензии на Россию — Subway Russia: они упрекают компанию в навязывании им невыгодных закупочных цен на продукцию PepsiСo, Efes и других поставщиков.

Дорогая газировка

Американская Subway Russia LLC (в России представлена дочерним ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани»; см. справку) в конце июня 2014 года получила письмо от шести своих партнеров — субфранчайзи марки («Саб Альянс», «Сабвэйлэнд», «Вектор М1», «Здоровое питание», ИП Андрианов А.М. и ИП Кузнецов И.А.), в котором они утверждают, что навязанные им по лицензионному договору закупочные цены невыгодны по сравнению с ценами других операторов фастфуда.

Эти шесть компаний совокупно владеют примерно 80 ресторанами Subway в Москве и Московской области. Вся российская сеть на начало 2014 года состояла из 650 точек, то есть недовольным франчайзи принадлежит более 12% ресторанов.

В письме (есть в распоряжении РБК) франчайзи требуют устранения «ценовой дискриминации» при закупках продукции Pepsi и Efes, а также просят компенсировать им недополученную прибыль. С 17 июня и до тех пор, пока проблема не будет полностью решена, они замораживают выплату роялти и прочие платежи (см. справку), прекращают отправлять еженедельный отчет об инвентаризации и продажах и не допустят в свои точки консультантов Subway Russia.

Совладелец компании «Саб Альянс» (43 ресторана) Вадим Севрюков подтвердил подлинность письма. По его словам, ресторанами «Саб Альянса» платежи заморожены до сих пор.

Он рассказал, что в руки недовольных франчайзи попали накладные на поставку Pepsi и Efes в другие сети; сравнив их с собственными, они обнаружили, что работают по завышенным ценам. «Поразительно, что для одной из крупнейших сетей России цены оказались выше, чем для меньших игроков рынка», — говорит Севрюков. Он утверждает, что, к примеру, сиропы и газированная вода 7UP от Pepsi отпускались Subway примерно втрое дороже, чем конкуренту — компании KFC. Закупочные цены на пиво от Efes также не выдерживали сравнения, добавляет Севрюков.

Источники в других компаниях-франчайзи подтверждают эту информацию. «С таким ценами трудно конкурировать на нашем рынке», — жалуется один из старейших франчайзи Subway в России.

Стратегические партнеры

Не закупать продукцию PepsiCo или Efes франчайзинговые Subway не могут: эти производители — стратегические партнеры Subway Russia. Генеральный франчайзи гарантирует этим поставщикам, что рестораны будут выступать рекламной площадкой для их продукции. Например, каждая точка должна отдать один из дисплеев под рекламу компании-партнера. Там, где это возможно, продукция рекламируется в витрине. Взамен поставщик обязуется отпускать продукцию по лучшей цене либо по цене не выше, чем для своих крупнейших партнеров на том же рынке. По словам Севрюкова, Efes выплатила Subway Russia «маркетинговый» платеж в несколько миллионов долларов.

Президент и совладелец Subway Russia Джеймс Генсингер подтвердил РБК, что правила для лицензиатов действительно таковы: они должны закупать продукцию одобренных поставщиков, это связано с особенностями ресторанного рынка.

«Франчайзи обратили наше внимание на то, что они получают невыгодные цены от нашего долгосрочного партнера Pepsi, и мы заверили их, что мы разберемся в ситуации и решим ее», — сообщил Генсингер РБК. Сейчас, по его словам, с Pepsi ведутся переговоры. «Как только мы разберемся с текущей проблемой, мы начнем переговоры с компанией Efes», — заверяет Генсингер.

Он подчеркнул, что Subway Russia работает в соответствии с законами: ее сотрудникам хорошо известно, что практика откатов незамедлительно приведет к отзыву франшизы на Россию со стороны Doctor’s Associates (владеет брендом Subway).

Генсингер также заявил, что остановка выплат роялти неприемлема: франчайзи должны перечислять их до 10-го числа каждого месяца. «Нарушение контракта с нами из‑за того, что Pepsi нарушает свой договор, неприемлемо, нелогично», — пишет Генсингер, он обещает востребовать задолженность через суд.

Протестующие франчайзи рассказывают, что получили сообщение от Генсингера, председателя совета директоров Subway Russia Дэвида Уоррела и исполнительного директора Subway Russia Джона Оуэна, в котором те предупреждают, что «вымогательство посредством угроз — неплодотворный способ ведения бизнеса».

Совладелец «Сабвэйлэнд» Юрий Гургов говорит, что Генсингер и его коллеги подтвердили ему и другим рестораторам факты нарушения компаниями Pepsi и Efes контрактных обязательств. «Сабвэйлэнд» возобновил выплаты роялти, но так поступили не все франчайзи. По словам Севрюкова, он подождет, пока ситуация с ценами будет улажена.

Компания PepsiCo не ответила на вопросы РБК, объяснив, что не комментирует коммерческие отношения с партнерами. Efes не ответил на запрос РБК.

Охладили «Балтику»

Франчайзи Subway рассказывают, что похожие проблемы — с PepsiCo и «Балтикой» — уже приходилось решать примерно три года назад. «Наш коллега-франчайзи Subway купил франшизу Sbarro и, когда сравнил накладные на товары, был очень удивлен», — вспоминает один из собеседников РБК. В частности, бизнесмен обнаружил, что по 200 гектолитров пива от «Балтики», на тот момент стратегического партнера Subway, без учета ретробонуса стоили около 1,8 млн руб., а тот же объем от Heineken, рядового поставщика, предлагался за 1 млн руб.

Объединившиеся в противостоянии франчайзи не сумели решить проблему с Subway Russia и написали напрямую основателю Doctor’s Associates Фреду ДеЛюке. Письмо (есть у РБК) подписали 23 предпринимателя, владевших на тот момент 107 ресторанами (примерно треть от общего количества точек сети в России на начало 2012 года). Они требовали приостановки действия эксклюзивных договоров с PepsiCo и «Балтикой». Способом давления также стало обещание приостановки выплаты роялти c 1 апреля 2012 года.

В середине того же года Генсингер сообщил франчайзи, что компания останавливает переговоры с «Балтикой» о национальном партнерстве. Subway Russia открыла новый тендер (до его проведения франчайзи продолжали заключать соглашения с «Балтикой», но сокращенные — не больше 90 дней) и впоследствии выбрала Efes.

Представитель «Балтики» отказался от комментариев.

Сложно расстаться

Когда шли разбирательства с «Балтикой», предприниматели Андрей и Евгений Руденко (однофамильцы) владели 30 франчайзинговыми ресторанами Subway. Они, по словам Севрюкова, были в числе тех, кто пожаловался в Doctor’s Associates. Позже бизнесмены получили письмо от Subway Russia о том, что с ними расторгается договор франчайзинга — они должны ребрендировать точки и предоставить соответствующий график.

Руденко решили перевести свои заведения под вывеску Glowsubs, но спустя время им сообщили, что они не могут развивать конкурирующую с Subway сеть. Руденко подтвердили эту информацию РБК. Сейчас у бизнесменов нет ресторанов Subway.

В апреле 2014 года бизнесмены неожиданно для них получили уведомления об иске, который Subway Russia подала в стокгольмский арбитраж. Как пояснил РБК Генсингер, Руденко не раз нарушали условия договора коммерческой концессии, включая открытие неавторизованных ресторанов Subway.