Лента новостей
Как российские компании перестраивают инфраструктуру под новые требования 15:30 Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум 15:27 Отпуск каждый день: чем привлекает недвижимость с курортной атмосферой 15:24 Pinterest спрогнозировал главные тренды в моде и интерьере на 2026 год 15:17, Статья Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта 15:15 РФС опубликовал расписание мартовских матчей в плей-офф Кубка России 15:13, Статья Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее 15:05 Призер Олимпиады оценил шансы Коростелева и Непряевой попасть на Игры 14:57, Статья В Сургуте «обнальщики» отмыли через криптовалюту почти ₽100 млн 14:57, Статья Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование 14:55 «Сбер» представил инновационные продукты в рамках экосистемы для жизни 14:47 Как внутренний аудит снижает бизнес-риски 14:47 Путин сменил заместителя Шойгу в Совбезе 14:43, Статья В команде появился теневой лидер: что делать руководителю 14:41, Статья Технологии в деле: как цифровые решения усиливают крупный бизнес 14:39 Комиссар ООН по правам человека назвал положение комитета «выживанием» 14:37, Новость Донор с приводящей к раку генной мутацией стал отцом 197 детей в Европе 14:36, Статья Переход на российское ПО: как сохранить данные, компетенции и инвестиции 14:30
Газета
Никого не удержишь
Газета № 096 (1871) (3005) //1555 Общество,
0

Никого не удержишь

Интеграции на пространстве бывшего СССР не получилось
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Создание интеграционных проектов на постсоветском пространстве трудно назвать историей успеха. Из множества организаций и союзов сегодня функционирует только ЕврАзЭС. В остальном пути бывших братских республик окончательно разошлись.

Создание СНГ в 1991—1992 годах должно было смягчить эффект от роспуска Советского Союза. Но попытка сохранить выстроенные в советское время взаимосвязи, переведя их на рыночную основу, обернулась неудачей. Единственной областью, в которой были преодолены дезинтеграционные процессы, оказался рынок рабочей силы, поставляющий России работников-мигрантов.

Когда стало понятно, что СНГ не стал продолжением СССР, возникли другие региональные объединения — ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), ЦАС (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия). Туркмения свернула деятельность в рамках СНГ в 2005 году, Грузия покинула Содружество в 2008-м после войны в Южной Осетии, заговорила о выходе из организации и Украина.

Против НАТО

Интеграция подразумевала и военно-политический аспект: бывший СССР стал ареной межэтнических и региональных конфликтов (гражданские войны в Таджикистане и Грузии, армяно-азербайджанская война). По инициативе Москвы был заключен Договор о коллективной безопасности, позже на его основе появилась ОДКБ со своим объединенным штабом и силами оперативного реагирования численностью 4 тыс. чел. «Поначалу инициатором этой организации был Узбекистан, которому нужен был зонтик безопасности со стороны России от угрозы, исходящей из Афганистана», — объясняет эксперт по вопросам СНГ Аркадий Дубнов. Уже при Путине Москва стала рассматривать военный союз как «противовес НАТО». Однако бюджеты организаций были несопоставимы — около 5 млн долл. (3 млн из них — российские) против 1,5 млрд долл. у НАТО.

Идею о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) подал Пекин, но остальные ее участники представляют постсоветское пространство. Россия присоединилась к ШОС, рассчитывая создать в евразийском регионе блок, способный противостоять США. Однако ШОС не получила геополитического влияния из-за разногласий между участниками.

Президент второго уровня

Наиболее громким интеграционным проектом стало Союзное государство России и Белоруссии, у которого должны были появиться единые органы государственной власти, валюта, государственная символика. «Союзное государство задумывалось абсолютно серьезно. План Бориса Березовского (в 1998—1999 годах исполнительный секретарь СНГ) предусматривал, что [президент России Борис] Ельцин по истечении второго срока займет пост главы Союзного государства», — говорит доцент МГИМО Кирилл Коктыш.

Однако процесс буксует до сих пор (впрочем, граждане обеих стран получили возможность свободно пересекать границу и работать на сопредельной территории).

Единственным удачным примером интеграции эксперты считают Евразийское экономическое сообщество, ставшее главным инструментом Владимира Путина по сплочению вокруг Москвы ее союзников. На базе ЕврАзЭС впоследствии появился проект Таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана и России и Единого экономического пространства. В рамках ТС заработал первый на постсоветском пространстве наднациональный орган — Комиссия Таможенного союза. В 2011 году был снят таможенный контроль на границах между Белоруссией, Россией и Казахстаном. «Можно сказать, что это наиболее реализованный межгосударственный проект на постсоветском пространстве», — рассуждает Коктыш.