Лента новостей
Главный приз Московского международного кинофестиваля получил «Стыд» 21:11, Статья В Ростовской области задержали нападавшего на людей самбиста 21:04, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 21:01, Онлайн Сотрудника ДПС уволили после взятки от фигуранта дела об убийстве байкера 20:52, Новость Столтенберг призвал быстро превратить обещания помощи Киеву в поставки 20:45, Статья В США заявили о вере в способность Украины победить Россию 20:35, Статья Законопроект о майнинге в России доработали. Что он изменит 20:26, Статья В центре Москвы ограничат работу магазинов и кафе в связи с парадом 9 мая 20:21, Статья Министра нацбезопасности Израиля госпитализировали после ДТП 20:07, Статья Международная федерация баскетбола снова продлила отстранение России 20:00, Статья Китай призвал к международному расследованию взрыва «Северных потоков» 19:54, Новость Акции «Ленты» подорожали на 14% на фоне позитивной отчетности 19:53, Статья В Китае обвинили USADA и NYT в дезинформации по делу о допинге у пловцов 19:49, Статья Посла России вызвали в МИД Британии из-за дела о поджогах в Лондоне 19:38, Статья Силовики уехали из музея «Гараж» 19:22, Новость «Краснодар» продлил контракт с рекордсменом клуба 19:09, Статья Путин поддержал Беглова на выборах губернатора Петербурга 18:57, Новость Россиянка проиграла 136-й ракетке мира на крупном турнире WTA в Мадриде 18:54, Статья
Газета
Рецессия на горизонте
Газета № 071 (1846) (2204) //1147 Общество,
0

Рецессия на горизонте

Минэкономразвития устало правильно прогнозировать, считают в Минфине
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Российская экономика в ближайшее время может скатиться в техническую рецессию. Таковой по международной практике признается снижение ВВП в течение двух кварталов подряд с исключением сезонного фактора. В первом квартале снижение на 0,5% уже зарегистрировало Мин­экономразвития, во втором — рост тоже будет отрицательным, считает Минфин.

В Минэкономразвития от комментариев воздержались, напомнив, что глава министерства Алексей Улюкаев ранее допускал рецессию в 2014 году, но только в случае ускорения оттока капитала до 150 млрд долл. А этого не произойдет, утверждает глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин. Его прогноз по оттоку оптимистичный: 70—80 млрд долл. в целом по году против официального прогноза Минэкономразвития до 100 млрд долл. в этом году.

Чиновник Минфина в понедельник подверг резкой критике прогноз Минэкономразвития, выступив с альтернативным предсказанием о развитии российской экономики в ближайшие месяцы. Столь несвойственную представителю Минфина функцию Орешкин взял на себя в ответ на попытки Минэкономразвития изменить бюджетную политику, находящуюся главным образом в ведении Минфина.

Дискуссия об изменении так называемого бюджетного правила идет в правительстве почти с самого момента его появления. В текущем бюджетном цикле она особенно обострилась из-за серьезного ухудшения макроэкономической обстановки, а также появления в составе России Крыма и Севастополя, требующих новых расходов. По данным РБК, Минэкономразвития предложило увеличить расходы бюджета на 3,5 трлн руб. в 2014—2017 годах, воспользовавшись дополнительными доходами от падения курса и нарастив бюджетный дефицит. Минфин утверждает, что занять необходимые деньги не получится, а дополнительных доходов не хватит даже на то, чтобы покрыть недополученные по другим статьям поступления.

«Минэкономразвития, видимо, устало правильно прогнозировать», — заявил Орешкин. Чиновник сообщил, что речь идет об увеличении дефицита на 0,5% в год в течение четырех лет. По его словам, если исходить из прогноза Минэкономразвития, объем ВВП увеличится за этот период на 4,4%. Но это абсолютно нереально, говорит Орешкин. «Такого положительного эффекта от дополнительных расходов быть не может, особенно в ситуации низкой безработицы», — утверждает он. Уже на второй год, продолжил представитель Минфина, эффект станет отрицательным.

Положительная связь между дополнительными бюджетными расходами и ростом есть, но не в России, говорит член Экономической экспертной группы Александра Суслина. Например, в Германии можно рассчитывать на серьезный эффект от дополнительных бюджетных трат. «А у нас во многом бочка без дна: отдача незначительная», — посетовала она. Но зажимать гос­инвестиции совсем нельзя: в обратную сторону связь работает. «Если откажемся, наверное, совсем не будет роста», — сформулировала она правило для России.

Еще один довод к повышению расходов — принятие в состав России Крыма и Севастополя — Суслина также ставит под сомнение: деньги можно найти другим способом. По словам Орешкина из Минфина, Минэкономразвития забыло учесть, что присоединение Крыма может дать России не только расходы, но и доходы. «Это не черная дыра», — заверил он, отметив, что объем экономики Крыма в ближайшие годы может вырасти до 20—25 млрд долл. с 7 млрд в 2012 году. Это позволит региону со временем выйти на бездотационность, сказал чиновник. Дополнительных расходов на него пока не нужно, считает Орешкин: суммы бюджетного резерва в 243 млрд руб. хватит на покрытие расходов Крыма не на один год, из этой суммы можно профинансировать и часть инвестпроектов.

Расчеты Минэкономразвития, впрочем, другие: оно уже предложило выделить 800 млрд руб. только на программу развития Крыма в 2014—2017 годах. Строительство керченского моста, заложенное в эту сумму, обойдется в 155 млрд руб., считает министерство. Эту цифру в Минфине не комментируют, но, говоря об инвестпроектах, Орешкин заметил, что «можно любой мост из золота построить». Кроме того, для финансирования крымской инфраструктуры можно использовать средства Фонда национального благосостояния, не исключил он. Также нужно привлекать частные инвестиции.