Лента новостей
Устойчивый ретейл: как операционные решения создают долгосрочную ценность 19:43 Титов усомнился, что Россия вернется к системе SWIFT 19:37, Статья Euronews назвало решение ЕС по кредиту Киеву «холодным душем» для Мерца 19:33, Новость Как регионы решают проблему IТ-кадров 19:33 В Подмосковье задержали директора пансионата, где отравились постояльцы 19:30, Новость VIP-программы криптобирж. Что это и кому пригодится 19:28 Как искусственный интеллект оптимизирует бизнес-процессы 19:28 Как вернуть часть денег за обучение, лечение или спорт 19:22 Бизнес на доверии: как кибербез стал конкурентным преимуществом 19:17 В Чечне открыли монумент погибшим при крушении самолета AZAL 19:10, Новость ФРГ и Франция осудили санкции США против экс-еврокомиссара и активистов 19:05, Новость Глава Центра Пирогова попросил Путина беречь здоровье ради страны 19:01, Новость Начните с малого: подборка акций до 1000₽ 19:00 Le Parisien впервые назвала Сафонова лучшим игроком месяца в ПСЖ 19:00, Статья Винные туры: какую машину выбрать для путешествия 18:55 Как виртуальные операторы связи меняют банки и экосистемы в 2026 году 18:53 Как импортозамещение влияет на облачную стратегию финансового сектора 18:48 Бизнес на встрече с Путиным обсудит платежи, кадры и защиту собственности 18:48, Статья
Газета
Рецессия на горизонте
Газета № 071 (1846) (2204) //1147 Общество,
0

Рецессия на горизонте

Минэкономразвития устало правильно прогнозировать, считают в Минфине
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Российская экономика в ближайшее время может скатиться в техническую рецессию. Таковой по международной практике признается снижение ВВП в течение двух кварталов подряд с исключением сезонного фактора. В первом квартале снижение на 0,5% уже зарегистрировало Мин­экономразвития, во втором — рост тоже будет отрицательным, считает Минфин.

В Минэкономразвития от комментариев воздержались, напомнив, что глава министерства Алексей Улюкаев ранее допускал рецессию в 2014 году, но только в случае ускорения оттока капитала до 150 млрд долл. А этого не произойдет, утверждает глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин. Его прогноз по оттоку оптимистичный: 70—80 млрд долл. в целом по году против официального прогноза Минэкономразвития до 100 млрд долл. в этом году.

Чиновник Минфина в понедельник подверг резкой критике прогноз Минэкономразвития, выступив с альтернативным предсказанием о развитии российской экономики в ближайшие месяцы. Столь несвойственную представителю Минфина функцию Орешкин взял на себя в ответ на попытки Минэкономразвития изменить бюджетную политику, находящуюся главным образом в ведении Минфина.

Дискуссия об изменении так называемого бюджетного правила идет в правительстве почти с самого момента его появления. В текущем бюджетном цикле она особенно обострилась из-за серьезного ухудшения макроэкономической обстановки, а также появления в составе России Крыма и Севастополя, требующих новых расходов. По данным РБК, Минэкономразвития предложило увеличить расходы бюджета на 3,5 трлн руб. в 2014—2017 годах, воспользовавшись дополнительными доходами от падения курса и нарастив бюджетный дефицит. Минфин утверждает, что занять необходимые деньги не получится, а дополнительных доходов не хватит даже на то, чтобы покрыть недополученные по другим статьям поступления.

«Минэкономразвития, видимо, устало правильно прогнозировать», — заявил Орешкин. Чиновник сообщил, что речь идет об увеличении дефицита на 0,5% в год в течение четырех лет. По его словам, если исходить из прогноза Минэкономразвития, объем ВВП увеличится за этот период на 4,4%. Но это абсолютно нереально, говорит Орешкин. «Такого положительного эффекта от дополнительных расходов быть не может, особенно в ситуации низкой безработицы», — утверждает он. Уже на второй год, продолжил представитель Минфина, эффект станет отрицательным.

Положительная связь между дополнительными бюджетными расходами и ростом есть, но не в России, говорит член Экономической экспертной группы Александра Суслина. Например, в Германии можно рассчитывать на серьезный эффект от дополнительных бюджетных трат. «А у нас во многом бочка без дна: отдача незначительная», — посетовала она. Но зажимать гос­инвестиции совсем нельзя: в обратную сторону связь работает. «Если откажемся, наверное, совсем не будет роста», — сформулировала она правило для России.

Еще один довод к повышению расходов — принятие в состав России Крыма и Севастополя — Суслина также ставит под сомнение: деньги можно найти другим способом. По словам Орешкина из Минфина, Минэкономразвития забыло учесть, что присоединение Крыма может дать России не только расходы, но и доходы. «Это не черная дыра», — заверил он, отметив, что объем экономики Крыма в ближайшие годы может вырасти до 20—25 млрд долл. с 7 млрд в 2012 году. Это позволит региону со временем выйти на бездотационность, сказал чиновник. Дополнительных расходов на него пока не нужно, считает Орешкин: суммы бюджетного резерва в 243 млрд руб. хватит на покрытие расходов Крыма не на один год, из этой суммы можно профинансировать и часть инвестпроектов.

Расчеты Минэкономразвития, впрочем, другие: оно уже предложило выделить 800 млрд руб. только на программу развития Крыма в 2014—2017 годах. Строительство керченского моста, заложенное в эту сумму, обойдется в 155 млрд руб., считает министерство. Эту цифру в Минфине не комментируют, но, говоря об инвестпроектах, Орешкин заметил, что «можно любой мост из золота построить». Кроме того, для финансирования крымской инфраструктуры можно использовать средства Фонда национального благосостояния, не исключил он. Также нужно привлекать частные инвестиции.