Лента новостей
Роботы-доставщики «Яндекса» появились в Алма-Ате 08:00, Новость В Сумах после взрывов перестали ходить троллейбусы 07:51, Новость Подозреваемый в покушении на Трампа говорил о желании убить Путина и Кима 07:36, Статья Жительница курского приграничья рассказала об эвакуации на велосипеде 07:35, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 07:35, Онлайн Кто выиграет Лигу чемпионов в сезоне-2024/25 07:31, Статья Эльмана Пашаева задержали за обман мужа Блиновской 07:22, Статья У обвиненного во взятках генерала Беглова арестовали имущество на ₽49 млн 07:10, Новость Деньги делают человека счастливым, доказали ученые. Но есть нюанс 07:01, Статья Обвиненного в насилии рэпера P.Diddy арестовали 06:40, Новость Американцы жаловались на поведение подозреваемого в покушении на Трампа 06:40, Статья Создание российского аналога Starlink оценили почти в ₽445 млрд 05:53, Статья В Перу 20 туристов пострадали в ДТП с автобусом у Мачу-Пикчу 05:43, Новость Подозреваемый в хищении ₽1 млрд у Минобороны пытался сбежать через крышу 05:33, Статья В Приамурье пропал вертолет с тремя людьми на борту 05:08, Новость В Avito рассказали, где предлагают самые высокие средние зарплаты 05:00, Статья Лазарева заявила, что статус иноагента подрывает доверие и мешает работе 04:48, Статья Meta заблокировала аккаунты RT и «Россия сегодня» 04:16, Статья
Газета
И без вас отрегулируем
Газета № 006 (1781) (2001) Общество,
0

И без вас отрегулируем

Чиновники манкируют общественным обсуждением законопроектов
Фото: regulation.gov.ru
Фото: regulation.gov.ru

Сайт regulation.gov.ru, на котором ведомства размещают проекты будущих законов для общественного обсуждения и так называемого нулевого чтения, не справляется с возложенной на него функцией. К такому выводу пришли в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства. За три года на разработку ресурса было потрачено около 8 млн руб., и в начале февраля правительство вновь вернется к вопросам усовершенствования действующего механизма общественной экспертизы законопроектов.

С 15 апреля 2013 года все федеральные органы исполнительной власти обязаны размещать на regulation.gov.ru информацию о подготовке законопроектов и организовывать их общественное обсуждение. Последнее проходит четыре стадии: уведомление о начале работы, размещение текста законопроекта, оценка регулирующего воздействия (ОРВ, антикоррупционная экспертиза и обсуждение) и принятие акта.

За три года, которые ушли на разработку, портал успел сменил пять подрядчиков и обошелся бюджету примерно в 8 млн руб., подсчитали в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Эксперты института считают, что в итоге ресурс все же не справляется с возложенными на него функциями. Прежде чем писать законопроект, его авторы должны удостовериться в его нужности. Они размещают на сайте уведомление о начале работы и еще на стадии идеи написания проекта должны собирать суждения о нем от всех желающих. Но проанализировав материалы, опубликованные на ресурсе во второй половине 2013 года, исследователи пришли к выводу, что к моменту появления уведомления, как правило, уже почти готов и текст будущего закона. «Это значит, что само уведомление и его обсуждение для разработчиков — формальность, — говорит заместитель гендиректора НИСИПП Олег Шестоперов. — Из самих уведомлений обычно невозможно понять ни проблему, ни предлагаемое разработчиком решение».

Эксперт НИСИПП Татьяна Рукавишникова вспоминает, как отправила по электронной почте свой отзыв на законопроект Минтранса о безопасности дорожного движения. «Ни одно из трех моих предложений не было учтено. Исправить ошибку пока так и не удалось, а срок консультаций подходит к концу, — говорит она. — Вместо сводного отчета, без которого нельзя начать консультации, на сайте висит только автоматическая сводка с предложениями, полученными только через сайт».

Более 60% проектов актов обсуждаются без стадии уведомления, на общественную экспертизу в среднем уходит 15 календарных дней, а этого «недостаточно для эффективной организации и фиксации результатов круглых столов и совещаний», уверен г-н Шестоперов. «За это время бывает сложно получить отклик профессиональных экспертов, которые должны погрузиться в документ, сформулировать свою позицию, обсудить его коллегиально и после этого выдвинуть предложения», — подтверждает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.

«Пока министерствам не хватает опыта по участию и взаимодействию при обсуждении принимаемых нормативных актов. Многие заполняют документы формально, не пытаются вникнуть в суть регулируемых отношений, а только соблюдают форму. К сожалению, мнение делового сообщества не всегда учитывается», — сетует эксперт «Деловой России» по ОРВ Александр Молотников.

Чтобы общественное обсуждение законопроектов устоялось как институт, необходима ломка сознания самих чиновников, «формирование у самого ведом­ства потребности обсудить проблему и идеи по ее решению», прокомментировали исследование в департаменте оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития: «Можно сказать, что это перестройка всей системы законодательства. А шесть месяцев, конечно, недостаточный срок для такого процесса». Вопрос несогласованности действий ведомств выходит далеко за рамки обсуждения ОРВ, отмечают в министерстве, что естественно, ведь «их полномочия лежат в разных плоскостях, и каждый смотрит с точки зрения своего функционала».

В президентском послании Федеральному собранию в декабре 2013-го Владимир Путин еще раз напомнил, что все законопроекты, ключевые государственные решения и стратегические планы «должны проходить гражданское «нулевое» чтение с участием НКО и других институтов гражданского общества». К 1 февраля 2014 года правительство должно представить предложения по совершенствованию этого механизма. Соответствующие предложения готовит открытое правительство с учетом выводов исследования НИСИПП.