Неопределенное время
Сожаление об упущенных возможностях – переживание настолько же бессмысленное, насколько навязчивое. «Если бы вы могли вернуться в прошлое, что бы вы поменяли?» – «Рубли». Одна из самых избитых шуток конца прошлого года вновь и вновь напоминает о кажущемся теперь безмятежным времени без войны на Украине, санкций, падающей нефти и с курсом 33 рубля за доллар. Рубль за год обесценился на 41%, и примитивная операция обмена в начале прошлого года сохранила бы ваши сбережения лучше, чем большинство сложных инвестиционных инструментов.
В феврале 2015-го кажется очевидным, что многие предпосылки событий прошлого года существовали и раньше: инфляция росла, доллар укреплялся (пусть и не такими темпами) и не было недостатка в прогнозах, что нефть не может все время стоить больше $100 за баррель. До известной степени можно было ожидать даже, что конфликт на Украине будет разгораться и Россия не останется в стороне. В общем, многие события прошлого года обладают «ретроспективной объяснимостью», одним из трех качеств «черного лебедя» Нассима Талеба. У них же есть и два других качества этой теории – непредсказуемость и наличие серьезных последствий. Одно из неизбежных следствий прихода «черного лебедя» – полная неопределенность, очень резкое увеличение количества вариантов дальнейших сценариев, которое делает почти бессмысленным построение любых прогнозов.
Уроки 2014 года могут оказаться бесполезными в этом году – если не в философском, то в прикладном смысле. Цена на нефть может замереть на нынешнем уровне, упасть до $20 или вновь поползти к $100 за баррель. В значительной степени от этого зависит, продолжится ли девальвация рубля и какой будет инфляция в России. Надо ли покупать валюту или стоит внимательно посмотреть на новые, сильно выросшие ставки по рублевым депозитам? Или стоить забыть о бумаге и купить проверенный веками инструмент защиты от финансовых кризисов – золото, которое к тому же впервые с 2012 года начало прибавлять в цене (см. с. 34)? Надо ли покупать сильно подешевевшие акции российских компаний (см. с. 38), рассчитывая на максимальную прибыль?
Мы собрали данные о том, как вели себя самые популярные инструменты инвестиций в минувшем году, и попросили экспертов дать прогноз по ним на 2015 год. Они сделали это исходя из реалий февраля. Все меняется слишком быстро: повысивший ключевую ставку в попытках спасти пикирующий рубль Банк России (см. с. 28) уже успел снизить ее. Российские банки, поднявшие вслед за ним ставки по депозитам до привлекательных уровней, уже начали их снижать, однако все еще можно успеть. Но надо ли успевать или стоит довериться чемпиону 2014 года, доллару? Правда, рядовому российскому инвестору с конца прошлого года уже доступны, хотя и с определенными сложностями, еще более привлекательные инструменты – евробонды отечественных компаний, но этот способ заработать несет в себе серьезные риски (см. с. 40).
Не стоит пассивно следовать за потоком и надеяться выиграть: российский рынок слишком слаб, американский – чересчур силен. В конце 2014-го фондовый рынок России стоил дешевле одной компании Microsoft, а американский индекc S&P продолжает обновлять исторические максимумы. Но на максимуме он был и перед кризисом 2008-го, а 2014 год показал, как стремительно разворачиваются глобальные рынки.
Неопределенность открывает любые возможности – плохие и хорошие. 2015-й вряд ли будет простым и точно не будет предсказуемым годом, но именно неопределенность способна принести максимальную премию.