Инициативная политика
Споры вокруг налогов и других непопулярных мер имеют долгую историю, но в июле запылившиеся и поднадоевшие инициативы словно обрели второе дыхание. Единства мнений нет даже в правительстве: пока Минфин выступал за введение новых налогов и повышение ставок по существующим, Минэкономразвития уповало на обещания Владимира Путина не поднимать выплаты для несырьевого сектора до 2018 года.
С чего началось столь ревностное обсуждение пополнения казны? Ведь в январе-июне профицит федерального бюджета достиг 664 млрд рублей. Однако будущее не обнадеживает: эксперты предвидят близкую рецессию. Согласно июньскому проекту поправок в бюджет на текущий год, к концу
2014-го доходы должны превысить расходы на 278,6 млрд рублей и составить 0,4% годового ВВП. Такой же процент, но в отрицательном значении следует ожидать и в следующем году – и это позитивный сценарий, изначально предполагался дефицит в размере 1%.
На что государство так отчаянно ищет деньги? Еще в прошлогоднем проекте основных направлений бюджетной политики на 2014-й и плановый период 2015 и 2016 годов правительство обещало дефицит бюджета на уровне 0,5%. Недостаток средств собирались покрыть за счет государственных заимствований, а к идее повышения налогов старались не обращаться. Благодаря увеличению нефтегазовых доходов за счет роста курса доллара к рублю, мировых цен на нефть и экспорт газа удалось скорректировать прогноз и добиться профицита. Так зачем же вводить налоги сейчас? Куда уходят средства?
Год назад чиновники не могли предсказать нынешнее развитие событий – санкции, отток капитала, потерю привлекательности России для инвесторов (только за первый квартал 2014-го они вывели из страны 70 млрд долларов). Территориальные приобретения также бьют по карману государства: в 2014 году в Крым будет направлено 150 млрд рублей из резерва правительства.
В наиболее тяжелом положении оказались региональные бюджеты: по расчетам Минфина, их дефицит за текущий год возрастет на 33,5% – с 640 млрд до 857 млрд рублей. Именно поэтому введение налога с продаж – вопрос решенный, ведь регионы смогут распоряжаться средствами самостоятельно. А что с остальными фискальными инициативами и заявлениями?
Налог с продаж
Ожидаемый эффект: 195 млрд рублей в год
Вероятность: высокая (утвержден Минфином, отправлен на согласование с ведомствами)
Несмотря на негативный опыт введения налога с продаж в 1991 и 1998 годах, власти вернулись к этой идее. Предложение Минфина критиковали и бизнесмены, и Минэкономразвития. По расчетам Минфина, налог при ставке 3% принесет в казну в 2015-м 195 млрд рублей. У инициативы есть существенный недостаток – низкая собираемость из-за масштабных уклонений.
Как рассказал управляющий партнер консалтинговой группы «ТАКО» Руслан Яхудин, многие малые и средние предприятия уже испытали повышение налоговой нагрузки: с 1 января 2011 года компании, работавшие по «упрощенке», платят «зарплатные» налоги в том же объеме, что и все остальные. В итоге на половине предприятий около 60% оклада выдается в конвертах. Именно малый и средний бизнес в прошлые годы старался не платить налог с продаж.
Повышение НДС до 20%
Ожидаемый эффект: 375 млрд рублей в год
Вероятность: средняя (проект отложен, но к его рассмотрению могут вернуться)
О повышении НДС заговорили как об альтернативе налогу с продаж, хотя рассматривался и вариант ввести оба налога. По прогнозу Центра макроэкономических исследований Сбербанка, повышение НДС на 2 процентных пункта может стать наименее болезненным решением и при этом принести в бюджет 375 млрд рублей в 2015-м.
По мнению главного экономиста Альфа-Банка Наталии Орловой, это оптимальный вариант: налог собирается лучше других и не приводит к ухудшению благосостояния домохозяйств. «Уход бизнеса в теневой сектор при повышении НДС маловероятен, ведь сейчас усиливается контроль за транзакциями», – говорит она. Несмотря на то что президент одобрил введение налога с продаж, к обсуждению данного проекта могут вернуться в ближайшее время.
Налог на роскошь
Ожидаемый эффект: н/д
Вероятность: средняя/низкая (есть два варианта, Госдума обсудит осенью)
Две инициативы планируется обсудить в ходе осенней сессии Госдумы. Первая подготовлена правительством и ориентируется на кадастровую стоимость объектов недвижимости: предполагаемый нижний порог налогообложения – 300 млн рублей. Для владельцев более дорогой недвижимости введут ставку 2%, но будут ли велики сборы? Второй вариант разрабатывается Общероссийским народным фронтом и предусматривает повышение выплат для всех владельцев квартир и домов площадью от 500 кв. м вне зависимости от их кадастровой стоимости.
Налог солидарности
Ожидаемый эффект: н/д
Вероятность: низкая (законопроект готов, Госдума может рассмотреть осенью)
В июле группа депутатов предложила ввести специальный «налог солидарности». Ожидается, что соответствующий законопроект может быть внесен на рассмотрение Госдумы осенью. Инициатива предполагает введение налоговой ставки до 30% для физических лиц, чьи годовые доходы превышают 12 млн рублей.
По словам автора законопроекта, члена комитета Госдумы по энергетике Андрея Крутова, средства должны пойти на помощь Крыму и Севастополю. Разработчики надеются, что в следующем году налог принесет в казну от 300 до 500 млрд рублей, однако эксперты находят эти цифры завышенными и считают, что такая мера может загнать крупный бизнес в тень. Законопроект видится создателям альтернативой предложению Минфина повысить ставку НДФЛ с 13 до 15%.
Кроме того, в последние недели активно обсуждаются инициативы по увеличению доходов (или сокращению расходов) бюджета, не связанные непосредственно с налогами.
Повышение пенсионного возраста
Ожидаемый эффект: н/д
Вероятность: низкая
Дискуссии о повышении пенсионного возраста периодически активизируются, но последние 80 с лишним лет порог остается неизменным: 60 лет для мужчин, 55 – для женщин. На сей раз о необходимости поднять планку заявил министр финансов Антон Силуанов, однако предложение встретило сопротивление со стороны Владимира Путина и Дмитрия Медведева.
По словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, сейчас государству невыгодно повышать пенсионный возраст по политическим причинам. Если законодатели и решатся на это, то не раньше 2018-го, после очередных выборов. Пока все ограничивается другими непопулярными мерами: в августе правительство приняло решение продлить заморозку пенсионных накоплений на 2015 год.
Деньги из Резервного фонда
Ожидаемый эффект: н/д
Вероятность: средняя
Правительство может избежать всех перечисленных шагов, снова распечатав кубышку Резервного фонда. Против этого традиционно выступает Минфин. По состоянию на 1 августа совокупный объем средств Резервного фонда равнялся 3,095 трлн рублей. В последний раз власти расходовали этот капитал во время глобальной рецессии 2009 года: по распоряжению Путина более 1,6 трлн было выделено на антикризисные меры. Деньги помогли, но пять лет назад средства фонда составляли 12,5% ВВП против нынешних 4,3%. Однако соблазн велик, особенно если будет решено, что очередной кризис наступил. Похоже, правительство так не считает: во всяком случае, оно планирует где-то найти почти 500 млрд рублей на удвоение зарплат чиновников.