Лента новостей
Росрыболовство поддержало идею пересмотреть рыболовные соглашения России 07:28, Статья Десять жилых кварталов со школами и детскими садами рядом с домом 07:00 Аэропорт Сочи запросил для себя режим «открытого неба» на три года 07:00, Статья Из-за чего Генпрокуратура потребовала вернуть 13 участков в Барвихе 07:00, Статья Путин получил более 70% голосов на выборах за рубежом 06:56, Статья Умер тренер «Салавата Юлаева» Константин Кольцов 06:46, Новость Северная Корея провела стрельбы из РСЗО сверхкрупного калибра 06:19, Новость Маск рассказал о встрече с Трампом и употреблении кетамина 06:13, Статья Россияне стали считать себя счастливее, чем десять лет назад 06:00, Статья Региональный режим ЧС ввели в Амурской области из-за обрушения на руднике 05:52, Новость Britannica запланировала получить оценку в $1 млрд в рамках IPO 05:21, Новость CERN прекратит сотрудничество с 500 связанными с Россией специалистами 04:53, Статья В Армении начали демаркацию границы с Азербайджаном 04:50, Новость Торговый центр загорелся в Якутске 04:14, Новость Telegram выпустил облигации на $330 млн для «ускоренного развития» 04:01, Статья В Грузии запланировали внести законопроект о ЛГБТ-пропаганде 03:42, Новость Ученые заявили о пользе «Виагры» для мозга 03:30, Статья Полянский назвал условия переговоров с США по стратегической стабильности 03:09, Новость
Газета
Непримиримые союзники
Газета № 015 (2271) (2901) Общество,
0

Непримиримые союзники

Почему переговоры по Сирии оказались на грани провала
Фото: АР
Фото: АР

Противоречия между региональными игроками и внутри повстанческого движения в Сирии поставили под угрозу мирные переговоры, которые должны начаться в пятницу в Женеве.

«Дорожная карта»

В пятницу, 29 января, в Женеве должны пройти переговоры между правительством Сирии и представителями вооруженной оппозиции в соответствии с планом мирного урегулирования, запущенного Совбезом ООН в декабре. Изначально планировалось, что конференция состоится в первой половине января, затем дата открытия была перенесена на 25 января.

Основная причина задержки — позиция оппозиционных сил, представленных Высшим комитетом по переговорам (ВКП). Комитет был создан в начале декабря в ходе общей конференции оппозиционных сил Сирии в столице Саудовской Аравии для участия в консультациях с Дамаском под эгидой ООН. ВКП выставил предварительное условие: режим президента Башара Асада должен прекратить бомбежки и снять осаду с населенных пунктов под контролем его противников. Это требование стало особенно актуальным после состоявшегося на выходных успешного наступления правительственных войск на позиции ополченцев в провинции Латакия. Требование оппозиционеров было таким настойчивым, что в субботу вести с ними переговоры в Эр-Рияд вылетал госсекретарь США Джон Керри. То, что он заявил оппозиционерам, им не понравилось.

«Керри сказал, что, если они не поедут [в Женеву], это может отразиться на их имидже в глазах общества и может отразиться на объеме помощи, которую они получают от своих друзей», — цитирует Bloomberg одного из лидеров оппозиции, Хади аль-Бахру. По его словам, это необязательно было угрозой лишить повстанцев поддержки, но присутствовавшие на встрече поняли слова дипломата именно так.​ Керри отказался подтверждать, что угрожал сирийцам лишением поддержки.

Монзер Махус, член ВКП, заявил, что его соратники еще не решили окончательно, соберутся ли они в Женеву. «Мы еще ведем переговоры. Мы еще ждем ответа [от спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств Стаффана] де Мистуры. Я не могу сказать, завершатся ли сегодня дискуссии, у меня смешанные чувства», — цитирует оппозиционера Reuters.

Но, похоже, сирийские оппозиционеры из ВКП все же появятся на консультациях. «Если я правильно понимаю их позицию, они сказали «да» переговорам», — заявил в четверг журналистам французский министр иностранных дел Лоран Фабиус.

Курдское участие

Конференция в Вене не сняла противоречий между ведущими иностранными игроками, режимом Асада и вооруженной оппозицией как по сути переговоров, так и по составу их участников. В декабрьской конференции оппозиции принимали участие и представители группировок «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам», чьих боевиков официальный Дамаск считает террористами. Близкой позиции придерживаются и союзники Асада в регионе, Москва и Тегеран, хотя они и не включают обе эти организации в список террористических.

Наконец, в прошлую пятницу о стремлении присоединиться к переговорам заявили сирийские курды. Официальная Анкара в ответ пообещала переговоры бойкотировать, а Лондон предъявил претензии Москве, обвинив ее в «лицемерии». Именно с подачи российской дипломатии был поднят вопрос об участии повстанцев из курдского «Демократического союза» (PYD), которых Турция считает тесно связанными с курдскими террористами, действующими на ее территории. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в свою очередь назвал такой подход «контрпродуктивным», попеняв Турции за попытку шантажировать срывом мирного процесса.

«К сожалению, все сейчас сосредоточены на обсуждении состава делегации, откладывая прочие вопросы в долгий ящик», — отметил анонимный дипломатический источник журнала Foreign Policy в одной из арабских стран. «В действительности, стороны замкнулись на своих позициях «игры с нулевой суммой». Они расходятся не только по сути вопросов, но и по тому, какую роль может и должна сыграть ООН в утверждении списка делегатов от оппозиции», — отмечал на прошлой неделе де Мистура. Такую оценку он якобы высказал в секретном докладе Совбезу ООН, попавшему в распоряжение FP.

В конце концов де Мистура по собственной воле решил исключить PYD из состава переговорщиков. «Группа PYD создавала большую часть проблем, и господин де Мистура сказал мне, что не будет направлять им приглашение», — цитирует EuroNews французского министра Фабиуса.

Представитель PYD во Франции Халед Эисса уже пообещал, что переговоры без участия его сподвижников провалятся. «Вы не можете пренебрегать силой, которая контролирует территорию, втрое превышающую территорию Ливана», — заявил он.

Однако часть людей, на присутствии которых на переговорах настаивала Москва, в Женеве все-таки появится, в основном это представители другой коалиции оппозиционеров — из Сирийского демократического совета, который поддерживал участие в консультациях PYD. Один из приглашенных по инициативе Москвы, писатель и правозащитник Хайтам Манаа, подтвердил The New York Times, что приглашение получал. Он, однако, заметил: «Список имен похож на русский винегрет и неприемлем. Если так и останется, я не буду участвовать». Окончательный перечень приглашенных де Мистура обнародовать отказался, заявив, что этот вопрос слишком «чувствительный».

Заниженные ожидания

Помимо споров о том, кто представит на конгрессе сирийскую оппозицию, накануне переговоров всплыл другой вечный сюжет — о будущем самого президента Асада. В ходе декабрьской конференции вопрос о его отставке или сохранения у власти был оставлен за скобками, что и позволило добиться хоть какого-то прогресса. В минувшую пятницу, однако, британская The Financial Times опубликовала статью, согласно которой скончавшийся в январе глава ГРУ Игорь Сергун месяцем ранее был направлен в Дамаск, чтобы добиться согласия Асада покинуть президентский пост. Детали этой поездки журналисты получили от двух офицеров разведки стран Запада.

По данным FT, сирийское руководство «с гневом отказалось» от предложений Москвы. Миссия генерала Сергуна и ее провал якобы привели к росту скептицизма в Дамаске в отношении Москвы. «Команда Асада начала осознавать, что, если тебя постоянно защищает старший брат, он рано или поздно начнет требовать себе что-либо взамен», — поведал FT неназванный сирийский бизнесмен. Официально пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков опроверг информацию о подобном предложении Дамаску от российского руководства.

Не снят с повестки и вопрос об иностранной интервенции. В минувшую субботу вице-президент США Джозеф Байден по итогам разговора с турецким руководством отметил, что если политическое решение в Сирии будет невозможно, то США готовы принять решение о военной операции для победы над запрещенным в России «Исламским государством». Впоследствии Белый дом повторил, что высказывание Байдена касалось лишь борьбы с джихадистами.