Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Что регионы получат вместо денег
Лента новостей 18:42 МСК
Путин поручил ускорить разработку сверхтяжелой ракеты на 10 лет Технологии и медиа, 18:27 Правительство не поддержало законопроект о запрете вейпинга в парках Бизнес, 18:19 Глава Гидрометцентра пообещал москвичам «розовое» лето Общество, 18:19 В Новосибирске задержали членов «Открытой России» за опрос у военкомата Политика, 18:11 Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 56,76 Продажа 56,80 EUR НАЛ. 63,75 63,77 Леонтьев ответил на претензии Навального по поводу ложечек для «Роснефти» Общество, 17:53 ФАС признала связанные с Пригожиным компании картелем Политика, 17:50 Турция выразила протест США из-за драки возле резиденции в Вашингтоне Политика, 17:38 Московский НПЗ подтвердил информацию о выбросах диоксида серы Общество, 17:30 Навальный сообщил о закупке «Роснефтью» ложечек по 15 тыс. руб. за штуку Общество, 17:23 СК заподозрил дагестанца в финансировании терроризма на 2,4 млн руб. Общество, 17:21 В Совкомбанке произошел сбой из-за смены процессинговых компаний Финансы, 17:04 В Стамбуле снесли ставший местом расстрела 39 человек клуб Общество, 17:03 В Свердловской области школьники на кладбище повредили 150 надгробий Общество, 16:59 Посольство заявило о похищении пиратами россиянина в Нигерии Общество, 16:45 Бывшего директора ФСИН Реймера попросили приговорить к 9 годам колонии Общество, 16:41 Против бывшей судьи Мособлсуда разрешили возбудить уголовное дело Общество, 16:38 В Кремле получили письмо от сына задержанного за шпионаж украинца Политика, 16:37 Кремль назвал вопрос о визах между Россией и Украиной «русофобской» темой Политика, 16:28 МВД предложило ужесточить наказание за отказ от проверки на алкоголь Общество, 16:18 Москва и Париж анонсировали встречу Путина и Макрона Политика, 16:17 Миронов предложил выделить участки дорог стритрейсерам Общество, 16:08 В Кремле заявили о выходе Маккейна за грань приличия Политика, 16:01 Кремль опроверг планы повысить явку «неполитическими референдумами» Политика, 15:57 В России впервые завели уголовное дело за хулиганство в самолете Общество, 15:53 Трамп в Израиле призвал Иран прекратить поддерживать террористов Политика, 15:47 В Росгвардии опровергли сообщения об убийстве своего бойца в Чечне Общество, 15:44 Суд разрешил Вадиму Самойлову в одиночку играть 172 песни «Агаты Кристи» Общество, 15:34
Газета № 012 (2268) (2601) 26 янв 2016, 00:25
Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики
Что регионы получат вместо денег
Фото: «РИА Новости»

В обмен на сокращение финансирования из центра регионы вряд ли получат больше свободы. Наоборот, на региональные власти переложат ответственность за непопулярные решения и объявят виноватыми во всем.

Привыкание к дефициту

Ухудшение экономической ситуации в России стимулирует апокалиптические прогнозы. Основания для них, безусловно, есть: дефицит федерального бюджета за 2015 год составил почти 2 трлн руб. Риски для регионов возрастают, особенно для тех, кто сильнее зависит от трансфертов из федерального бюджета. В 2015 году трансферты регионам сократились на 3% в номинальном выражении. Хотя не все так плохо: в законе «О федеральном бюджете на 2015 год...» было записано сокращение трансфертов более чем на 12%, а получилось намного меньше. И это хорошая новость: Минфин адекватно оценивает риски дестабилизации бюджетов регионов и пытается их купировать.

Падение нефтяных цен и рубля в конце 2015-го и начале 2016 года выглядит страшным, но для регионов проблемы начались гораздо раньше. Дефицит бюджетов для регионов — уже привычное состояние. В 2013 году он был у 77 субъектов РФ, в 2014-м — у 75, а в 2015 году — у 76. Добавим оптимизма: суммарный дефицит бюджетов регионов уменьшился с 642 млрд руб. в 2013 году до 469 млрд руб. (без учета Крыма) в 2014 году и до 191 млрд руб. в 2015 году. Это означает, что регионы постепенно адаптируются к новой реальности. Способы адаптации разные: и рубка расходов (в 2015 году их сократили 33 региона), в том числе социальных, и наращивание долгов. По данным на начало декабря 2015 года, суммарный долг регионов и муниципалитетов превысил 2,5 трлн руб., и это треть от их собственных доходов без учета трансфертов.

Возврат в 1990-е?

Кризис нарастает, в этом нет сомнений. Как оценивать его перспективы? Мы привыкли мыслить историческими аналогиями, поэтому многие ожидают возврата 1990-х годов с их нестабильностью и ослаблением центральной власти. С одной стороны, это правильно: если нет денег, то дайте хотя бы свободу, чтобы каждый регион выкручивался как может. С другой стороны, в одну и ту же реку нельзя войти дважды: старые схемы не работают. У регионов давно нет свободы маневра, вертикаль власти с карающей дланью прокуратуры никому не дает спуску. Силовикам нужно и кушать, и доказывать свою незаменимость верховной власти. Интересы этой «скрепы» будут всячески тормозить децентрализацию. Но адаптироваться к новой нормальности придется. Вопрос — как?

Ответ уже прорисовывается. Именно на регионы сброшена тяжесть решений по оптимизации расходов на социальные цели, которые составляют 2/3 всех расходов консолидированных бюджетов регионов. Статистика подтверждает этот тренд. По данным за январь—октябрь 2015 года, номинальные расходы на общее образование (школы) не изменились, выросли только расходы на дошкольное образование за счет строительства детских садов. При этом сокращение расходов на образование произошло в 41 регионе. Расходы на стационарную медицинскую помощь, то есть больницы, сократились на 12%, на амбулаторную, то есть поликлиники, — на 5%. Расходы на культуру сократились на 2% — сокращение произошло в 42 регионах. С некоторым запозданием идет оптимизация расходов на социальную защиту населения, властям регионов приходится самостоятельно определять критерии нуждаемости и адресности, чтобы сократить и число получателей пособий, и объем выплат.

Если оптимизация будет сделана неправильно, ждите прокуратуру. Немногим регионам удастся пройти между Сциллой необходимости секвестра расходов и Харибдой бдительного ока силовиков. А тут еще и протесты населения в виде третьего вектора, делающего картину объемной и еще более проблемной. В общем, будет нескучно, но региональные власти в любом случае будут первыми при раздаче оплеух. Царь хороший, а виноваты всегда бояре.

Специфическая децентрализация

В ближайшие год-два мы увидим децентрализацию и даже, не побоюсь этого слова, федерализацию, но очень специфическую. Ответственность за принятие непопулярных решений будет перекладываться на региональные власти. В случае роста напряженности федеральный центр именно их назначит виноватыми за «перегибы на местах», что уже не раз бывало в российской истории.

Это означает, что губернаторам и их управленческим командам придется играть по правилам системы, пока она не изменилась. Не нужно бежать впереди паровоза, даже если в бюджете региона большая дыра. Не стоит принимать региональные законы, ограничивающие круг получателей социальной помощи критериями нуждаемости, к вам может прийти прокуратура. Усиливайте свои лоббистские возможности, чтобы выбить больше трансфертов. И вообще, лучше угождать и ждать развязки, ведь инициатива наказуема. Но если игры по этим правилам будут продолжаться, реализуется самый тяжелый прогноз для страны — деградация. Проблема не в рисках децентрализации — хватит уже их бояться, — а в тяжелых дефектах современных российских институтов и мотиваций элиты, приводящих к управленческому бессилию всей вертикали.