Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Boeing пока терпит бедствие
Лента новостей 22:11 МСК
Три человека пострадали в ДТП с автомобилем из кортежа главы Ингушетии Общество, 21:40 Подозрение и наказание: сколько медалей недосчитается Россия Айнур Нуриев кандидат юридических наук, MSA, директор 360 Sport Agency Мнение, 21:36 Глава «Нафтогаза Украины» обвинил Россию в «банальном шантаже» Политика, 21:34 ФРС США оставила базовую ставку без изменений Финансы, 21:04 В Госдуме предложили упростить легализацию тюнинга автомобилей Политика, 20:52 «Победа» предупредила Чайку об угрозе безопасности полетов из-за птиц Бизнес, 20:46 Суд ликвидировал одну из пяти организаций «Голос» Политика, 20:26 Трамп предложил России найти удаленные электронные письма Клинтон Политика, 20:18 Международные федерации одобрили участие более 250 россиян на Играх в Рио Общество, 20:03 Полиция объявила в розыск владельцев чемодана после взрыва в Баварии Общество, 19:46 Напарник Трампа рассказал о «последствиях» скандала с утечкой для России Политика, 19:45 ФСБ провела еще один обыск по делу о контрабанде алкоголя Бизнес, 19:17 В Минэкономразвития предупредили о вероятности дефляции в августе Экономика, 19:11 В США из психлечебницы выпустили покушавшегося на Рейгана в 1981 году Общество, 18:53 Суд признал законными обыски у главы ФТС Политика, 18:48 Медведев попросил «Единую Россию» говорить людям правду Политика, 18:39 Цена барреля Brent упала ниже $44 на новостях о запасах нефти в США Экономика, 18:33 Полиция рассказала о переписке взорвавшего себя в Баварии с неизвестным Общество, 18:29 На фиолетовой ветке в московском метро произошел сбой Общество, 18:24 Московского следователя осудили на восемь лет по делу о взятке в $1 млн Общество, 18:12 Суд перенес рассмотрение иска Минфина к Потанину на $68 млн Бизнес, 18:08 В Германии около приемного центра для беженцев произошел взрыв Общество, 18:01 Мэра Риги оштрафовали за использование русского языка в соцсетях Общество, 17:56 В Турции распорядились задержать еще 47 журналистов Политика, 17:52 Суд отказался освободить арестованного год назад журналиста РБК Политика, 17:49 Акции Apple подскочили почти на 8% на новости о падении продаж на 15% Финансы, 17:47 Двум высокопоставленным сотрудникам СКР предъявили обвинение Политика, 17:44
Газета № 204 (2221) (0611) 6 ноя 2015, 00:25
Артем Филипенок, Тимофей Дзядко, Ольга Лукина
Boeing пока терпит бедствие
Межгосударственный авиационный комитет поставил под удар российский рынок
Фото: REUTERS

Межгосударственный авиационный комитет объявил, что запретит использование российскими авиакомпаниями самолетов Boeing 737. Авиаперевозчики уверены, что запрет в силу не вступит, иначе «летать перестанет половина российских авиакомпаний».

Письмо из МАКа

В четверг Межгосударственный авиационный комитет (МАК) известил Росавиацию о своем решении приостановить действие сертификатов типа самолетов Boeing 737 модификаций Classic и NG, то есть фактически всех Boeing 737, входящих в парки российских авиакомпаний. Сертификат типа — документ, позволяющий зарегистрированным в России авиакомпаниям использовать эту модель самолета. В письме руководителю Федерального агентства по воздушному транспорту (Росавиация, скан письма размещен на сайте МАКа) Александру Нерадько и заместителю руководителя Федеральной авиационной администрации (FAA) США Маргарет Гиллигэн сказано, что 26 августа 2015 года Росавиация обратилась в МАК в связи с необходимостью обеспечить отказобезопасность системы управления рулем высоты на 737-х. FAA, по утверждению МАКа, после года переписки так и не прислал ответ о том, что самолеты Boeing находятся в состоянии, «обеспечивающем их безопасную эксплуатацию».

Последняя авария с 737-м в России произошла у авиакомпании «Татарстан» 17 ноября 2013 года: при заходе на посадку в Международном аэропорту Казани потерпел крушение ее Boeing 737-500 (53A) следовавший рейсом U9-363 Москва — Казань. «После аварии МАК вступил в переписку с FAA, обращая внимание на руль высоты в модели 737 [16 сентября 2014 года инженерно-техническая подкомиссия МАКа сделала вывод об исправности самолета перед катастрофой, включая систему управления рулем высоты]. Ни американский регулятор, ни Boeing не отреагировали на результаты расследования той аварии [в 2014 году Boeing участвовала в расшифровке бортовых самописцев]», — утверждает источник РБК, близкий к правительству.

В семейство Boeing 737 Classic входят модификации -300, -400, -500, их выпуск был прекращен в 2000 году. В семейство Boeing 737 NG (Next Generation) входят модификации -600, -700, -800, -900, которые выпускаются до сих пор. Российские перевозчики используют 194 самолета Boeing 737.

В пятницу Росавиация проведет совещание с представителями авиакомпаний и МАКа о перспективах эксплуатации Boeing 737, сказал РБК представитель ведомства Сергей Извольский. На этом совещании, по его словам, регулятор рассчитывает увидеть оригинал письма. Председатель МАКа Татьяна Анодина будет на встрече, добавил представитель Росавиации.

В компании «Боинг Россия СНГ» были удивлены сообщению МАКа об отзыве российского подтверждения сертификата на использование национальными перевозчиками самолетов Boeing 737. «Не могу говорить, что это фейк, потому что недостаточно информации. Но звучит абсурдно, и пока непонятно, о чем это», — сообщила радиостанции РСН пиар-директор «Боинг Россия СНГ» Елена Александрова.

Получить комментарии FAA РБК в четверг не удалось.

По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, власти в курсе информации об отзыве сертификатов у используемых в России модификаций Boeing 737. «Безусловно, потребуется оперативный и глубокий анализ ситуации в отечественной авиации. Наверняка Министерство транспорта и правительство необходимый анализ сделают», — сказал Песков.

«Победа», «Глобус» и Orenair

Больше всего 737‑х у компании «ЮТэйр»: из 77 самолетов 50 машин относятся к запрещенной МАКом категории. У «Аэрофлота» — 12 машин (всего в парке 164 самолета). А вот принадлежащий ему лоукостер «Победа» полностью укомплектован Boeing 737-800  — у него 12 таких самолетов. Другая дочерняя компания «Аэрофлота» — «Оренбургские авиалинии» (Orenair) эксплуатирует шестнадцать 737‑х (всего в парке перевозчика 19 машин). Для этих компаний запрет на полет 737 грозит остановкой бизнеса. У S7 летают тринадцать Boeing Next Generation (всего у авиакомпании 58 самолетов), их использует бюджетная дочерняя компания Globus, для нее запрет также равносилен приостановке полетов. Различные модификации Boeing 737 используют авиакомпании «Ямал», «Нордавиа», «Нордстар», «Аврора», «Якутия», АЛРОСА и «Газпром авиа».

«Формально МАК, ведущий авиарегистр, опубликовал письмо, в котором уведомляет заинтересованные стороны [Росавиацию и FAA], в связи с чем происходит отзыв. После этого Росавиация должна из документов авиакомпании вычеркнуть этот тип самолетов, то есть уведомить их о том, что на них нельзя летать», — говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт».

«Если документ будет направлен российским авиационным властям и они отзовут сертификаты эксплуатанта у Boeing 737, то летать перестанет половина российских авиакомпаний», — утверждает источник, близкий к «Аэрофлоту». «Остановка эксплуатации Boeing 737 поставит под угрозу авиасообщение в России — это один из основных типов самолетов для внутренних перевозок в нашей стране», — говорит Пантелеев. Но пока самолеты S7 продолжают летать, заявила РБК представитель группы. Летают и самолеты «Победы», добавила Интерфаксу ее представитель.

Руководитель экспертного совета при Росавиации, бывший первый зампредседателя МАКа Михаил Терещенко сказал РБК, что решение комитета было неожиданным и до сегодняшнего дня вопрос о возможности приостановки сертификатов типа Boeing 737 не обсуждался. «Если МАК действительно отзовет сертификат типа Boeing 737 Classic и NG, это обозначает, что все самолеты этого типа с российской регистрацией немедленно выводятся из эксплуатации. Более сложный вопрос с самолетами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях: непонятно, необходим ли российский сертификат типа для продолжения полетов. На завтрашнем совещании в Росавиации мы планируем его прояснить. В любом случае у этого решения должна быть четкая доказательная база, которая на данный момент не просматривается», — говорит Терещенко.

Некоторые авиакомпании уже заявили, что считают, что самолетов, зарегистрированных за рубежом, запрет МАКа не коснется. Представитель авиакомпании «Победа» сказал агентству Интерфакс, что его компания продолжает выполнять полеты: «Наши самолеты летают на основании сертификата Бермудских островов». Так же считает топ-менеджер одной из авиакомпаний топ-5, который планирует посетить совещание в Росавиации в пятницу.

Михаил Терещенко уверен, что инициатива МАКа вызовет «жесткое сопротивление» со стороны авиакомпаний и центров поддержания летной годности». «Признание сертификата иностранного воздушного судна — это полномочия государства. На определенном этапе Россия передала эти полномочия МАКу. Никто не отрицает профессионализм специалистов комитета, но это решение может быть и пересмотрено», — отмечает Терещенко.

При участии Полины Никольской