Лента новостей
Хуситы заявили об ударе по израильскому судну в Аденском заливе 03:09, Новость США выведут часть воинского контингента из Чада 02:32, Новость США подготовили контракты на оружие для Украины на $6 млрд 02:28, Статья «Большей бестолковщины в сезоне не видел». Что говорят о дерби «Спартака» 02:10, Статья В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность 02:09, Статья По делу замглавы Минобороны Иванова провели обыски по нескольким адресам 01:45, Новость Шохин назвал темы закрытой встречи Путина с бизнесом в рамках съезда РСПП 01:36, Новость Число фигурантов по делу о хищении ₽2,8 млрд в Дагестане достигло 31 01:17, Статья МАГАТЭ назвало непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС 01:16, Новость Рубен Варданян прекратил голодовку в СИЗО после уговоров семьи 00:56, Новость В Пентагоне назвали возможной целью переданных Киеву ATACMS Крым 00:44, Статья Число пострадавших при обстреле Токмака выросло до четырех 00:29, Новость Пентагон исключил отправку военных советников США к фронту на Украине 00:10, Новость Глава Минфина Украины заявил о «неопределенных перспективах» бюджета 00:06, Статья Эксперты предсказали серию перепродаж бизнесов ушедших иностранцев 00:00, Статья Тренер ЦСКА заявил о рухнувших на газон игроках «Спартака» после дерби 25 апр, 23:47, Статья Полицейские нашли убитых в Херсонской области в разных местах 25 апр, 23:35, Новость «Коммерсантъ» назвал причину задержки ареста фигуранта дела Иванова 25 апр, 23:24, Статья
Газета
«Банки — регресс в чистом виде»
Газета № 094 (2111) (0306) Общество,
0

«Банки — регресс в чистом виде»

Бывший бизнес-партнер Павла Дурова Илья Перекопский — о своих новых проектах и перспективах«ВКонтакте»
Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Бывший вице-президент и совладелец активов «ВКонтакте», управлявший бизнесом соцсети до 2014 года, Илья Перекопский переехал в Барселону и снова инвестирует в интернет.

«Россия для нас вообще не приоритет»

— Как вы сами говорили, ваш главный проект на сегодня — Blackmoon Financial Group, запущенный осенью 2014 года. Объясните, в чем суть этого бизнеса?

— Это технологическая платформа, которая занимается агрегацией предложений различного рода небанковских кредитных организаций, например, Lending Club [крупнейший в мире оператор в сегменте кредитования физлицами друг друга]. Пользователю не нужно искать отдельный сервис, можно сравнить разные предложения.

— Зачем вы нужны сервисам кредитования и другим микрофинансовым организациям?

— Мы выкупаем их инструментарий и становимся для них крупным клиентом. Мы нужны p2p-сервисам [peer-to-peer, так называемое равноправное кредитование, чаще всего под этим понимается кредитование физлицами друг друга] так же, как отелям нужен Booking.com, а интернет-магазинам — «Яндекс.Маркет» в России. Сервисы подключаются к нашей системе, которая в режиме реального времени начинает анализировать пользовательские заявки: выкупает подходящие кредиты, и они оказываются на балансе у нас, а не у кредитной организации.

— Насколько система умна? Что конкретно она учитывает при анализе — кредитную историю человека или что‑то еще?

— Система учитывает всю доступную ей информацию по заемщику и запрашиваемому займу. Это может быть до 400–500 параметров. Первоначальный скоринг [оценку кредитоспособности] и антифрод [выявление мошеннических действий] производят наши партнеры: например, проверку того, как пользователь вводил номер своей кредитной карты — копированием откуда‑то и вставкой или реально пальцами вбивал. А мы, получая от них эти данные, анализируем их и проводим собственный скоринг.

— На чем вы зарабатываете?

— На комиссии с чистого дохода, который мы зарабатываем для наших инвесторов. Если точнее, мы берем 25% от чистого дохода инвестора, но только свыше 6%. То есть, если он дал нам €1 млн, мы первые €60 тыс. даем без комиссии, а с оставшихся €140 тыс. забираем 25%.

Сейчас у нас есть сервисы из девяти стран — Испании, Польши, Чехии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, России и Грузии. До конца 2015 года появятся компании из Великобритании и США. Так что Россия для нас вообще не приоритет — один из рынков, не более того. Мировой рынок огромен, исчисляется десятками миллиардов долларов, и пока он никак не централизован: есть куча компаний со своей спецификой во многих странах мира. Предполагается, что в структуре нашего портфеля доля российской части не превысит 10% в краткосрочной перспективе, а позже может и вовсе упасть ниже 5%.

— Сколько вы потратили на запуск Blackmoon?

— На запуск потратили около €0,9 млн. Стартовые инвестиции — от основателей, то есть меня и моего партнера Олега Сейдака [бывший управляющий фонда Flint Capital]. Через наш фонд инвестируют около дюжины компаний, представляющих интересы частных лиц, в основном из IT-сферы. Большая часть инвесторов из России. Минимальный взнос — от €500 тыс.

— Окупается?

— Годовой оборот нашей системы исчисляется уже в десятках миллионов евро. У нас очередь из сотни компаний, которые хотят с нами работать. Например, в процессе подключения сейчас находятся такие компании, как Lending Club и Prosper [первый в США сервис p2p-кредитования, запущенный в 2006 году; к маю 2015‑го выдал займы на общую сумму около $3 млрд]. Мы стали прибыльными уже по итогам последнего полугодия.

— Почему вы выбрали именно финансовый сегмент?

— Очевидно, что частные компании, созданные поколением IT-предпринимателей, будут оттягивать на себя часть функций банков, и кредитование в том числе. Прогресс невозможно остановить. И пока банки олицетворяют собой регресс в чистом виде, мы с партнерами — двигатель прогресса в онлайн-сегменте потребительского кредитования.

— Сколько у вас сейчас портфельных проектов и какие?

— У нас с братом Игорем [Перекопским, бывшим финансовым директором «ВКонтакте»] доли в пяти-десяти проектах в России, Европе, Израиле и США. В основном это небольшие ангельские инвестиции в те проекты, которым мы можем помогать своим опытом и контактами. Проекты из разных областей: технологические — вроде компании SMTDP Tech [один из продуктов — PMI, автоматизированная система контроля достоверности фотоотчетов], дейтинговый сервис [для знакомств] Privet, а также компания DeepLink, которая занимается глубокими ссылками [такие ссылки ведут с чужого сайта сразу на внутренние страницы вашего ресурса], есть мобильные игры и социальный шопинг.

«Пользователи «ВКонтакте» не привыкли ни за что платить»

— Бывшие акционеры «ВКонтакте» в лице фонда UCP Ильи Щербовича предлагали вам стать гендиректором компании после ухода Павла Дурова в апреле 2014‑го. Почему вы не согласились? Не жалеете, что ушли после того, как Mail.Ru Group Алишера Усманова стала единственным владельцем «ВКонтакте»?

— Я рад, как все сложилась. У меня сейчас есть собственный успешный бизнес с огромным потенциалом, в котором на все процессы и решения влияем только я с братом и Олег Сейдак. Поработав семь лет как наемный менеджер, мне осознанно уже хотелось заниматься собственным проектом — все эти истории с акционерным конфликтом помогли мне быстрее принять правильные решения.

— Когда вы уходили из «ВКонтакте», говорили, что «больше не можете и не имеете никакого желания наблюдать за происходящим» вокруг компании. Что такого происходило и почему вы так отреагировали?

— Без комментариев.

— Вам нравится то, что происходит с «ВКонтакте» сейчас?

— Во «ВКонтакте» остался Андрей Рогозов [директор по разработке], который прекрасно знает, как развивать продукт. База пользователей уже не будет сильно прирастать, сайт практически достиг насыщения в России и СНГ. Рост может быть только за счет новых пользователей интернета и новых стран. Выходить на западный рынок очень сложно — нужен какой‑то оригинальный вирусный продукт. Можно запускать новые продукты и тестировать их на Западе, что и пытается делать Mail.ru, но это тоже непросто, может быть, даже невозможно. Если ты хочешь успешный проект в США, ты должен заниматься только им, находиться все время в США и быть вовлеченным в процесс на все 100%. Да и то шансы минимальны, что полетит.

Видимо, основная задача сейчас будет состоять в том, чтобы удержать аудиторию, научиться на ней больше зарабатывать и не дать конкурентам отхватить часть рынка. И, конечно, пытаться запустить новые продукты.

— Недавно в России ужесточили антипиратское законодательство. Как вы считаете, есть ли у «ВКонтакте» будущее без нелегального контента — музыки и видео?

— Все‑таки в России соцсеть во многом заменяет и YouTube, и Spotify, и Pornhub, и торренты вместе взятые. Музыка и видео в том или ином виде в любом случае останутся в соц­сети: насколько я знаю, уже достигнут большой прогресс в переговорах с правообладателями. При этом, если я не ошибаюсь, «ВКонтакте» до сих пор не проиграл ни одного иска западным правообладателям. Так что, даже если в короткий срок полного понимания с правообладателями достигнуть не получится, контент в один день все равно никуда не денется с десктопа. А с мобильными устройствами действительно проблема. Apple диктует свои условия, и если с ними не договориться, то в их мобильных устройствах музыки из «ВКонтакте» не будет. Apple на компромиссы не пойдет — либо все безоговорочно легально, либо никак.

— Что вы думаете о дополнительной монетизации «ВКонтакте»?

— Пользователи соцсети не привыкли ни за что платить. Когда люди долгие годы подряд пользуются любимым ресурсом, на котором все бесплатно, а потом вдруг там появляются платные сервисы и обилие рекламы, у них это вызывает невольное отторжение. В связи с этим монетизировать ресурс сложно, делать это нужно крайне осторожно. Конечно, при такой аудитории, которая есть у «ВКонтакте», сайт потенциально может зарабатывать в пять раз больше, чем сейчас, но этот потенциал нужно раскрывать крайне осторожно. Например, сейчас у соцсети плохо раскрыт потенциал с играми — на них «ВКонтакте» может зарабатывать, наверное, раз в 5–10 больше. И это лучше для пользователей, чем увешивать сайт рекламой.

— Когда вы отозвали иск против «ВКонтакте» о «золотом парашюте» (см. справку), Дмитрий Сергеев говорил, что вы даже согласились возместить соцсети деньги, связанные с личными расходами во время работы в компании. Сколько вы заплатили в итоге?

— Без комментариев.

— Почему вы продали свою долю во «ВКонтакте» фонду UCP, для которого интернет был совершенно новой сферой? За какую сумму вы продали свой пакет? Пустили ли эти деньги в бизнес?

— UCP не вмешивались в управление, были финансовым инвестором, что в итоге и подтвердилось. Через год после покупки они продали свою долю [Mail.ru Group Усманова] и заработали на этой сделке приличную маржу. Я сотрудничал с ними довольно долго, да и сейчас иногда общаемся — обсуждаем инвестиции в различные интернет-проекты.

— Расскажите свою версию истории с Telegram: Дуров считал, что у него отбирали этот мессенджер, судился. Вы еще претендуете на долю в Telegram?

— К сожалению, во «ВКонтакте» довольно долго длился акционерный конфликт. Но в итоге все стороны договорились, сняли все претензии и пришли к компромиссам по всем вопросам. Сейчас мне не хочется комментировать никакие вопросы, связанные с тем конфликтом.

— Когда вы еще были во «ВКонтакте», вы говорили, что Дуров фактически развалил компанию. Какие конкретно действия вы считали тогда деструктивными?

— Без комментариев.

— Сожалеете ли вы о ссоре с Дуровым? В каких вы отношениях сейчас?

— С Павлом у нас нормальные приятельские отношения. Конечно, прошлые разногласия наложили некий отпечаток. Но у нас хватило мудрости после более чем 10 лет дружбы все‑таки сохранить нормальные ровные отношения. Время от времени общаемся и встречаемся. Совместных проектов никаких нет. Для нас обоих уход из «ВКонтакте» ознаменовал начало нового, более продуктивного этапа, просто теперь он у каждого свой.

— Дуров в интервью западным СМИ рассказывает о давлении Кремля на его бизнес. Вы помните случаи такого давления?

— В мои обязанности входило развитие бизнеса компании, а взаимоотношения с властями были прерогативой генерального директора. Насколько я помню, Павел [Дуров] на своей странице публично выкладывал запросы, касающиеся Навального [с требованием закрытия в соцсети страницы Алексея Навального].

Лично я никогда никакого давления не ощущал со стороны властей. Иногда я общался с Роскомнадзором, в котором работают очень адекватные люди. Все тематические, скажем так, группы во «ВКонтакте» до сих пор существуют. Или вы ду­маете, там постоянно и на новое руководство давят? Да чушь это, у всех есть дела поважнее. Если бы власти хотели удалить группы, они нашли бы способ этого добиться, я не сомневаюсь. Только все подписчики Навального тогда сбегут из «Вконтакте» в Facebook — и кто от этого выиграет?..

Полную версию читайте на www.rbc.ru.