Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Из варяг в китайцы
Лента новостей 15:30 МСК
Минобороны в два раза увеличило долги перед «Газпромом» Бизнес, 15:19 Кремль прокомментировал обыски у Серебренникова Политика, 15:02 Москалькова не нашла доказательств платного участия в митинге Навального Общество, 15:02 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 56,57 Продажа 56,65 EUR НАЛ. 63,50 63,61 Упрямый Трамп: как президент США помогает готовить свой импичмент Арег Галстян американист Мнение, 14:57 В Санкт-Петербурге перекрыли Троицкий мост из-за подозрительного предмета Общество, 14:54 ИГ взяло на себя ответственность за теракт в Манчестере Политика, 14:52 Теракт в Манчестере шокировал королеву Великобритании Общество, 14:37 СК заявил о хищении руководством студии Серебренникова 200 млн руб. Общество, 14:37 Полиция арестовала подозреваемого в причастности к теракту в Манчестере Политика, 14:35 В деле отца полковника Захарченко появился новый подозреваемый Общество, 14:30 «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» начали учения в Средиземном море Политика, 14:20 Масштабные теракты на массовых мероприятиях. Фотогалерея Фотогалерея, 14:19 Суд арестовал имущество отца полковника Захарченко Общество, 14:16 Вокзал в Манчестере закроют до конца расследования теракта Общество, 14:15 Омбудсмен одобрила запрет на участие детей в акциях протеста Политика, 14:12 СК прокомментировал обыски в квартире Серебренникова и в «Гоголь-центре» Общество, 14:04 Тереза Мэй сообщила об установлении личности террориста из Манчестера Политика, 13:54 Полиция эвакуировала торговый центр в центре Манчестера Общество, 13:47 Yota Devices получила кредит в $15 млн на производство нового смартфона Технологии и медиа, 13:39 В Приамурье дети разбили памятник из-за несогласия с политикой Ленина Общество, 13:37 Минтруд назвал отрасли с самыми высокими и низкими зарплатами Экономика, 13:31 «Почти никакой проверки»: что пишут западные СМИ о теракте в Манчестере Политика, 13:31 Власти Москвы заявили об отсутствии претензий к «Гоголь-центру» Политика, 13:29 Верховная рада обязала телеканалы 75% времени вещать на украинском языке Политика, 13:24 Правительство выделило 827 млн руб. на универсиаду в Красноярске Общество, 13:22 СК Ульяновска возбудил уголовное дело из-за гибели целой семьи Общество, 13:09 Режиссера Серебренникова привлекли к делу о растрате в качестве свидетеля Общество, 13:04
Газета № 226 (1759) (0512) 5 дек 2013, 00:05
Альфия Галиева
Из варяг в китайцы
Ямальский порт Сабетта станет базовым для возрождающегося Северного морского пути
Фото: Администрация ЯНАО

В начале октября в Ямало-Ненецкий автономный округ после двухмесячной экспедиции в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути вернулось судно «Инженер Трубин». Новый международный транспортный коридор, открытый властями округа и РСПП, обеспечит отечественным промышленникам эффективный способ доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, а России — конкурентное преимущество на международных торговых путях.

Узловой частью открытого транспортного коридора стал строящийся у одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал новый российский порт Сабетта. «Инженер Трубин» — первое судно, вышедшее с коммерческим грузом из Сабетты. Прежде отсюда по этому маршруту никто никуда ничего не возил в таких количествах.

До сих пор товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно было доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал — по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30—60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом. Неудивительно, что морским транспортом сегодня перевозят уже более 60% грузов в мире. А к 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза — до 26 млрд т в год. И торговый маршрут Европа — страны Юго-Восточной Азии не исключение — большая часть грузов по нему идет южным морским путем.

Но Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских — на треть, а до японских — почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Северный морской путь снижает стоимость рейса крупного судна на 20% — с 17,5 млн до 14 млн долл. Кроме того, этот путь из Европы в Азию и более безопасный. На пути в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан есть большой риск пиратства. При этом страховые компании их, как правило, не покрывают.

Но такое безопасное и эффективное прохождение судов СМП обеспечивал не всегда. До сих пор льды и слабая, построенная еще в советское время береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. За его восстановление взялись федеральные власти и северные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Камчатский край.

Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие. Сегодня уже очевидно, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и мира в XXI веке. По оценке экспертов Международного энергетического агентства, запасы газа в Арктике могут обеспечить 40—55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их около 16 трлн куб. м и 22 трлн куб. м — перспективных запасов.

На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ» — с проектной мощностью в 15 млн т в год. Он обеспечит треть российского объема. И его рентабельность в значительной степени зависит от транспортно-логистической составляющей. На строительство морского порта Сабетта федеральный бюджет предусмотрел почти 47,3 млрд руб. Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.

Из порта Сабетта СПГ в танкерах ледокольного класса сможет отправляться в любую точку планеты. При этом местным властям удалось убедить федеральное руководство в том, что нужно сделать порт многопрофильным. Тогда ямальская Сабетта сможет стать новым базовым портом на Севморпути: сюда смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли, пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины позволят этому порту принимать и крупнотоннажные океанские суда. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.