Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Забайкальские шахтеры прекратили голодовку после выплаты зарплаты 09:44, Общество В Минобороны назвали сроки освобождения Дейр-эз-Зора 09:37, Политика ЦБ объявил о санации Бинбанка 09:23, Финансы 500 крупнейших компаний: анонс свежего номера журнала РБК 09:05, Бизнес Кадыров рассказал об установлении «истины» Москальковой в Чечне 08:47, Общество ЦБ отозвал лицензию у связанного с экс-главой ВДВ банка 08:46, Финансы На московской ТЭЦ обнаружили муляж взрывного устройства 08:12, Общество Зеркало застоя: что нужно знать о новом рейтинге РБК 500 08:06, Экономика Лидеры не меняются: 30 главных фактов о рейтинге РБК 500 08:05, Экономика Рост выручки крупнейших компаний России замедлился в три раза 08:03, Экономика В местные депутаты в Москве не прошли молодежь, пенсионеры и безработные 08:00, Политика Владелец Бинбанка заявил о попадании в «ножницы падающего рынка» 07:57, Финансы Микаил Шишханов — РБК: «Я теряю все, спасается только мое имя» 07:56, Интервью Роскомнадзор выявил нарушения в работе иностранных операторов в России 07:49, Технологии и медиа Google и HTC подписали соглашение о сотрудничестве на $1,1 млрд 07:12, Бизнес Молодые и пенсионеры оказались самыми непопулярными на выборах в Москве 07:00, Политика СМИ узнали детали украинского проекта резолюции по миротворцам в Донбассе 06:12, Политика Власти Сеула утвердили выделение $8 млн на гумпомощь Пхеньяну 06:07, Политика Минсельхоз предложил компенсации фермерам при затяжных дождях 05:35, Бизнес Минприроды назвало самые грязные города России 05:00, Общество СМИ узнали о прекращении партнерства итальянского Corneliani с Bosco 04:59, Бизнес Могерини заявила о сохранении ядерной сделки по Ирану 04:23, Политика В Индонезии произошло землетрясение в 6 баллов 03:41, Общество Минфин обменял вместо трех выпусков евробондов только «Россию-2030» 03:37, Финансы Глава МИД Северной Кореи сравнил угрозы Трампа с «лаем собаки» 03:15, Политика NYT узнала о заинтересованности Мюллера майской встречей Лаврова и Трампа 03:09, Политика Шишханов объявил о согласии ЦБ на санацию Бинбанка 02:30, Финансы Вице-президент США раскритиковал деятельность СПЧ ООН 02:06, Политика
Из варяг в китайцы
Газета № 226 (1759) (0512) Общество, 05 дек, 2013 01:05
0
Из варяг в китайцы
Ямальский порт Сабетта станет базовым для возрождающегося Северного морского пути
Фото: Администрация ЯНАО

В начале октября в Ямало-Ненецкий автономный округ после двухмесячной экспедиции в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути вернулось судно «Инженер Трубин». Новый международный транспортный коридор, открытый властями округа и РСПП, обеспечит отечественным промышленникам эффективный способ доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, а России — конкурентное преимущество на международных торговых путях.

Узловой частью открытого транспортного коридора стал строящийся у одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал новый российский порт Сабетта. «Инженер Трубин» — первое судно, вышедшее с коммерческим грузом из Сабетты. Прежде отсюда по этому маршруту никто никуда ничего не возил в таких количествах.

До сих пор товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно было доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал — по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30—60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом. Неудивительно, что морским транспортом сегодня перевозят уже более 60% грузов в мире. А к 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза — до 26 млрд т в год. И торговый маршрут Европа — страны Юго-Восточной Азии не исключение — большая часть грузов по нему идет южным морским путем.

Но Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских — на треть, а до японских — почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Северный морской путь снижает стоимость рейса крупного судна на 20% — с 17,5 млн до 14 млн долл. Кроме того, этот путь из Европы в Азию и более безопасный. На пути в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан есть большой риск пиратства. При этом страховые компании их, как правило, не покрывают.

Но такое безопасное и эффективное прохождение судов СМП обеспечивал не всегда. До сих пор льды и слабая, построенная еще в советское время береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. За его восстановление взялись федеральные власти и северные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Камчатский край.

Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие. Сегодня уже очевидно, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и мира в XXI веке. По оценке экспертов Международного энергетического агентства, запасы газа в Арктике могут обеспечить 40—55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их около 16 трлн куб. м и 22 трлн куб. м — перспективных запасов.

На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ» — с проектной мощностью в 15 млн т в год. Он обеспечит треть российского объема. И его рентабельность в значительной степени зависит от транспортно-логистической составляющей. На строительство морского порта Сабетта федеральный бюджет предусмотрел почти 47,3 млрд руб. Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.

Из порта Сабетта СПГ в танкерах ледокольного класса сможет отправляться в любую точку планеты. При этом местным властям удалось убедить федеральное руководство в том, что нужно сделать порт многопрофильным. Тогда ямальская Сабетта сможет стать новым базовым портом на Севморпути: сюда смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли, пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины позволят этому порту принимать и крупнотоннажные океанские суда. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.