Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Из варяг в китайцы
Лента новостей 13:13 МСК
В Подмосковье разбился легкомоторный самолет Общество, 12:49 МИД Италии заявил о признании G7 важности диалога с Москвой Политика, 12:29 Бастрыкин поручил проверить информацию СМИ о преследовании адвоката Политика, 12:26 Шесть человек погибли при обрушении здания на востоке Китая Общество, 11:38 ТАСС узнал о переносе запуска нового пилотируемого корабля «Федерация» Технологии и медиа, 11:24 В Британии арестовали еще двоих фигурантов по делу о теракте в Манчестере Общество, 11:07 Военные Ирака начали захват последнего анклава ИГ в Мосуле Политика, 10:59 Yonhap сообщил о захвате сомалийскими пиратами судна Южной Кореи Общество, 10:49 Жертвами ДТП под Барнаулом стали пять человек Общество, 10:37 СМИ рассказали о погибшем при пожаре на территории университета Москвы Общество, 10:06 «Как в нормальных экономиках»: ипотечные ставки в России и в мире Общество, 10:00 Праздничное затишье: что было на фронтах в Сирии и Ираке перед Рамаданом Политика, 09:55 Омбудсмен пообещала разобраться с задержанием мальчика в центре Москвы Общество, 09:52 СМИ узнали об уничтожении самолетами России колонны боевиков ИГ в Сирии Политика, 09:48 Трое детей погибли после пожара в жилом доме в Чебоксарах Общество, 09:05 Владелец Московского кредитного банка инвестировал в офисную недвижимость Бизнес, 09:00 Чем запомнился политолог Збигнев Бжезинский. Фотогалерея Фотогалерея, 08:47 Боливия заявила о скором подписании контракта по газу с «Газпромом» Технологии и медиа, 08:38 WP узнала о запросе сената США у команды Трампа документов с 2015 года Политика, 08:12 Владельцы Альфа-банка подали в суд на BuzzFeed за «досье» на Трампа Технологии и медиа, 07:51 СМИ сообщили о госпитализации вдовы Пиночета Политика, 07:29 NYT узнала об просьбе Дерипаски в обмен на показания в конгрессе США Политика, 06:44 В США умер Збигнев Бжезинский Политика, 06:18 Facebook и Google попросили конгресс изменить закон о слежке в интернете Бизнес, 06:14 WP узнала о предложении Кушнера создать секретный канал связи с Москвой Политика, 05:30 WSJ сообщила о планах нанять юристов для корректировки твитов Трампа Политика, 05:16 Заседание суда Лондона по апелляции Украины назначено на январь 2018 года Финансы, 04:32 Порошенко призвал лидеров G7 «инвестировать в безопасность Украины» Политика, 04:18
Газета № 226 (1759) (0512) 5 дек 2013, 00:05
Альфия Галиева
Из варяг в китайцы
Ямальский порт Сабетта станет базовым для возрождающегося Северного морского пути
Фото: Администрация ЯНАО

В начале октября в Ямало-Ненецкий автономный округ после двухмесячной экспедиции в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути вернулось судно «Инженер Трубин». Новый международный транспортный коридор, открытый властями округа и РСПП, обеспечит отечественным промышленникам эффективный способ доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, а России — конкурентное преимущество на международных торговых путях.

Узловой частью открытого транспортного коридора стал строящийся у одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал новый российский порт Сабетта. «Инженер Трубин» — первое судно, вышедшее с коммерческим грузом из Сабетты. Прежде отсюда по этому маршруту никто никуда ничего не возил в таких количествах.

До сих пор товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно было доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал — по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30—60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом. Неудивительно, что морским транспортом сегодня перевозят уже более 60% грузов в мире. А к 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза — до 26 млрд т в год. И торговый маршрут Европа — страны Юго-Восточной Азии не исключение — большая часть грузов по нему идет южным морским путем.

Но Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских — на треть, а до японских — почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Северный морской путь снижает стоимость рейса крупного судна на 20% — с 17,5 млн до 14 млн долл. Кроме того, этот путь из Европы в Азию и более безопасный. На пути в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан есть большой риск пиратства. При этом страховые компании их, как правило, не покрывают.

Но такое безопасное и эффективное прохождение судов СМП обеспечивал не всегда. До сих пор льды и слабая, построенная еще в советское время береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. За его восстановление взялись федеральные власти и северные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Камчатский край.

Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие. Сегодня уже очевидно, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и мира в XXI веке. По оценке экспертов Международного энергетического агентства, запасы газа в Арктике могут обеспечить 40—55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их около 16 трлн куб. м и 22 трлн куб. м — перспективных запасов.

На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ» — с проектной мощностью в 15 млн т в год. Он обеспечит треть российского объема. И его рентабельность в значительной степени зависит от транспортно-логистической составляющей. На строительство морского порта Сабетта федеральный бюджет предусмотрел почти 47,3 млрд руб. Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.

Из порта Сабетта СПГ в танкерах ледокольного класса сможет отправляться в любую точку планеты. При этом местным властям удалось убедить федеральное руководство в том, что нужно сделать порт многопрофильным. Тогда ямальская Сабетта сможет стать новым базовым портом на Севморпути: сюда смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли, пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины позволят этому порту принимать и крупнотоннажные океанские суда. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.