Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Из варяг в китайцы
Лента новостей 19:08 МСК
Посол США заявил об уничтожении Киевом «энергетического оружия Москвы» Политика, 18:49 СМИ сообщили об обнаруженных в доме главы ФТС 58 млн руб. Политика, 18:32 В киевский аэропорт Борисполь пришли с обысками Общество, 18:31 Прокуратура потребовала от «Эха» расшифровки Шендеровича и Радзиховского Политика, 18:18 Медведев анонсировал создание IT-ресурса с информацией обо всех россиянах Технологии и медиа, 18:15 В Анкаре допустили повторное расследование по сбитому российскому Су-24 Политика, 17:53 СК завершил расследование дела против «гонщиков на Gelandewagen» Общество, 17:46 Суд отклонил жалобу защиты Навального на возбуждение дела о клевете Политика, 17:41 МВД Дагестана опровергло требование к «неблагонадежным» сообщать о выезде Политика, 17:26 СМИ опубликовали фотографии обысков у главы ФТС Политика, 17:21 Во Франции арестовали подозреваемого в причастности к атаке на церковь Политика, 17:02 США решили использовать санкции в ответ на кибератаки Политика, 16:57 Газпромбанк спрогнозировал доллар по 75 руб. во втором полугодии Финансы, 16:56 СМИ опубликовали видео с места взрыва на заводе в Азербайджане Общество, 16:46 Раненный в берлинской больнице врач скончался Общество, 16:41 РПЦ запустит собственный мессенджер Общество, 16:24 Биржевой курс евро превысил отметку 73 руб. Финансы, 16:22 Глава Эрмитажа увидел угрозу Майдана в выпускном в центре Петербурга Общество, 16:16 СКР объяснил обыски в кабинете главы Федеральной таможенной службы Общество, 16:05 При столкновении семи машин на МКАД погиб человек Общество, 15:53 Организаторы митинга против «пакета Яровой» подали заявку на новую акцию Политика, 15:52 Власти Петербурга запретили останавливать строительство «Зенит Арены» Бизнес, 15:50 Улюкаев исключил снятие эмбарго для Турции до встречи Путина и Эрдогана Политика, 15:29 СМИ сообщили о «большом числе» раненых при взрыве в Азербайджане Общество, 15:27 ИГИЛ взяла ответственность за атаку на церковь во Франции Политика, 15:24 Смольный назвал сроки заключения контракта с генподрядчиком «Зенит Арены» Бизнес, 15:23 Неизвестный открыл стрельбу в берлинской больнице Общество, 15:12
Газета № 226 (1759) (0512) 5 дек 2013, 00:05
Альфия Галиева
Из варяг в китайцы
Ямальский порт Сабетта станет базовым для возрождающегося Северного морского пути
Фото: Администрация ЯНАО

В начале октября в Ямало-Ненецкий автономный округ после двухмесячной экспедиции в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути вернулось судно «Инженер Трубин». Новый международный транспортный коридор, открытый властями округа и РСПП, обеспечит отечественным промышленникам эффективный способ доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, а России — конкурентное преимущество на международных торговых путях.

Узловой частью открытого транспортного коридора стал строящийся у одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал новый российский порт Сабетта. «Инженер Трубин» — первое судно, вышедшее с коммерческим грузом из Сабетты. Прежде отсюда по этому маршруту никто никуда ничего не возил в таких количествах.

До сих пор товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно было доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал — по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30—60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом. Неудивительно, что морским транспортом сегодня перевозят уже более 60% грузов в мире. А к 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза — до 26 млрд т в год. И торговый маршрут Европа — страны Юго-Восточной Азии не исключение — большая часть грузов по нему идет южным морским путем.

Но Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских — на треть, а до японских — почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Северный морской путь снижает стоимость рейса крупного судна на 20% — с 17,5 млн до 14 млн долл. Кроме того, этот путь из Европы в Азию и более безопасный. На пути в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан есть большой риск пиратства. При этом страховые компании их, как правило, не покрывают.

Но такое безопасное и эффективное прохождение судов СМП обеспечивал не всегда. До сих пор льды и слабая, построенная еще в советское время береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. За его восстановление взялись федеральные власти и северные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Камчатский край.

Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие. Сегодня уже очевидно, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и мира в XXI веке. По оценке экспертов Международного энергетического агентства, запасы газа в Арктике могут обеспечить 40—55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их около 16 трлн куб. м и 22 трлн куб. м — перспективных запасов.

На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ» — с проектной мощностью в 15 млн т в год. Он обеспечит треть российского объема. И его рентабельность в значительной степени зависит от транспортно-логистической составляющей. На строительство морского порта Сабетта федеральный бюджет предусмотрел почти 47,3 млрд руб. Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.

Из порта Сабетта СПГ в танкерах ледокольного класса сможет отправляться в любую точку планеты. При этом местным властям удалось убедить федеральное руководство в том, что нужно сделать порт многопрофильным. Тогда ямальская Сабетта сможет стать новым базовым портом на Севморпути: сюда смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли, пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины позволят этому порту принимать и крупнотоннажные океанские суда. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.