Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Из варяг в китайцы
Лента новостей 7:25 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  07:00   USD НАЛ. Покупка 57,60 Продажа 57,55 EUR НАЛ. 62,15 62,10 СМИ сообщили о планах оснастить кабины пилотов видеорегистраторами Общество, 06:23 СМИ узнали о неудачной попытке Сбербанка продать свою «дочку» на Украине Бизнес, 06:16 У подозрительных лиц при выдаче виз в Штаты проверят аккаунты в соцсетях Политика, 05:58 На Камчатке завели дело после избиения подростками бездомного до смерти Общество, 05:20 Фийон потребовал завести дело против Олланда из-за прослушки его телефона Политика, 05:12 Страны Америки призвали Венесуэлу провести выборы Политика, 04:55 Сенат США рассмотрит вопрос вхождения Черногории в НАТО Политика, 04:13 «Коммерсантъ» узнал о просьбе Венесуэлы к «Роснефти» о сокращении добычи Экономика, 04:08 В Twitter заявили о работе над идеей платной подписки Технологии и медиа, 03:35 Похороны Вороненкова пройдут в Киеве Политика, 02:50 Киев заявил о действиях убийцы Вороненкова по указаниям спецслужб России Политика, 02:42 Половина россиян заявила о «точном участии» в выборах президента Политика, 02:10 СМИ узнали о планах КНДР вскоре провести испытание ядерного оружия Политика, 01:26 СМИ узнали о службе убийцы Вороненкова в добровольческих батальонах Общество, 01:16 Число жертв теракта в Лондоне возросло до четырех Общество, 00:43 В Лондоне сотни человек почтили память погибших при теракте Фотогалерея, 00:26 Порошенко обратился к НАТО за помощью в разминировании склада в Балаклее Политика, 00:24 Политологи назвали главные риски для президентской кампании Путина Политика, 00:01 Порошенко и Лукашенко по телефону обсудили ситуацию в Донбассе Политика, Вчера, 23:52 WSJ узнала о рекомендациях из Кремля президенту Болгарии во время выборов Политика, Вчера, 23:44 СК предложил разрешить Роскомнадзору самостоятельно блокировать сайты Общество, Вчера, 23:40 Полиция Москвы попросила не участвовать в митинге Навального на Тверской Общество, Вчера, 23:12 Задержанных по делу об атаке в Лондоне заподозрили в подготовке терактов Общество, Вчера, 22:30 В Москве во время раздачи наклеек задержали 11 сторонников Навального Общество, Вчера, 22:14 В Госдуме рассказали об обсуждении повышения предельного возраста призыва Общество, Вчера, 21:59 Кому «дочки» российских госбанков смогут продать бизнес на Украине Финансы, Вчера, 21:54 Минэкономразвития подготовило проект передачи Росстата под свой контроль Общество, Вчера, 21:39
Газета № 226 (1759) (0512) 5 дек 2013, 00:05
Альфия Галиева
Из варяг в китайцы
Ямальский порт Сабетта станет базовым для возрождающегося Северного морского пути
Фото: Администрация ЯНАО

В начале октября в Ямало-Ненецкий автономный округ после двухмесячной экспедиции в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути вернулось судно «Инженер Трубин». Новый международный транспортный коридор, открытый властями округа и РСПП, обеспечит отечественным промышленникам эффективный способ доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, а России — конкурентное преимущество на международных торговых путях.

Узловой частью открытого транспортного коридора стал строящийся у одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал новый российский порт Сабетта. «Инженер Трубин» — первое судно, вышедшее с коммерческим грузом из Сабетты. Прежде отсюда по этому маршруту никто никуда ничего не возил в таких количествах.

До сих пор товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно было доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал — по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30—60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом. Неудивительно, что морским транспортом сегодня перевозят уже более 60% грузов в мире. А к 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза — до 26 млрд т в год. И торговый маршрут Европа — страны Юго-Восточной Азии не исключение — большая часть грузов по нему идет южным морским путем.

Но Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских — на треть, а до японских — почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Северный морской путь снижает стоимость рейса крупного судна на 20% — с 17,5 млн до 14 млн долл. Кроме того, этот путь из Европы в Азию и более безопасный. На пути в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан есть большой риск пиратства. При этом страховые компании их, как правило, не покрывают.

Но такое безопасное и эффективное прохождение судов СМП обеспечивал не всегда. До сих пор льды и слабая, построенная еще в советское время береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. За его восстановление взялись федеральные власти и северные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Камчатский край.

Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие. Сегодня уже очевидно, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и мира в XXI веке. По оценке экспертов Международного энергетического агентства, запасы газа в Арктике могут обеспечить 40—55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их около 16 трлн куб. м и 22 трлн куб. м — перспективных запасов.

На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ» — с проектной мощностью в 15 млн т в год. Он обеспечит треть российского объема. И его рентабельность в значительной степени зависит от транспортно-логистической составляющей. На строительство морского порта Сабетта федеральный бюджет предусмотрел почти 47,3 млрд руб. Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.

Из порта Сабетта СПГ в танкерах ледокольного класса сможет отправляться в любую точку планеты. При этом местным властям удалось убедить федеральное руководство в том, что нужно сделать порт многопрофильным. Тогда ямальская Сабетта сможет стать новым базовым портом на Севморпути: сюда смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли, пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины позволят этому порту принимать и крупнотоннажные океанские суда. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.