Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Из варяг в китайцы
Лента новостей 19:19 МСК
Трамп после протестов заявил о праве на выражение мнения Политика, 18:14 Повстанцы заявили о стремлении России к «нейтралитету» в отношении Асада Политика, 17:47 В аэропорту Пулково провели проверку из-за шутки о бомбе Общество, 17:45 Глава Минтруда поддержал предложение ограничить расчеты наличными Финансы, 17:16 Вертолет экстренно сел на МКАД Общество, 17:12 Новак назвал диапазон цен на нефть в 2017 году Экономика, 16:56 СК начал проверку после гибели туристов при сходе лавины в Мурманске Общество, 16:49 Трамп ответил протестовавшим после его вступления в должность президента Политика, 16:23 Саакашвили пожаловался на СМИ Украины за свои фото с инаугурации Трампа Политика, 16:05 Новак заявил о соблюдении странами плана по сокращению добычи нефти Политика, 15:34 В генсовет «Единой России» впервые вошел министр Политика, 14:57 Румен Радев вступил в должность президента Болгарии Политика, 14:45 В Высший совет «Единой России» вошли Кадыров и Володин Политика, 14:35 Медведев призвал «расстаться с иллюзиями» по поводу отмены санкций Политика, 13:56 В Дагестане два района остались без света из-за аварии на ЛЭП Общество, 13:55 Скончался один из пострадавших при крушении самолета под Бишкеком Общество, 13:29 В Японии на нефтеперерабатывающем заводе произошел пожар Общество, 12:55 Порошенко отверг идею отказа Украины от Донбасса Политика, 12:42 В московских аэропортах отменили 38 рейсов Общество, 12:30 Самолет Jetstar совершил экстренную посадку в аэропорту Сингапура Общество, 12:16 СМИ узнали о провале испытания баллистической ракеты в Великобритании Политика, 11:41 В России за месяц арестовали более 500 тыс. спиртосодержащих средств Общество, 11:30 Количество жертв аварии с поездом в Индии достигло 36 человек Общество, 10:47 Папа римский призвал не судить Трампа «преждевременно» Общество, 10:43 СК завел дело после убийства 15-летнего подростка в Комсомольске-на-Амуре Общество, 10:17 Задержанным на акциях против Трампа пригрозили 10 годами тюрьмы Политика, 09:51 В Астане уточнили детали проведения межсирийских переговоров Политика, 08:54 СМИ назвали имя избежавшего покушения украинского депутата Политика, 08:43
Газета № 226 (1759) (0512) 5 дек 2013, 00:05
Альфия Галиева
Из варяг в китайцы
Ямальский порт Сабетта станет базовым для возрождающегося Северного морского пути
Фото: Администрация ЯНАО

В начале октября в Ямало-Ненецкий автономный округ после двухмесячной экспедиции в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути вернулось судно «Инженер Трубин». Новый международный транспортный коридор, открытый властями округа и РСПП, обеспечит отечественным промышленникам эффективный способ доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, а России — конкурентное преимущество на международных торговых путях.

Узловой частью открытого транспортного коридора стал строящийся у одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал новый российский порт Сабетта. «Инженер Трубин» — первое судно, вышедшее с коммерческим грузом из Сабетты. Прежде отсюда по этому маршруту никто никуда ничего не возил в таких количествах.

До сих пор товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно было доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал — по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30—60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом. Неудивительно, что морским транспортом сегодня перевозят уже более 60% грузов в мире. А к 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза — до 26 млрд т в год. И торговый маршрут Европа — страны Юго-Восточной Азии не исключение — большая часть грузов по нему идет южным морским путем.

Но Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских — на треть, а до японских — почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Северный морской путь снижает стоимость рейса крупного судна на 20% — с 17,5 млн до 14 млн долл. Кроме того, этот путь из Европы в Азию и более безопасный. На пути в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан есть большой риск пиратства. При этом страховые компании их, как правило, не покрывают.

Но такое безопасное и эффективное прохождение судов СМП обеспечивал не всегда. До сих пор льды и слабая, построенная еще в советское время береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. За его восстановление взялись федеральные власти и северные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Камчатский край.

Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие. Сегодня уже очевидно, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и мира в XXI веке. По оценке экспертов Международного энергетического агентства, запасы газа в Арктике могут обеспечить 40—55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их около 16 трлн куб. м и 22 трлн куб. м — перспективных запасов.

На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ» — с проектной мощностью в 15 млн т в год. Он обеспечит треть российского объема. И его рентабельность в значительной степени зависит от транспортно-логистической составляющей. На строительство морского порта Сабетта федеральный бюджет предусмотрел почти 47,3 млрд руб. Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.

Из порта Сабетта СПГ в танкерах ледокольного класса сможет отправляться в любую точку планеты. При этом местным властям удалось убедить федеральное руководство в том, что нужно сделать порт многопрофильным. Тогда ямальская Сабетта сможет стать новым базовым портом на Севморпути: сюда смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли, пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины позволят этому порту принимать и крупнотоннажные океанские суда. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.