Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
«Черная пятница» недвижимости принесла участникам 3 млрд руб. 15:20, Бизнес В Танзании потребовали $190 млрд от золотодобытчика за неуплату налогов 15:09, Бизнес Кремль опроверг переговоры с США об отмене «закона Димы Яковлева» 15:05, Политика МВД начало проверку после паркура на крыше храма в Челябинске 15:02, Общество Олимпийского чемпиона из России не допустили на первенство мира в Лондоне 14:59, Спорт И.о. главы РАН заявил о предрешенности исхода выборов президента академии 14:58, Общество Имущество новгородского экс-губернатора реализуют по требованию банка 14:54, Общество Совфед поддержал отмену бесплатного провоза багажа 14:51, Общество Суд признал банкротом компанию из группы Тельмана Исмаилова 14:48, Бизнес Брюссель против разочарованных: как Восточная Европа ищет свой путь в ЕС 14:45, Мнение Арабские страны назвали террористическими девять организаций из-за Катара 14:35, Политика На Волоколамском шоссе в Москве восстановили движение после аварии 14:28, Общество Власти Москвы ввели платные парковки еще на двух улицах города 14:19, Общество Савченко за 20 секунд матом описала ситуацию на Украине 14:11, Политика Мосгорнаследие накажет владельцев «Дома с писателями» за падение Гоголя 14:04, Общество Совфед одобрил упрощение получения украинцами гражданства России 14:01, Политика Иордания обнародовала кадры расстрела трех военных из США на своей базе 13:56, Политика Реновация территории ЗИЛа принесет столичному бюджету $2 млрд 13:55, Экономика От Бэкстрема до Зарипова: самые громкие допинговые скандалы в хоккее 13:55, Спорт Тур не для туристов: как оживить интерес к городским экскурсиям 13:49, Свое дело После свадьбы в Киргизии произошла драка со стрельбой из дробовика 13:45, Общество Совфед одобрил ужесточение наказания за пропаганду суицида среди детей 13:42, Политика WSJ узнала о планах SoftBank купить долю в Uber «за несколько миллиардов» 13:39, Бизнес ФАС обвинила крупнейшие фармкомпании в создании проблем при проверках 13:39, Бизнес В поселке под Тулой начали снос незаконных цыганских построек 13:35, Общество Контракты на 400 млрд руб.: чем запомнится МАКС-2017 13:28, Партнерский материал Toyota создаст заряжающийся за несколько минут электромобиль к 2022 году 13:19, Бизнес Билл Гейтс инвестировал в грузового конкурента Uber 13:15, Бизнес
Из варяг в китайцы
Газета № 226 (1759) (0512) Общество, 05 дек, 2013 01:05
0
Из варяг в китайцы
Ямальский порт Сабетта станет базовым для возрождающегося Северного морского пути
Фото: Администрация ЯНАО

В начале октября в Ямало-Ненецкий автономный округ после двухмесячной экспедиции в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути вернулось судно «Инженер Трубин». Новый международный транспортный коридор, открытый властями округа и РСПП, обеспечит отечественным промышленникам эффективный способ доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, а России — конкурентное преимущество на международных торговых путях.

Узловой частью открытого транспортного коридора стал строящийся у одноименного поселка в северо-восточной части полуострова Ямал новый российский порт Сабетта. «Инженер Трубин» — первое судно, вышедшее с коммерческим грузом из Сабетты. Прежде отсюда по этому маршруту никто никуда ничего не возил в таких количествах.

До сих пор товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно было доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал — по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30—60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом. Неудивительно, что морским транспортом сегодня перевозят уже более 60% грузов в мире. А к 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза — до 26 млрд т в год. И торговый маршрут Европа — страны Юго-Восточной Азии не исключение — большая часть грузов по нему идет южным морским путем.

Но Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских — на треть, а до японских — почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Северный морской путь снижает стоимость рейса крупного судна на 20% — с 17,5 млн до 14 млн долл. Кроме того, этот путь из Европы в Азию и более безопасный. На пути в Азию через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан есть большой риск пиратства. При этом страховые компании их, как правило, не покрывают.

Но такое безопасное и эффективное прохождение судов СМП обеспечивал не всегда. До сих пор льды и слабая, построенная еще в советское время береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. За его восстановление взялись федеральные власти и северные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Камчатский край.

Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие. Сегодня уже очевидно, что именно Арктика будет ресурсным центром страны и мира в XXI веке. По оценке экспертов Международного энергетического агентства, запасы газа в Арктике могут обеспечить 40—55% его мирового потребления. Только на полуострове Ямал их около 16 трлн куб. м и 22 трлн куб. м — перспективных запасов.

На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ» — с проектной мощностью в 15 млн т в год. Он обеспечит треть российского объема. И его рентабельность в значительной степени зависит от транспортно-логистической составляющей. На строительство морского порта Сабетта федеральный бюджет предусмотрел почти 47,3 млрд руб. Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.

Из порта Сабетта СПГ в танкерах ледокольного класса сможет отправляться в любую точку планеты. При этом местным властям удалось убедить федеральное руководство в том, что нужно сделать порт многопрофильным. Тогда ямальская Сабетта сможет стать новым базовым портом на Севморпути: сюда смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли, пассажирские лайнеры и туристические яхты. Глубины позволят этому порту принимать и крупнотоннажные океанские суда. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов.