Лента новостей
WBO потребовала у Бетербиева объяснений по сорвавшей бой с Биволом травме 16:55, Статья В Штутгарте двух депутатов от немецкой АдГ избили женщины 16:50, Новость Зеленский и Порошенко исчезли из базы розыска МВД России 16:30, Статья Третья российская топ-теннисистка вылетела на старте турнира в Риме 16:29, Статья На Украине пенсионерке дали пять лет тюрьмы за посты в «Одноклассниках» 16:27, Новость Ученые оценили связь майских снегопадов с глобальным потеплением 16:25, Статья Что будет с «Яндексом» после продажи бизнеса и когда ждать начала торгов 16:06, Статья Рахмон на встрече с Путиным назвал вопрос мигрантов «очень щепетильным» 15:58, Статья Александр Кокорин продлил контракт с кипрским клубом 15:56, Статья Путин провозгласил тост за поколение победителей 15:49, Новость Старовойт сообщил о возгорании после атаки украинского дрона на АЗС 15:42, Новость Президент Кубы пожелал России успехов в военной операции 15:31, Новость АПЛ назвала претендентов на премию лучшим игроку и тренеру сезона 15:27, Статья Гладков заявил о росте числа пострадавших после атаки ВСУ до 11 15:15, Новость Армения попросила Россию оставить пограничников на рубежах Ирана и Турции 15:12, Статья В Крыму и Севастополе отменили салюты на День Победы 15:09, Новость В историческое просвещение вписали единые учебники и контроль видеоигр 14:58, Статья Путин признал сложность взятия села Бердычи в Донбассе 14:46, Новость
Газета
В поисках слабого пола
Газета № 131 (1664) (2407) Общество,
0

В поисках слабого пола

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Каждый год российские корпорации присылают к нам на обучение самых лучших, пер­спективных сотрудников, ядро кадрового резерва, которые через пару лет станут вице-президентами и руководителями департаментов. За семь лет работы через нас прошло более 9 тыс. сотрудников. Таких людей мы называем агентами изменений. Так вот в списке золотых во всех отношениях, от тех надежд, которые возлагает на них компания, до тех денег, которые она тратит на их обучение, сотрудников женщины составляют максимум 10%. И это еще в лучшем случае: часто мы сталкиваемся с тем, что в группе, присланной к нам крупной нефтеперерабатыва­ющей компанией, нет ни одного женского имени.

При этом в западной бизнес-прессе мы каждую неделю видим десятки статей, посвященных женщинам в бизнесе. И любой женский глянцевый журнал с ходу назовет десять причин, почему женщины-руководители эффективнее мужчин. Можно повторить самые главные: женщины-лидеры лучше умеют подбирать людей и сплачивать команды, их больше уважают как начальников, им легче удается совмещать в работе логику и интуицию, они могут лучше предсказать последствия как своих, так и чужих действий, а также они думают не только о результате, который был поставлен перед командой, но и о том, какой ценой он будет достигнут. Более того, есть западные исследования, показывающие, что компании, в руководстве которыми участвуют женщины, более прибыльны и успешны, чем их конкуренты.

Все эти преимущества интуитивно понятны, и с ними согласятся как женщины, так и мужчины. Однако реальность, с которой мы сталкиваемся, занимаясь корпоративным обучением в России, полностью противоречит этим доводам. Причин, на мой взгляд, несколько. Самая глобальная — это российская экономика, которая, несмотря на все изменения последних двух десятилетий, по-прежнему основывается на сырьевых доходах и традиционно полагается на мужчин-управленцев. Доминирование мужчин на топовых должностях в этих сферах порождает круговой патриархат: руководитель-мужчина, каких бы либеральных взглядов он ни был, при найме или повышении сотрудников в первую очередь остановит свой выбор на коллегах своего пола.

Выход из этого замкнутого круга я вижу, во-первых, в по­степенной смене поколений, а во-вторых, в развитии таких отраслей экономики, как инфраструктура и сервис: в них женщинам, которые живут выстраиванием отношений, будь то создание семьи или карьера, нет равных.

Запад всерьез занялся вопросом присутствия женщин в топ-менеджменте около десяти лет назад. Сегодня несколько ведущих бизнес-школ ведут интенсивные курсы, в основе которых лежит развитие потенциала женщин-лидеров; консалтинговые компании предлагают перераспределить роли в руководстве и изменить систему продвижения сотрудников, а HR-департаменты крупных компаний проводят собеседования в поиске женщин, которые были бы достойны войти в правление. Другое дело, что бездумное следование тренду может обернуться механическим набором определенного количе­ства женщин на топ-менеджер­ские позиции, а не получением выгоды от разнообразия подходов и тактик. В любом случае Россию подобные проблемы будут волновать через пять—семь лет или даже позже: я не встречала еще ни одной компании, которая всерьез задумывалась бы над тем, как гендерное разнообразие может повлиять на процесс принятия решений на высшем уровне. Российский бизнес пока живет более простыми и суровыми реалиями.

Впрочем, рассказав о правиле, нельзя не упомянуть об исключениях. Спрос на предлагаемые нашей бизнес-школой программы Executive MBA стабильно высок, и примерно одну пятую каждой группы составляют женщины. Среди успешных проектов, запущенных нашими выпускниками, — BioFoodLab Елены Шифриной, выигравший конкурс журнала Forbes, и «Кнопка жизни» Ирины Линник и Дмитрия Юрченко. За спиной каждой женщины, которая все-таки пробилась в число самых перспективных сотрудников и станет топ-менеджером в ближайшие пару лет, стоит непростая карьерная история. О них еще не пишут бизнес-журналы, не все из них дают интервью и комментарии, но то, что они не стали публичными персонами, не означает, что их влияние в компании незначительно. Какие качества и свойства характера помогли им сломать стереотипы во многом патриархального российского бизнес-общества и насколько им удалось при этом остаться женщинами — непростая тема, к которой мы вернемся через неделю.