Лента новостей
В Германии закрыли дело против главы ВВС из-за Крымского моста 00:51, Новость Пять человек пострадали при ударе по нефтебазе в Луганске 00:44, Новость Sky News сообщил о хаосе в британских аэропортах из-за сбоя 00:23, Статья В Белгороде объявили ракетную опасность 00:18, Новость «Боруссия» сенсационно вышла в финал Лиги чемпионов 00:02, Статья Си Цзиньпин прибыл с визитом в Сербию 07 мая, 23:48, Новость ВСУ ударили по нефтебазе в Луганске 07 мая, 23:42, Статья Тренер школы «Динамо» умер во время игры в футбол 07 мая, 23:38, Статья ХАМАС признал гибель американской заложницы 07 мая, 23:36, Статья Путин поручил поднять ежемесячные выплаты академикам РАН до 200 тыс. руб. 07 мая, 23:26, Новость В Луганске прогремели взрывы и начался пожар 07 мая, 23:24, Статья Пентагон начал расследование из-за поездки арестованного в России солдата 07 мая, 23:15, Статья Рядом с особняком Дрейка произошла стрельба, ранен охранник 07 мая, 22:54, Новость США не нашли поводов менять готовность ядерных сил на фоне учений России 07 мая, 22:39, Новость В Москве арестовали экс-главу центра анализа техногенного воздействия 07 мая, 22:34, Статья На Солнце за сутки зафиксировали десять вспышек 07 мая, 22:17, Новость В Германии задержали подозреваемого в убийстве двух россиянок в Турции 07 мая, 22:05, Статья На Украине завели дело после смерти мобилизованного в военкомате 07 мая, 22:01, Новость
Газета
План «Перехват»
Газета № 40 (1573) (0503) Общество,
0

План «Перехват»

Благодаря транспортным узлам метрополитен в разы увеличит небилетные доходы
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Девелоперские амбиции Московского метрополитена начинают обрастать конкретными расчетами. К 2020 году ГУП собирается увеличить доходы от непрофильной деятельности в 13,5 раза, до 40,6 млрд руб. Чтобы добиться такого результата, столичная подземка готова выступить заказчиком строительства 90 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) с торговыми и иными арендуемыми площадями. Причем наиболее эффективные объекты Московский метрополитен профинансирует за счет собственных и кредитных средств.

В прошлом году метро заработало 73 млрд руб. Львиную долю поступлений принесли проданные билеты, а непрофильная деятельность — всего 2,8 млрд руб. Доходы от рекламы составили 2,3 млрд руб., а сдача в аренду 4 тыс. торговых точек, расположенных на станциях и в переходах, дала около 500 млн руб. «Если некоммерческие доходы останутся на прежнем уровне, метрополитен не сможет содержать растущую инфраструктуру, а дополнительное финансирование подземки за счет бюджета не предусматривается», — говорит представитель горадминистрации.

Подземка уже несет дополнительные расходы на инфраструктуру, говорит Иван Беседин. В 2011—2012 годах у станций было создано 15 перехватывающих парковок на 4 тыс. машино-мест. Для водителей, которые воспользовались метро два раза в день, стоянка с 6.00 до 21.30 бесплатная. Основные издержки несет ГУП. В 2012 году содержание перехватывающих парковок обошлось в 66 млн руб., сообщили в департаменте транспорта. В 2013-м будет создано еще пять парковок на 2 тыс. машино-мест — затраты, соответственно, вырастут еще на треть.

Основные инфраструктурные расходы связаны с планами развития метрополитена. До конца 2020 года стройкомплекс рассчитывает ввести в эксплуатацию 150 км новых линий и 70 станций подземки. «Чтобы обеспечить содержание этой инфраструктуры, небилетные доходы метрополитена, по расчетам, должны вырасти до 40,6 млрд руб. ежегодно», — говорит глава городского департамента транспорта Максим Ликсутов. На поступления от рекламы чиновники не рассчитывают, основной потенциал — арендуемые площади. Их количество можно увеличить в разы за счет строительства у станций подземки транспортно-пересадочных узлов с блоками коммерческой недвижимости. Подобный опыт у Моск­вы уже есть: в ТПУ «Планерная» торговля и коммерческие услуги занимают 14,8 тыс. кв. м из 50,3 тыс. кв. м общей площади комплекса.

В конце 2012 года научно-технический совет стройкомплекса утвердил требования к проектированию и строительству ТПУ в составе объектов метрополитена: в них обязательно должны быть перехватывающие стоянки или городские парковки, отделение полиции, информационные службы, медпункт, комната матери и ребенка, предприятия общепита и бытового обслуживания, попутная торговля (газетные и книжные киоски, цветочные магазины и др.), а также общественные туалеты. По этим стандартам будет разрабатываться документация на 90 ТПУ, заказчиком которых является ГУП «Метрополитен». По словам г-на Беседина, для этих целей создано отдельное подразделение. Интерес к проектам проявляют арендаторы подземных торговых точек, а также девелоперы, специализирующие на строительстве и управлении ТЦ.

Максим Ликсутов говорит, что наиболее эффективные по соотношению расходов и доходов ТПУ метрополитен профинансирует за счет собственных и заемных средств. Сейчас у предприятия нет долговой нагрузки, уточняет он. Для реализации менее эффективных проектов планируется привлечь инвесторов. «Хотя для бизнеса они все эффективные, поскольку там гарантирован постоянный поток», — говорит заммэра.

ТПУ должны строиться таким образом, чтобы для получения транспортных услуг пассажирам необходимо было воспользоваться торговыми галереями. По такому принципу спроектировано большинство европейских вокзалов и станций подземки. Доходы лондонского метрополитена на 40% формируются за счет поступлений от использования коммерческой недвижимости. В Москве для строительства каждого ТПУ будет создаваться совместное предприятие с долей метрополитена не менее 50%, рассказал г-н Ликсутов. Подземка войдет в такие проекты землей и недвижимостью, а также обеспечит подключение к инфраструктуре. Остальное финансирование возьмут на себя инвесторы. Объем инвестиций в 90 ТПУ ориентировочно оценивается в 200 млрд руб.