Лента новостей
Почему купить квартиру в готовом квартале хорошая идея 22 мая, 15:15, РБК и ПИК Электрокроссовер из Поднебесной: чего ждать от новинки 22 мая, 13:39, РБК Стиль и Voyah Пространство выбора: как найти квартиру для себя или инвестиций 22 мая, 11:30, РБК и ПИК Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы 22 мая, 10:58, РБК и банк Ренессанс Где найти жилье рядом с магазинами, кафе и другими сервисами 22 мая, 10:12, РБК и ПИК Консервативный портфель: преимущества и недостатки вкладов и инвестиций 22 мая, 09:26, РБК и банк Ренессанс В Норильске ветер снес в кювет микроавтобус с 10 пассажирами 22 мая, 08:48, Общество Эксперты предупредили о росте цен на страховки для выезжающих за рубеж 22 мая, 08:29, Общество Премиум-подписка в обмен на токсичность: каково работать в Tinder 22 мая, 08:23, PRO WSJ узнала о попытках Эпштейна угрожать Гейтсу из-за романа с россиянкой 22 мая, 08:14, Бизнес На Запорожской АЭС отключили внешнее электроснабжение 22 мая, 08:06, Политика «Человек в футляре» и «синдром ждуна»: 14 когнитивных искажений инвестора 22 мая, 08:00, PRO 10 вариантов квартир с французскими балконами 22 мая, 07:55, РБК и ПИК «РИА Новости» узнало о мобильных группах для борьбы с дронами ВСУ 22 мая, 07:28, Политика Минфин предложил снизить оценку прогнозных расходов на маткапитал 22 мая, 07:00, Экономика Постпред Крыма заявил, что США «одобрили развязывание ядерной войны» 22 мая, 06:55, Политика В США посчитали беспочвенным запрет Китая на продукцию Micron 22 мая, 06:34, Бизнес В Госдуме предложили ввести семейный сертификат в ₽1 млн на первую машину 22 мая, 06:22, Общество МИД Китая вызвал посла Японии из-за «очернения» страны на G7 22 мая, 06:06, Политика В Симферополе восстановили электроснабжение спустя четыре часа 22 мая, 06:01, Политика Минобороны сообщило об уничтожении двух складов ВСУ с боеприпасами в ДНР 22 мая, 05:35, Политика «Известия» узнали о предложении ввести шестидневную рабочую неделю 22 мая, 05:34, Общество Минобороны сообщило об уничтожении пяти наблюдательных постов ВСУ 22 мая, 05:14, Политика В приморском «Русагро» нашли второй очаг африканской чумы свиней 22 мая, 05:11, Общество Японский премьер пообещал принять на лечение украинских солдат 22 мая, 04:56, Политика Президент Бразилии обвинил Совбез ООН в бессилии в конфликте на Украине 22 мая, 04:40, Политика Президент Бразилии заявил, что Зеленский не пришел на встречу с ним на G7 22 мая, 04:18, Политика Bloomberg объяснил усиление зависимости Азии от российских энергоресурсов 22 мая, 03:56, Политика
Газета
ФНБ ложится на крыло
Газета № 054 (3547) (1904) Бизнес,
0

ФНБ ложится на крыло

Власти готовят новый пакет мер по финансовой поддержке авиакомпаний
Правительство обсуждает новую допэмиссию «Аэрофлота» и выкуп долгов его конкурентов за счет средств Фонда национального благосостояния. Эти меры призваны стабилизировать ситуацию на падающем авиарынке
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний власти планируют дополнительный выпуск акций группы «Аэрофлот» и погашение долгов других перевозчиков за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом РБК рассказали два источника, близких к профильным ведомствам.

По словам одного из них, Минфин, Минтранс и Росимущество должны подготовить проекты соответствующих распоряжений правительства к 1 июня. Как рассказали РБК представитель «Уральских авиалиний» и источник еще в одной крупной российской авиакомпании, в правительстве также обсуждают вариант снижения долговой нагрузки перевозчиков за счет вхождения государства в их капитал.

«В настоящее время данный вопрос (докапитализация «Аэрофлота» и использование средств ФНБ. — РБК) обсуждается на площадке правительства», — сообщили в пресс-службе Минфина. Конкретные решения для «содействия авиационной отрасли» еще не приняты, уточняет представитель Росимущества (через него правительство контролирует «Аэрофлот»). Сейчас в правительстве «могут обсуждаться различные варианты», добавляет он.

РБК направил запросы в правительство, Минтранс, группы «Аэрофлот», S7 и другим крупнейшим российским перевозчикам.

Бизнес
Россия потеряла 10% импортных самолетов. Как это отразится на цене билета Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Как власти хотят помочь авиакомпаниям

В ходе новой допэмиссии группы «Аэрофлот» (в нее входят одноименная авиакомпания, «Победа» и «Россия») акции планируется разместить по открытой подписке по цене, которую определит независимый оценщик, говорит источник, близкий к правительству. При этом доля государства в компании не должна уменьшаться — сейчас она составляет 57,34%.

В последний раз дополнительное размещение акций группы проходило осенью 2020 года в разгар пандемии коронавируса. Тогда компания привлекла 80 млрд руб., из которых больше половины (40,9 млрд руб.) было выделено из ФНБ. В итоге доля государства даже выросла — до этого ему принадлежало лишь 51,17%. Тогда докапитализация компании объяснялась повышением ликвидности в кризис. Из-за ограничений на международные полеты пассажиропоток российских авиакомпаний в 2020 году упал на 46% (до 69,2 млн человек), а группа «Аэрофлот» пострадала еще сильней — она потеряла 60,9% трафика. Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб., из них убыток «Аэрофлота» — 96,5 млрд руб.

Бизнес
Авиакомпании предложили правительству почти 100 мер для поддержки отрасли Фото: Егор Алеев / ТАСС

Другим перевозчикам, не входящим в группу «Аэрофлот», власти планируют предложить выкуп их ценных бумаг за счет средств ФНБ. Вырученные средства они смогут направить на погашение долгов — конвертированной задолженности по аккредитивам и капитализированных процентов по кредитам. У правительства нет цели получить контроль над авиакомпаниями и снизить конкуренцию на рынке авиаперевозок, подчеркивает источник РБК, близкий к правительству. «Цель обсуждаемых мер, в том числе по возможному выкупу акций, — действенная помощь перевозчикам, оказавшимся в сложной ситуации», — подчеркивает собеседник.

Представитель «Уральских авиалиний» (занимают четвертое место в России по количеству пассажиров), которые принадлежат гендиректору компании Сергею Скуратову, говорит, что менеджмент перевозчика работает с Минтрансом по этому вопросу. «Но чтобы принять какое-либо решение по участию авиакомпании в сделке, нужны более четкие ее параметры и условия выпуска [ценных бумаг]», — отмечает он. О каком пакете акций и других возможных параметрах подобной сделки может идти речь, собеседник РБК не уточнил. Долги «Уральских авиалиний» на ноябрь 2021 года — 1,24 млрд руб., говорил в интервью РБК сам Скуратов.

В 2020 году власти выделили всем авиакомпаниям из бюджета почти 21 млрд руб. В первую очередь эти средства были предоставлены на компенсацию расходов по выплате зарплат и лизинговых платежей за самолеты. В 2022 году прямая поддержка авиакомпаний вырастет в пять раз — до 110 млрд руб., пообещал первый вице-премьер Андрей Белоусов, выступая в Совете Федерации на прошлой неделе, 13 апреля. Эти деньги будут выдаваться на поддержку операционной деятельности и перевозку пассажиров в летне-осенний период. Такая поддержка будет направлена на то, чтобы пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам 2022 года составил не 100 млн человек (в 2021 году было перевезено 111 млн), говорил в конце марта президент Владимир Путин.

Почему перевозчикам снова нужна господдержка

После введения западных санкций против российской авиаотрасли в ответ на начало военной спецоперации на Украине перевозчики столкнулись с многочисленными сложностями. Для них закрыто небо Евросоюза, западные лизинговые компании перестали поставлять им новые самолеты и начали арестовывать уже предоставленные лайнеры за рубежом, остановлены поставки запчастей и т.д. К тому же с конца февраля закрыты полеты в южные аэропорты России по вопросам безопасности.

В конце марта Российская ассоциация воздушного транспорта (АЭВТ; объединяет крупнейшие авиакомпании) направила в правительство предложения из 98 мер поддержки отрасли в условиях «внешнего санкционного давления». Из них срочного принятия требуют 12 положений, включая освобождение воздушных судов, зарегистрированных в России, от налога на имущество и транспортного налога и выкуп за счет средств федерального или регионального бюджетов самолетов у лизинговых компаний с последующей их передачей в безвозмездное пользование авиакомпаний. РБК направил запрос в АЭВТ.

Бизнес
Региональные аэропорты сообщили о сокращении потока пассажиров Фото: Андрей Любимов / РБК

По результатам 2021 года совокупный долг группы «Аэрофлот» составил около 830 млрд руб., что составляет около 60% от выручки за тот же период, отмечает директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» Александр Диваков. EBITDA компании — 115,48 млрд руб., что не позволяет говорить о каком-то сокращении долга в разумные сроки, замечает врио завкафедрой статистики Института экономики и финансов ГУУ Николай Кузнецов. В создавшихся условиях компании необходима очередная докапитализация, считает он.
Новая допэмиссия «Аэрофлота» — «инструмент для сохранения авиакомпании как таковой», соглашается главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Но он считает странным шагом выкуп акций других авиакомпаний: «Сейчас в этот непростой для отрасли период важно сохранить больше действительно независимых от государства авиакомпаний, которые умеют сокращать издержки и за счет этого повышать эффективность отрасли».

Сейчас все идет к тому, что цены будут определяться масштабами субсидирования перевозок, а не рыночными факторами, замечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Если правительство дальше будет накачивать отрасль субсидиями, это может превратить гражданскую авиацию в новый вид общественного транспорта с регулированием тарифов», — допускает он.