Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Авиакомпании предложили правительству почти 100 мер для поддержки отрасли

Путин одобрил выделение средств для пассажиропотока на уровне 100 млн человек
Российские авиакомпании разработали 98 мер для поддержки отрасли в условиях санкций
Российские авиакомпании предложили 98 мер поддержки отрасли на фоне санкций. На субсидирование внутренних перевозок в 2022 году президент Владимир Путин уже выделил перевозчикам 100 млрд руб.
«Аэрофлот» AFLT ₽38,8 +2,81% Купить
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Российская ассоциация воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании) направила в правительство предложения по мерам поддержки отрасли, которые должны помочь «в условиях внешнего санкционного давления». Инициативы изложены в письме президента организации Владимира Тасуна (РБК ознакомился с документом), которое он отправил первому вице-премьеру Андрею Белоусову 21 марта. В пресс-службе правительства сообщили, что эти предложения направлены для проработки в Минтранс, куда они поступили 30 марта.

Поддержка авиаперевозчиков обсуждалась и в четверг, 31 марта, на совещании по вопросу развития авиационных перевозок и авиастроения с участием российского президента Владимира Путина. По его итогам он поручил правительству до 1 июня утвердить комплексную программу развития отрасли до 2030 года «с учетом новых тенденций в сфере авиаперевозок».

РБК направил запросы представителю Белоусова, в пресс-службы Минфина, Минэкономразвития и Росавиации.

Какие меры поддержки попросили авиакомпании

АЭВТ объединяет ключевые российские авиакомпании, включая пассажирские («Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», Utair) и грузовые («Волгу-Днепр»). Разработкой предложений ассоциации занимались специалисты по экономике, финансам, налогам и таможни из более чем 20 авиакомпаний, рассказал РБК Тасун.

Все 98 мер поддержки разбиты на девять разделов, из них срочного принятия требуют 12 мер, говорится в письме. Среди них:

  • освобождение воздушных судов, зарегистрированных в России, от налога на имущество и транспортного налога;
  • введение нулевой ставки НДС для внутренних перевозок пассажиров и грузов по всей России;

Власти Бермуд оставили без летных документов самолеты российских компаний
Бизнес

  • выкуп за счет средств федерального или регионального бюджетов самолетов у лизинговых компаний с последующей их передачей в безвозмездное пользование авиакомпаний;
  • государственная поддержка перевозчиков субсидиями по примеру «ковидного» 2020 года, когда авиакомпании получили из бюджета почти 21 млрд руб. В первую очередь эти средства были предоставлены на компенсацию расходов по выплате зарплат и лизинговых платежей.

Глава АЭВТ не стал уточнять, сколько денег из бюджета может потребоваться на реализацию этих мер, — такая задача перед ассоциацией не стояла. «Данные предложения требуют детальной проработки совместно с Минфином», — сообщили РБК в пресс-службе Минтранса.

Правительство может выделить авиакомпаниям около 100 млрд руб. на субсидирование внутренних перевозок с апреля по октябрь 2022 года, заявил Путин на совещании по развитию авиаперевозок. «Нужно поддерживать операционную деятельность российских авиакомпаний, но не за счет пассажиров, не перекладывая на граждан дополнительные расходы, а напротив — через обеспечение большей доступности билетов для граждан», — сказал он.

Ряд решений по финансовой поддержке российской гражданской авиации, принятых на совещании 31 марта, в пресс-службе Минтранса считают «беспрецедентными». Речь идет о поддержке авиакомпаний в вопросе возврата денежных средств пассажирам за отмененные рейсы, как международные, так и внутренние. Также это компенсация расходов 11 аэропортов, работа которых сейчас ограничена. «Важным направлением [поддержки] станет снижение финансовой нагрузки на авиакомпании в части лизинговых платежей за воздушные суда», — добавляет представитель Минтранса. В пресс-службе ведомства напомнили, что правительство продолжает субсидировать внутренние авиаперевозки. В 2022 году объем субсидий по пяти действующим федеральным программам составит 27,5 млрд руб.

Субсидии на перевозки являются основным и самым эффективным механизмом поддержки, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Имеет смысл напрямую субсидировать авиакомпаниям средне- и дальнемагистральные перелеты по территории России, добавляет директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» Александр Диваков. Но, по его словам, в краткосрочной перспективе необходимо удержать критически важный персонал — пилотов и техников, обслуживающих воздушные суда. При этом поддержка авиационной отрасли требует комплексного подхода, указывает он: например, необходимо предусмотреть выделение дополнительного финансирования для создания современных центров по обслуживанию лайнеров, в которых можно будет производить высокотехнологичные работы и осуществлять обучение персонала. Снижение стоимости владения российскими самолетами тоже важная мера, как и компенсация расходов на поддержание летной годности существующего флота, продолжает Борисов.

Доля самолетов отечественного производства в парке авиакомпаний в ближайшие десять лет должна кардинально вырасти, заявил Путин на совещании: «Необходимо скорректировать стратегию развития авиационной отрасли с опорой на собственные ресурсы и с учетом новых условий, где есть пространство возможностей для российских производителей воздушных судов, конструкторских бюро, поставщиков материалов, агрегатов и комплектующих».

Почему авиакомпаниям нужна господдержка

После начала военной спецоперации на Украине на российскую авиационную отрасль были наложены беспрецедентные санкции. В Россию больше нельзя поставлять самолеты западного производства, запчасти и программное обеспечение для них.

Кроме того, для российских перевозчиков значительно сократился международный рынок авиаперевозок: Евросоюз и ряд других стран прекратили авиасообщение с Россией. Перевозчики также столкнулись с арестами самолетов за рубежом. По состоянию на 22 марта авиакомпании «потеряли» 78 машин, рассказывал министр транспорта Виталий Савельев. Это около 10% иностранных самолетов, эксплуатируемых российскими компаниями.

Россия потеряла 10% импортных самолетов. Как это отразится на цене билета
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Кроме того, с 24 февраля закрыты для полетов 11 аэропортов в центральной части и на юге России. В их числе популярные для полетов Ростов-на-Дону, Краснодар и другие.

Савельев ранее говорил, что пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам 2022 года может сократиться на 10%, до 100 млн человек. Этот прогноз на совещании 31 марта подтвердил и Путин. «Обозначу конкретные ориентиры: объем внутрироссийских перевозок в текущем году должен, конечно, вырасти в сравнении с прошлым годом, а число перевезенных пассажиров по итогам года должно составить не менее 100 млн человек», — подчеркнул он.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 19 декабря
EUR ЦБ: 94,25 (+0,11)
Инвестиции, 17:49
Курс доллара на 19 декабря
USD ЦБ: 80,03 (-0,35)
Инвестиции, 17:49
КПРФ предложила проект реформы Конституционного суда Политика, 19:50
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
«Единая Россия» назвала 6 сложных регионов на выборах в Госдуму Политика, 19:44
Цены на золото впервые в истории поднялись выше $4400 за унцию Инвестиции, 19:42
США вывели из-под санкций Veles International и его владельца Бугаенко Политика, 19:34
Изумрудное ожерелье экватора: как наладить экспорт в Индонезию РБК и РЭЦ, 19:31
Как меняется автомобильный рынок России Отрасли, 19:27
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Конкуренция, аналитика, ИИ: как выжить на маркетплейсах в 2025 году РБК Радио, 19:26
В Туле возбудили дело после попытки пенсионерки повторить «схему Долиной» Общество, 19:22
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 19:20
Посол Британии в Москве стал фаворитом на пост посла в Вашингтоне Политика, 19:18
NYT узнала о предложениях Козака по экономической и судебной реформам Экономика, 19:16
Трансформация закупок: новые приоритеты российского бизнеса Отрасли, 19:16
Минфин предложил увеличить страховое покрытие по долгосрочным вкладам Финансы, 19:10