Лента новостей
Авторынок в России снова начал расти. 6 главных выводов по итогам ноября 00:30, Авто В Грузии заявили, что Тбилиси не будет поставлять Киеву военную помощь 00:24, Политика В Катаре побит рекорд результативности. Главное на ЧМ 00:06, Спорт ЦИАН назвал регионы, где за год сильнее всего подорожала земля под ИЖС 00:03, Недвижимость США одобрили продажу танков и вертолетов на $5 млрд Польше и Южной Корее 00:00, Политика Эксперты предсказали двукратное сокращение сборов в инвестстраховании 00:00, Финансы Покупатель заводов Fazer заявил о «воровстве или идиотизме» в компании 00:00, Бизнес Сборную Бразилии обвинили в неуважении к сопернику. Что произошло 00:00, Спорт В поисках пружины саморазвития ребенка: что определяет стратегию 06 дек, 23:58, РБК и AFI Park Воронцовский Стали известны все пары 1/4 финала чемпионата мира по футболу 06 дек, 23:54, Спорт Сборная Португалии разгромила Швейцарию и вышла в четвертьфинал ЧМ 06 дек, 23:54, Спорт Суд приговорил экс-президента Аргентины Кристину Киршнер к 6 годам тюрьмы 06 дек, 23:52, Политика Песков заявил, что спецслужбы Запада никогда не оставляли Россию в покое 06 дек, 23:39, Политика В ряде областей Украины объявили воздушную тревогу 06 дек, 23:36, Политика Образование будущего: технологии, качество и новые перспективы 06 дек, 23:29, Специальный проект В МИДе назвали условие возврата к обсуждению гарантий безопасности 06 дек, 23:05, Политика США заявили, что не побуждают Киев наносить удары по целям вне Украины 06 дек, 23:02, Политика Особый контроль: как оградить начинающих водителей от нарушений 06 дек, 22:59, Партнерский проект Песков заявил об отсутствии стоп-листа вопросов на встрече СПЧ с Путиным 06 дек, 22:38, Политика Сохранить и приумножить: как управлять капиталом эффективнее 06 дек, 22:35, РБК и Сбер Число пострадавших после обстрела ВСУ в Донецке выросло до 19 человек 06 дек, 22:26, Политика Экс-акционеры ЮКОСа не смогли продать бренды Stolichnaya и Moskovskaya 06 дек, 22:15, Бизнес Выигрыш в лотерею: как не потерять большую часть случайного капитала 06 дек, 22:14, РБК и Столото Большие данные для роста продаж: как узнать клиентов и конкурентов 06 дек, 22:11, РБК и СберАналитика Португалия — Швейцария 06 дек, 22:00, Спорт Дубль Гусева принес СКА четвертую в сезоне победу над «Динамо» в КХЛ 06 дек, 21:52, Спорт Военная операция на Украине. Главное 06 дек, 21:50, Политика Как коллекционировали классику в России: от Петра I до частных галерей 06 дек, 21:48, РБК и Амарант
Газета
Заповедный крой
Газета № 054 (3547) (1904) Бизнес,
0

Заповедный крой

Совет Думы одобрил поправки к закону о застройке особо охраняемых природных территорий
Из проекта закона, упрощающего застройку заповедников, предлагается исключить возможность строительства у озера Байкал. Но в других охранных зонах могут появиться нефтепроводы и заводы
Фото: Кирилл Шипицин / ТАСС
Фото: Кирилл Шипицин / ТАСС

Комитет Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству решил исключить территорию озера Байкал из законопроекта, который упрощает строительство инфраструктуры в заповедных зонах. Он также поручил добавить закрытый перечень инфраструктуры, разрешенный к застройке в некоторых охраняемых природных территориях.

Это следует из поправок ко второму чтению, которые комитет одобрил в пятницу, 15 апреля (у РБК есть их копия). Информацию об одобренных поправках РБК также подтвердили в пресс-службе комитета и заместитель его председателя Светлана Разворотнева.

Комитет по строительству и ЖКХ назначен ответственным за этот законопроект. Как правило, поправки, предлагаемые к принятию профильным комитетом, одобряют и другие депутаты. Поправки в законопроект были также одобрены на заседании совета Госдумы, которое состоялось в понедельник, 18 апреля. Второе чтение законопроекта запланировано на 19 апреля.

О чем законопроект и почему его критикуют

Госдума приняла законопроект «О распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры» в первом чтении 6 апреля. Его внесло в парламент правительство, необходимость принятия инициативы объяснялась повышением «устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией».

Документ упрощает строительные процедуры, в том числе «приоритетных инфраструктурных проектов» в охранных зонах. Но в нем не были перечислены характеристики таких проектов. В первоначальном виде документ снимал необходимость проведения экологической экспертизы в районе озера Байкал и на других особо охраняемых природных территориях (ООПТ) при строительстве неограниченного перечня инфраструктуры до 31 декабря 2024 года.

Бизнес
Путин подписал закон о ликвидации ущерба экологии владельцами предприятий Фото: Петр Шеломовский / AP

Такой подход раскритиковали депутаты комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. В комитете заявили, что законопроект позволит строить промышленные объекты в заповедных зонах, в связи с чем большинство ООПТ будет подвергнуто «серьезному негативному воздействию» от промышленной деятельности, ущерб от которого будет «невосполним». В российском отделении Greenpeace отмечали, что ООПТ занимают 12,5% территории России и меры по стабилизации экономики не должны вовлекать заповедные зоны в хозяйственный оборот. А Всемирный фонд дикой природы (WWF) настаивал, что в документе должны появиться положения о гарантии целостности природных ландшафтов охранных зон, сохранности мест обитания и путей миграции животных.

Что изменится в документе

  • На Байкале можно будет строить инфраструктуру только для БАМа и Транссиба

Согласно поправкам ко второму чтению, в границах Байкальской природной территории не допускается строительство каких-либо новых объектов инфраструктуры, за исключением модернизации и расширения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Делать это можно и сейчас: Госдума сняла некоторые экологические ограничения для строительства БАМа и Транссиба еще в 2020 году, в частности разрешив для расширения магистралей сплошную вырубку леса.

Бизнес
Правительство разрешит вырубку леса на Байкале для БАМа и Транссиба Вид на озеро Байкал

Таким образом, теперь законопроект закрепит уже существующие положения, запрещая строить любую другую инфраструктуру на Байкале. Застройка для железных дорог в охранной зоне Байкала разрешена до конца 2024 года.

  • Экологическую экспертизу отменять не будут

Профильный комитет сначала оставил в законопроекте положение о необязательности проведения экологической экспертизы при строительстве «приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры» до конца 2024 года в границах особо охраняемых природных территорий. Предполагалось, что проверка экологических требований будет проводиться в рамках строительной экспертизы. Однако на заседании совета Госдумы было решено изменить это положение и вернуть требования к проведению экологической экспертизы в ООПТ. Не нужна она будет только для строительства магистральной инфраструктуры, к которой относятся, например, дороги. Это положение также действует до конца 2024 года.

В документе также появилось требование, что строить или реконструировать инфраструктуру можно «исключительно с соблюдением требований, установленных законодательством об охране окружающей среды». Необходимо при этом также проводить мероприятия по охране окружающей среды, такие как рекультивация, сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, охрана водных объектов и т.д.

«Это довольно странный пункт. Он о том, что должно соблюдаться законодательство, которое вообще-то и так должно соблюдаться», — говорит эксперт по ООПТ Greenpeace Михаил Крейндлин.

  • Перечень приоритетных проектов инфраструктуры, которые могут появиться в охранных зонах

Из документа исчезла формулировка о разрешении строительства в заповедниках «иной инфраструктуры», к которой можно было отнести неограниченное количество объектов. Вместо этого депутаты предлагают дать «приоритетным проектам по модернизации и расширению инфраструктуры» определение и закрепить их перечень.

Бизнес
Власти запланировали привлечь до ₽1 трлн в инфраструктуру Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

К таким относятся проекты, которые строятся для выполнения «приоритетов, целей и задач» стратегий социально-экономического и пространственного развития России, а также объекты, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры. К последним сейчас относятся автомобильные и железные дороги, порты, аэродромы, транспортно-пересадочные узлы и инженерная инфраструктура. Согласно поправкам ко второму чтению, список этих объектов дополнился за счет:

  • магистральных газопроводов, нефтепроводов и энергетической инфраструктуры, если их строительство идет по комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
  • социальной инфраструктуры, то есть школ, больниц, детсадов, если в регионе дефицит таких объектов и они строятся с привлечением средств из бюджета или денег от компаний, в которых государству принадлежит не менее 50%;
  • промышленных объектов, если те обеспечивают «создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий». К приоритетным проектам также отнесли производства продукции, у которой нет российских аналогов и энергоэффективных стройматериалов.

При этом, согласно законопроекту, социальные и промышленные приоритетные объекты из этого списка нельзя будет строить или резервировать под них землю на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых землях, а также на землях защитных лесов и особо охраняемых природных территорий. Крейндлин поясняет, что такая формулировка означает невозможность строительства этих объектов на ООПТ федерального значения, то есть, например, в национальных парках. Региональные охранные зоны могут быть расположены, например, на землях лесного фонда и таким образом не подпадают под действие этого положения. Строительство на них может происходить, если это напрямую не запрещено режимом этих территорий.

По словам председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, речь идет о возможности строить в упрощенном порядке только государственные объекты, а частные инвестиционные стройки будут по-прежнему проходить стандартные процедуры согласований. Законопроект позволит примерно на год сократить сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, говорит он.

В такой редакции документ «стал лучше», поскольку вводит некоторые ограничения и не даст построить, например, горнолыжный курорт в заповеднике, считает Крейндлин. Но список все равно можно трактовать довольно широко, отмечает он. «В итоге если в заказнике нет прямого запрета на строительство линейных сооружений, а к сожалению, много где его нет, то, получается, можно строить через заказник нефтепровод», — указывает эксперт.

Линейные объекты, например газопроводы, нефтепроводы, наиболее опасны для ООПТ, замечает Крейндлин. Они фрагментируют места обитания, а значит, разрушают пути миграции животных и ландшафт; и если стройка идет в лесу, то предполагает вырубку шириной 300 м.