Зачем России АСЕАН
В среду в Сочи президент России Владимир Путин начнет проводить двусторонние встречи с лидерами стран Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которые прибудут туда для участия в саммите Россия — АСЕАН 19–20 мая. Такие саммиты не проводились уже шесть лет, а всего их было два: в 2005 и 2010 годах. Диалог с АСЕАН Россия установила в 1991 году, а статус партнера по диалогу получила в 1996 году. Такой же статус есть еще у девяти стран, в том числе США и Канады.
Фрагментарное сотрудничество
В АСЕАН, созданную в 1967 году, входят десять стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины.
Представители власти указывают на большой потенциал сотрудничества. Страны АСЕАН имеют население 630 млн человек, а их совокупный ВВП — $2,57 трлн в 2014 году, привел журналистам цифры на брифинге помощник президента России Юрий Ушаков.
Сотрудничество носит фрагментарно-спорадический характер, признает в беседе с РБК исполнительный директор делового совета Россия — АСЕАН Виктор Тарусин. Он указывает на положительный пример сотрудничества с Вьетнамом, которое на постоянной основе развивается со времен СССР и в основном зиждется на энергетической основе. «Но даже проекты с Вьетнамом — это всего лишь $4 млрд, что очень мало на фоне остальных партнеров Вьетнама», — говорит Тарусин. В числе флагманов сотрудничества он также указывает Таиланд, который инвестирует в сельское хозяйство в Краснодарском крае, но при этом российское экономическое присутствие в Таиланде ограничивается россиянами, ведущими бизнес.
Благодаря низкой базе в последнее десятилетие темпы роста торговли Россия — АСЕАН выглядят внушительными: в период с 2005 по 2014 год товарооборот вырос более чем в пять раз, но даже после такого роста в 2014 году (последний год перед резким падением российской внешней торговли) торговля России со странами Юго-Восточной Азии составила всего $21,4 млрд, что сделало Россию 14-м торговым партнером десятки АСЕАН, приводит данные в обзоре для московского Центра Карнеги эксперт Антон Цветов.
Во внешней торговле АСЕАН на Россию пришлось менее 1% всего объема, АСЕАН в российской торговле занимает 2,7%. В структуре российского экспорта преобладали минеральные ресурсы (60%), машины и оборудование (14,5%) и химикаты (13,8%). В целом, по замечанию Цветова, в российском «повороте на Восток» Юго-Восточная Азия отходит на второй план по сравнению с отношениями с Китаем.
Активизировать экономическую активность должен Деловой форум, который пройдет в Сочи 19 мая. В нем примут участие около 350 делегатов, около половины — из России. В числе участников, по словам Тарусина, капитаны российского бизнеса: председатель набсовета «Базового элемента» Олег Дерипаска, председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов, представитель госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, предправления «Газпрома» Алексей Миллер и президент «Роснефти» Игорь Сечин. 20 мая лидеры встретятся с представителями делового сообщества.
АСЕАН плюс ЕАЭС
Помощник президента Ушаков на брифинге сказал, что Россия хочет обсудить на саммите возможность сопряжения различных интеграционных процессов с АСЕАН. Разговор об этом, в частности, будет вестись 20 мая на рабочем завтраке. В нем примут участие не только Путин и лидеры АСЕАН, но и представители Евразийской экономической комиссии. В центре беседы, по словам Ушакова, будет налаживание широкого трансрегионального партнерства АСЕАН с подключением Евразийского экономического союза, ШОС и задействованием потенциала китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути».
Эта задача была указана президентом Путиным в послании Федеральному собранию в декабре прошлого года. Партнерство на первоначальном этапе, по его словам, могло бы сосредоточиться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов.
Для России, говорил Путин, такое партнерство создаст новые возможности для наращивания поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион продовольствия, энергоресурсов, инжиниринговых, образовательных, медицинских и туристических услуг, позволит играть лидирующую роль в формировании новых технологических рынков, а также развернуть на Россию крупные глобальные торговые потоки.
Инициатива России по вовлечению в сотрудничество стран Евразийского экономического союза с АСЕАН позитивна для Белоруссии, указывает белорусский эксперт Юрий Шевцов. По его словам, Минск пытается построить свои отношения с регионом, АСЕАН был объявлен МИДом приоритетом, но Белоруссия маленькая страна и в ней не хватает специалистов.
«Есть некий стереотип, что нас везде ждут, но рынки Юго-Восточной Азии высококонкурентные, любые инициативы на этом направлении надо подкреплять серьезными инвестициями», — уверен Тарусин. Китай, напоминает он, создает специальные инвестиционные фонды, а китайские бизнесмены пользуются приоритетом.
Наличный товарооборот с АСЕАН крайне низкий, поэтому рассчитывать на быстрый положительный эффект сложно, говорит Владимир Мазырин, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН. По мнению эксперта, развитие сотрудничества в широкой раме ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и Китая исключено, более реальным выглядит развитие связей в формате ЕАЭС — экономическое сообщество АСЕАН.
Эксперты указывают и на политические препятствия для России в регионе, чьей стабильности угрожают территориальные споры в Южно-Китайском море с участием Китая.