Лента новостей
В России начались длинные майские праздники 00:00, Статья Что изменится в личных финансах россиян с 1 мая 00:00, Статья Как восстановить утраченные данные и сократить расходы на их хранение 30 апр, 23:30 ЕС подготовит «план Б» на случай выхода Трампа из переговоров по Украине 30 апр, 23:13, Статья США сообщили о согласии Украины на 22 условия для мира с Россией 30 апр, 22:58, Статья Путин показал квартиру в Кремле, где ночует уже три года 30 апр, 22:40, Новость Минэк определил параметры негативного сценария в экономике 30 апр, 22:38, Статья «Зенит» победил ЦСКА в первом матче финала «пути РПЛ» Кубка России 30 апр, 22:31, Статья В США разгорелся скандал из-за 110-часовой рабочей недели в инвестбанке 30 апр, 22:26, Статья Суд арестовал главаря банды, похищавшей деньги у военных в Шереметьево 30 апр, 22:15, Новость Финляндия заявила о спасении танкера с российской нефтью 30 апр, 22:12, Статья Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать 30 апр, 22:12 Семин фразой «если бы да кабы» ответил на вопрос о приходе в «Локомотив» 30 апр, 21:59, Статья Минфин пересмотрел параметры бюджета из-за снижения цен на нефть 30 апр, 21:39, Статья Шойгу перечислил пять условий урегулирования конфликта России и Украины 30 апр, 21:38, Новость В пригороде Дамаска начались бои правительственных сил и друзов 30 апр, 21:34, Статья The Telegraph узнала об отказе Трампа от требования выборов на Украине 30 апр, 21:33, Статья Клуб Роналду не смог выйти в финал азиатской Лиги чемпионов 30 апр, 21:31, Статья
Газета
Каждый шестой рубль — АвтоВАЗу
Газета № 131 (2148) (2707) Общество,
0

Каждый шестой рубль — АвтоВАЗу

Российские заводы иностранных концернов увеличили долю в госсубсидиях дляпроизводителей
Фото: REUTERS
Фото: REUTERS

РБК выяснил, как были распределены средства по программе утилизации и трейд-ин среди автозаводов. Основным получателем субсидий был АвтоВАЗ, но  в 2015-м его доля сократилась в пользу производителей иномарок.

Скидка за старье

Госпрограмма утилизации и трейд-ин предусматривает скидки для покупателей нового автомобиля российский сборки в размере от 40 тыс. до 350 тыс. руб. в зависимости от типа машины. В январе—мае 2015 года по программе было продано около 100 тыс. автомобилей (данных за июнь—июль Минпромторг не предоставил), в 2014-м — 188,2 тыс. (программа была запущена в сентябре 2014-го для поддержки продаж на падающем рынке). Скидки предоставляют производители, а государство компенсирует им расходы в виде субсидий.

В прошлом году на программу двумя траншами было выделено 10 млрд и 2,9 млрд руб., в этом — 10 млрд и 5 млрд руб. Но как именно правительство разделило эти деньги между производителями, до сих пор известно не было.

Данные о распределении обнаружились в приказах Минпромторга за декабрь 2014 года и март 2015-го, с которыми удалось ознакомиться РБК. Шесть из 16 участников программы подтвердили суммы, указанные в документах. Пресс-служба Минпромторга на запрос не ответила.

Согласно приказу Минпромторга, в 2014 году из 12,9 млрд руб., выделенных на программу обновления автопарка, 10 млрд руб. (77,5%) досталось российским производителям — АвтоВАЗу, УАЗу, ГАЗу и КамАЗу. Больше всех — 2,8 млрд руб., или 21,7% от общего бюджета — получил АвтоВАЗ. На втором месте — УАЗ, который входит в группу Sollers Вадима Швецова: на долю ульяновского автозавода пришлось 19,1% объема субсидий — 2,5 млрд руб. Суммарная господдержка Sollers, куда помимо УАЗа также входят Mazda, Isuzu и 50% Ford Sollers, в прошлом году была сопоставима с АвтоВАЗом — чуть меньше 2,7 млрд руб. ГАЗу и КамАЗу досталось примерно по 18% бюджета программы — 2,4 млрд и 2,3 млрд руб. соответственно.

Среди производителей иномарок крупнейшим получателем субсидий в прошлом году стали Hyundai (с учетом KIA) и Volkswagen — 661,7 млн и 641,8 млн руб. соответственно (примерно по 5%). Renault получила 551,6 млн руб. (4,3%), Ford досталось 329,4 млн руб., Nissan — 221,3 млн руб. По 100  млн руб. было выделено General Motors (GM), GM-Avtovaz, производителю грузовиков Mercedes и «ПСМА Рус» (собирает Peugeot, Citroen и Mitsubishi). А меньше всех получила Toyota — 17 млн руб.

Источники РБК в компаниях поясняли, что распределение средств зависело от многих параметров, в том числе от объема производства, продаж и локализации выпуска на российских заводах.

Помогли иностранцам

В 2015 году при распределении первого транша в 10 млрд руб. господдержка раздавалась российскими и иностранными компаниями почти поровну. Изменилась и формула распределения средств: 60% суммы досталось производителям легковых автомобилей, остальные деньги пошли на поддержку продаж коммерческого транспорта.

В результате АвтоВАЗ получил от государства 1,6 млрд руб.: тольяттинский автозавод остался лидером программы, но его доля в общем объеме субсидий снизилась с 21,7 до 15,8%. ГАЗу и КамАЗу государство компенсировало по 1,2 млрд руб. (доля каждого в общем объеме субсидий снизилась с 18  до 12%). Еще меньше досталось УАЗу — 1,1 млрд руб. (11% против прошлогодних 19,1%).

Размер субсидий для производителей иномарок, наоборот, резко вырос. Господдержка Hyundai увеличилась почти втрое, до 1,5 млрд руб., — около 15% в общем объеме господдержки. Это чуть меньше, чем у АвтоВАЗа, но больше субсидий для других российских автопроизводителей — ГАЗа, КамАЗа и УАЗа. Источники РБК в компаниях говорят, что Hyundai в 2015 году государство компенсировало затраты на скидки, которые корейский производитель предоставил сверх квоты по прошлогодней программе. Именно дополнительные выплаты позволили корейской компании стать вторым по величине получателем субсидий.

Но лимиты других производителей иномарок в 2015 году тоже выросли. Renault получила от государства 877,5 млн руб. — вдвое больше, чем в прошлом году (рост доли в общем объеме поддержки с прошлогодних 4,3 до 9%). Размер субсидий для Volkswagen увеличился на треть, до 827 млн руб. Nissan, GM-Avtovaz и «ПСМА Рус» также получили вдвое больше — 592,8  млн, 240,4 млн и 234,8 млн руб. соответственно. Но самый большой рывок произошел у Mazda и Toyota: объем господдержки японских автопроизводителей вырос более чем в три раза, до 167 млн и 56,5 млн руб. соответственно. Частично рост квот у других производителей иномарок также произошел за счет компенсации скидок, сделанных сверх лимитов в прошлом году, поясняют два собеседника РБК.

Впрочем, не все производители иномарок смогли добиться лучших условий для продолжения участия в программе утилизации и трейд-ин в текущем году. Субсидии для Ford Sollers, наоборот, снизились — до 336,3 млн руб. Меньше получил и второй американский автопроизводитель — GM: 48,6 млн против 100 млн руб. в прошлом году. GM, впрочем, в этом году не дошел до конца программы: 18 марта автоконцерн объявил, что скоро прекратит продажи в России Opel и массовых моделей Chevrolet (обе марки входят в GM). Почему снизился размер субсидий для Ford, представитель бренда не комментирует.

Последний транш

Равномерное распределение субсидий между российскими и иностранными автопроизводителями — это попытка сбалансировать поддержку предприятий, работающих на территории страны, полагает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Впрочем, российские автопроизводители еще могут взять реванш в текущем году. 13 июля правительство одобрило выделение следующих 5 млрд руб. на продление действующей программы утилизации и трейд-ин. По данным сразу нескольких источников РБК, среди автопроизводителей, почти вся сумма достанется АвтоВАЗу, ГАЗу и УАЗу, а также двум производителям иномарок — Hyundai и альянсу Renault-Nissan. Многие из оставшихся компаний до сих пор не исчерпали свои квоты по первому траншу.

Российские производители из этой суммы получат по 1–1,5 млрд руб., утверждают два собеседника РБК в компаниях-производителях. При этом, добавляют они, почти все деньги уже потрачены: второй транш пойдет в основном на покрытие скидок, которые были сделаны сверх лимитов по первому траншу в первом полугодии этого года. На второе полугодие этой суммы не хватит.

По оценкам участников программы, по ней сейчас продается порядка 40% автомобилей. Это существенная поддержка с учетом текущего спада автомобильного рынка.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году объем продаж новых автомобилей в России снизился более чем на 10%, в январе—июне 2015 года — на 36,4%. По итогам текущего года АЕБ ожидает сокращения рынка на 36%, до 1,6 млн штук. Без продления программы на второе полугодие обвал продаж будет глубже, уверены топ-менеджеры в трех компаниях.

Представители Sollers, Hyundai, KIA, группы ГАЗ и КамАЗа от комментариев отказались, остальные участники программы на запросы РБК не ответили.