Накопления – дело добровольное
Пенсионный фонд России (ПФР) считает, что смысла в существовании накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования нет – он не приводит к существенному увеличению размера пенсии. Такой ответ получила Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) на свое обращение к президенту с просьбой не отменять обязательную накопительную пенсионную систему.
В конце августа четыре ассоциации участников финансового рынка – НАПФ, НАУФОР, НЛУ и ПАРТАД – написали письмо президенту с просьбой провести дополнительное обсуждение отмены накопительного компонента в обязательном пенсионном страховании. Представители финансового рынка указали, что считают предложения по ликвидации накопительного компонента неконструктивными. «Накопительная пенсия – единственный, не имеющий альтернатив инструмент защиты от радикального снижения уровня пенсионного обеспечения, позволяющий постепенно вывести пенсионную систему на бездефицитность», – говорилось в обращении. Авторы письма апеллировали к роли пенсионных фондов как источника длинных денег, предупреждали, что исчезновение такого источника может поставить под угрозу государственную программу заимствований и привести к росту зависимости экономики от государственных денег и средств иностранных инвесторов, которые легко меняют свое отношение к России.
Также в письме говорилось о том, что разговоры о низкой эффективности накопительной системы некорректны: «По итогам 2013 года ВЭБ показал доходность 6,71%, а средняя начисленная на счета клиентов доходность НПФ находится на уровне 6,85% при инфляции 6,47%. За период с 2005 по 2013 год НПФ показали результат управления пенсионными накоплениями, в 1,2–1,4 раза превышающий инфляцию».
В ответ на это обращение ПФР написал (документ есть у РБК), что считает правильным сделать накопительную пенсию добровольной. «Перевод накопительного компонента из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования соответствует положениям стратегии [долгосрочного развития пенсионной системы], будет способствовать развитию негосударственного пенсионного обеспечения и не создаст препятствий для формирования гражданами накопительной пенсии в негосударственных пенсионных фондах», – говорится в письме. Более того, ПФР пишет, что «в настоящее время можно говорить о нивелировании смысла существования в системе обязательного пенсионного страхования накопительного компонента как способа увеличения размера пенсии». В поддержку своей позиции фонд приводит цифры: средняя сумма выплаты за счет средств пенсионных накоплений составляет 675,94 руб., в то время как средний размер страховой пенсии по старости на 1 июля составлял 11,4 тыс. руб. Всего к 1 сентября 2014 года в фонды за выплатами обратились 4,6 млн пенсионеров.
Также в конце письма ПФР обращает внимание, что он является только исполнителем, а выработкой политики занимается Министерство труда и соцзащиты.
В НАПФ аргументацию ПФР считают неубедительной. «Что касается выплат по накопительной части пенсии, которая упоминается в письме, то в принципе всем экономистам на пенсионном рынке известно, что нынешние выплаты по накопительной части пенсии маленькие потому, что производятся... так называемым двухпроцентникам. Это люди старше 1967 года рождения, которые делали отчисления в накопительную часть с 2002 по 2004 год, а в 2004 году им это было запрещено. Они отчисляли не 6% накопительного тарифа, как сейчас, а всего 2%. Их счета небольшие. Поэтому сравнивать их выплаты с выплатами, которые наступят после 2025–2030 годов, некорректно», – сказал РБК советник президента НАПФ Валерий Виноградов.