Лента новостей
Самые интересные для России новинки Пекинского автосалона. Онлайн 12:29, Новость «Ъ» узнал о планах ужесточить требования к классификаторам гостиниц 12:27, Статья В Нижнем Тагиле произошел мощный пожар в кафе 12:27, Новость Собянин анонсировал масштабное благоустройство на западе Москвы 12:25, Статья Передававшего данные о военных России пособника СБУ осудили на 11 лет 12:16, Новость Россия направила ноту Турции из-за ситуации с туристами 12:14, Статья Настю Ивлееву оштрафовали на ₽50 тыс. за дискредитацию армии 12:12, Новость МИД опроверг подготовку запрета на замену документов за границей 12:09, Статья СК предъявил обвинения бывшему главе МИД Украины и экс-спикеру Рады 12:05, Новость Красное небо над Афинами. Видео 12:01, Новость Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян 12:00, Статья Британия заметила выросшую эффективность ударов России 11:58, Статья Суд приостановил права нидерландской X5 на «дочку» в России 11:58, Статья Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом 11:57, Статья СК завершил расследование дел наемников ВСУ из США, Британии и Франции 11:55, Новость ВОЗ выяснила, в какой стране Европы дети пьют больше всего 11:41, Новость Лукашенко рассказал об усталости ВСУ и предложил «сыграть вничью» 11:39, Статья Как выглядят муляжи бомб, которые закладывали под мосты в Твери 11:38, Новость
Газета
Слезаем с иглы: как снизилась доля нефтегазовых доходов в бюджете
Газета № 052 (2308) (2503)
0

Свобода на 63%

Доля нефтегазовых доходов в бюджете России упала до уровня 2009 года
Обвал цен на нефть помог властям временно снизить зависимость бюджета от углеводородов: доля нефтегазовых доходов в бюджете опустилась до самой низкой за шесть с половиной лет
Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

Нефтяной обвал

По итогам исполнения федерального бюджета в январе—​феврале 2016 года доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составила лишь 37,4% (данные Минфина). Это самая низкая доля нефтегазовых доходов с августа 2009 года, если смотреть на помесячные данные Минфина и Федерального казначейства, проанализированные РБК.

Падение цен на нефть невольно сослужило «хорошую» службу правительству, которое регулярно декларировало цель уйти от чрезмерной зависимости бюджета от углеводородов. Но использовать это снижение доли нефтегазовых доходов как достижение политики было бы популизмом — понятно, что дело исключительно в низких ценах на нефть, говорит аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина.

В январе доля нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета была еще ниже — 34%. Но январь в этом смысле не показателен: в этом месяце нефтегазовые доходы всегда меньше. Полмесяца — нерабочие дни, объясняет Суслина; кроме того, в январе бюджет получает разовые доходы от размещения средств суверенных фондов и, возможно, часть прибыли ЦБ, добавляет ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. В феврале этот эффект обычно сходит на нет, говорит он.

Нефтегазовые доходы, которые складываются из НДПИ на углеводородное сырье и экспортных пошлин на сырую нефть, газ и нефтепродукты, в январе—феврале 2016 года упали на 34,3% к аналогичному периоду прошлого года (до 687,7 млрд руб.), а ненефтегазовые доходы — лишь на 6,5% (до 1,15 трлн руб.). Как поясняет Минфин в отчете, направленном в этом месяце в Госдуму, «ставки на январь—февраль 2016 года по нефтегазовым доходам рассчитывались исходя из цены на нефть за период с конца ноября 2015 года по январь 2016 года, которая составила $33–36 за баррель». В январе—феврале нефть опустилась еще ниже: средняя цена Urals, по данным Минфина, составила $29,7 за баррель.

За прошлый год нефтегазовые доходы составили 43% от общих доходов бюджета, а на 2016 год правительство запланировало 44%. Но впереди несколько лет низких цен на нефть — в районе $50 за баррель максимум, считает Суслина, поэтому доля нефтегазовых доходов в 2016 году будет явно ниже, чем в 2015-м. «Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией», — призывал глава правительства Дмитрий Медведев 5 февраля. На самом деле данные Минфина показывают, что нефтегазовые доходы достигали пика в 2014 году на уровне 51,3% и доля их поступательно росла с 2009 года.

Нефть по $170: о чем мечтают российские госменеджеры ​Цены на нефть

Год назад тот же Сечин прогнозировал, что цена на нефть не опустится ниже $90 за баррель.«Но и $90 — хорошая цена. Она позволяет работать», — говорил тогда глава «Роснефти».

Несмотря на то что стоимость барреля Brent уже упала ниже $50, Сечин не теряет оптимизма: на конференции FT в Сингапуре он заявил, что цены вернутся к отметке $70 за баррель, которая компенсирует полный цикл производства нефти.

К 2035 году, по прогнозу главы «Роснефти», баррель нефти с учетом 2-процентной инфляции будет стоить в три раза больше, чем сейчас — $170 и выше. Сорт WTI, чтобы обеспечить такую динамику, должен достигнуть $80 за баррель к 2020 году, затем вырасти примерно до $120 за баррель к 2035 году (цены в долларах 2013 года), объяснил Сечин. «Добавьте целевую инфляцию в 2% годовых, и вы придете к прогнозам уровней цены в $170 и выше», — добавил он (цитата по ТАСС).
«Газпром» за триллион

В 2008 году глава «Газпрома» Алексей Миллер прогнозировал, что в 2015–2016 годах капитализация концерна достигнет $1 трлн. Тогда она составляла $360 млрд.

«Рыночная капитализация «Газпрома» увеличилась в 46 раз начиная с 2000 года. Величина прироста добычи газа в России в последние шесть лет — самая высокая в мире. «Газпром» из российской компании с дочерними предприятиями за рубежом превращается в глобальную корпорацию с российскими корнями», — говорил тогда Миллер (цитата по РИА Новости).

Однако на конец 2014 года рыночная капитализация «Газпрома» снизилась более чем в шесть раз и составила $54,8 млрд.
Санкции не нанесут ущерба

В июле 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что санкции, подобные санкциям США против России, «не способны причинить так называемый неприемлемый ущерб экономике, которая подверглась такому прессу». «Международный опыт свидетельствует, что подобные санкции еще никого не поставили на колени», — говорил тогда Медведев (цитата по Интерфаксу).

Однако уже в декабре 2014 года премьер признал, что рубль не может не реагировать на санкции. «Прежние финансовые рынки для наших банков и для наших компаний практически закрыты. Конечно, рубль на это не может не реагировать», — отметил Медведев (цитата по ТАССу). Он добавил, что курс не соответствует объективной картине и вышел за пределы комфортных для экономики границ.
Еще 2 фото
Фотогалерея

Как заткнуть дырки

Обратная сторона снижения нефтегазовых поступлений — повышение роли ненефтегазовых доходов. Разумеется, в нынешней ситуации правительство будет рассматривать все возможности по повышению доходной части бюджета, говорит Чернявский, хотя рост налоговой нагрузки может дополнительно замедлить экономику. Уже принято решение о втором за год повышении акцизов на бензин, при этом часть доходов от топливных акцизов (23%) Минфин предлагает забирать в федеральный бюджет (сейчас все доходы от акцизов на бензин получают региональные бюджеты). По расчетам ведомства, такое перераспределение с 1 мая могло бы дать федеральному бюджету в 2016 году дополнительные 68,5 млрд руб. Кроме того, в правительстве обсуждается возможность введения акцизов на «вредные» продукты, в частности на пальмовое масло. Минфин еще не дал ответ о целесообразности введения таких акцизов, сказал РБК в начале этой недели чиновник финансово-экономического блока.

Сейчас в федеральный бюджет поступает от 50 до 100% доходов от акцизов на спирт, спиртсодержащую и алкогольную продукцию, табак, легковые автомобили и все подакцизные товары, ввозимые в Россию, следует из Бюджетного кодекса. Поступления от акцизов составляют вторую по значимости долю ненефтегазовых доходов федерального бюджета, 13% (149,4 млрд руб.) за январь—февраль 2016 года, следует из данных казначейства.

Нефтегазовые доходы в бюджете России

До 51,3% доходила доля нефтегазовых доходов бюджета за время президентства Владимира Путина (бюджет 2014 года)

5,9 трлн руб. составили нефтегазовые доходы бюджета за 2015 год

В 10 раз выросли номинальные нефтегазовые доходы бюджета в 2015 году по сравнению с 2002 годом

8% заняли нефтегазовые доходы бюджета в ВВП в 2015 году (в 2014 году — 10,4%)

53% к 47% составило в 2015 году соотношение поступлений от НДПИ к поступлениям от экспортных пошлин в составе нефтегазовых доходов. Это следствие «налогового маневра», призванного перераспределить нефтегазовые доходы в пользу налоговых поступлений. В 2014 году соотношение было в пользу экспортных пошлин (62% к 38%).

$29,69 за баррель составила средняя цена российской нефти Urals в январе—феврале 2016 года

57% ненефтегазовых доходов в январе—феврале 2016 года составило поступление НДС

13% ненефтегазовых доходов составило поступление акцизов

Источник: Федеральное казначейство, Минфин

В конце 2014 года президент Владимир Путин запретил повышать налоги на бизнес до 2018 года — формально мораторий выполняется, но при этом в правительстве регулярно обсуждают возможность дополнительных квазиналоговых сборов. Некоторые решения уже приняты: в частности, в конце 2015 года введена спровоцировавшая массовые протесты дальнобойщиков плата за проезд большегрузных автомобилей по федеральным дорогам, а в начале 2016 года правительство установило утилизационный сбор для дорожной, сельскохозяйственной и иной самоходной техники, что повысило цены и приостановило поставки сельхозтехники аграриям перед началом посевной кампании, сообщал РБК 1 марта.

«Первый рефлекс — это изыскать какие-то резервы, то есть оставить расходы на прежнем уровне за счет мобилизации новых источников дохода. Но так не бывает. Дырки в бюджете будут заткнуты чьими-то деньгами, и эти кто-то вполне почувствуют это на себе», — рассуждает директор программы «Экономика энергетики» в РЭШ Виталий Казаков. Другой вариант — это создавать новые источники дохода. «Правда, для этого нужно создать в стране институциональную и правовую систему, способствующую возникновению своих Facebook и Apple (которые можно обложить новыми налогами), — говорит он. — Этот вариант занимает много времени, и, учитывая, что в XXI веке в России отсутствовало понимание важности движения в этом направлении, быстрых результатов ждать не стоит».