Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Человек из обоймы
Лента новостей 13:20 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  13:00   USD НАЛ. Покупка 64,88 Продажа 64,82 EUR НАЛ. 73,25 73,26 Суд признал виновным националиста Поткина Политика, 12:58 Суд приостановил работу интерната в Иркутской области после гибели детей Общество, 12:53 «Метрострой» предложил привлечь петербуржцев к достройке «Зенит Арены» Бизнес, 12:44 Ввод турецких войск в Сирию обвалил индексы стамбульской биржи Финансы, 12:36 Курс евро на завтра  12:31 EUR ЦБ 73.2074 -0.2659 Курс доллара на завтра  12:31 USD ЦБ 64.814 +0.0456 Лавров и Керри проведут переговоры по Сирии в Женеве Политика, 12:30 В Крыму и на Северном Кавказе начались учения ракетных войск России Политика, 12:04 Число жертв землетрясения в Италии превысило 20 человек Общество, 11:58 Путин выразил соболезнования премьеру Италии после землетрясения Общество, 11:55 Турецкие танки вошли в Сирию Политика, 11:44 Четыре крупных банка создадут новую цифровую валюту Финансы, 11:39 ФСБ пришла с обыском к новому подрядчику «Зенит Арены» Бизнес, 11:15 СМИ узнали об увольнении генпрокурора Украины после ультиматума Байдена Политика, 10:58 СКР возбудил дела против глав Минобороны и Генштаба Украины Политика, 10:33 В ДТП с микроавтобусом в Ростовской области погибли два человека Общество, 10:25 Биржевой курс доллара превысил 65 руб. Финансы, 10:15 Турецкие танки и самолеты нанесли удары по позициям ИГ в Сирии Политика, 10:00 Призеры ОИ в Пекине из России попались на допинге при перепроверке проб Общество, 09:33 Как это сделать: защитить свои права в спорах с арендодателем Тимофей Ермак Адвокат, партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Мнение, 09:30 СМИ узнали об увеличении числа жертв землетрясения в Италии до 14 человек Общество, 09:14 Рефтинская ГРЭС полностью восстановила работу после аварии Общество, 08:39 Землетрясение в Италии. Фоторепортаж Фотогалерея, 08:37 «ВымпелКом» и Tele2 договорились о создании совместной сети в 27 регионах Технологии и медиа, 08:20 Власти Италии сообщили о жертвах в результате землетрясения Общество, 07:34 В Новосибирске пьяный мужчина открыл стрельбу по пожарным Общество, 07:15
Газета № 150 (2167) (2108) 21 авг 2015, 00:25
Анатолий Темкин, Яна Милюкова, Петр Мироненко
Человек из обоймы
Кто сменил Владимира Якунина на посту президента РЖД
Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

Дмитрий Медведев назначил президентом РЖД замминистра транспорта Олега Белозерова, курировавшего автодороги. РБК разбирался в том, чем известен новый глава РЖД и чего от него ждут в правительстве и на рынке.

Кандидат с дороги

О назначении новым главой РЖД первого замминистра транспорта Олега Белозерова объявил на встрече с Белозеровым премьер Дмитрий Медведев. Глава правительства сказал, что прежний глава РЖД Владимир Якунин написал заявление об отставке и передаст Белозерову полномочия уже в пятницу, 21 августа. Якунин в понедельник, 17 августа, стал одним из трех претендентов на пост сенатора от Калининградской области. Он имеет право претендовать на кресло в Совете Федерации, так как обладает дипломатическим статусом.

Новому президенту РЖД Олегу Белозерову 45 лет. В 1992 году он окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Работал в «Ленэнерго», в 2000 году занял пост коммерческого директора компании. В компании он отвечал за закупки, рассказывает Андрей Лихачев, который тогда был генеральным директором регионального энергетического монополиста. «Мне он запомнился тем, что не пытался что-то выкрутить, украсть на закупках», — вспоминает Лихачев. По его словам, Белозеров ушел из «Ленэнерго» по собственному желанию в поисках новых карьерных возможностей. «Очень амбициозный, с большим кругозором», — характеризует его Лихачев.

После «Ленэнерго» Белозеров работал в аппарате полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, откуда в 2001 году перешел в Ленинградское оптико-механическое объединение (был заместителем директора по управлению имуществом). В 2002—2004 годах Белозеров работал гендиректором ОАО «Российская топливная компания» (Ростоппром) — государственной промышленно-сбытовой топливной компании, созданной на базе бывшего министерства топливной промышленности РСФСР.

В систему Минтранса Белозеров попал в 2004 году, когда стал заместителем руководителя, а к концу года руководителем Федерального дорожного агентства. В тот момент правительство начинало масштабную реформу дорожной отрасли, итогом которой стало появление первых платных дорог. В 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях», который позволял передавать федеральные автодороги в концессию частным компаниям. В 2008 году Минтранс провел первые конкурсы на право получения дорожных концессий, а в 2009 году для создания сети платных автодорог была создана госкомпания «Автодор». В том же году Олег Белозеров пошел на повышение — он был назначен замминистра транспорта, и до нынешнего момента курировал в Минтрансе дорожную отрасль, в том числе такие громкие проекты, как строительство Керченского моста. В мае этого года Белозеров был назначен первым замминистра.

«Прямой контакт» с первыми лицами

Белозеров давно находится в обойме и был кандидатом на крупные должности, говорит чиновник правительства. Правительственный чиновник рассказывает, что Белозеров был одним из претендентов на должность министра транспорта при формировании нынешнего кабинета, и сам чиновник был расстроен тем, что его не утвердили. Тем не менее, собеседник РБК отмечает, что тогда Белозеров воспринял свое неназначение спокойно — «не стал обижаться», а продолжил «спокойно работать в команде» и в итоге «выиграл куда больше». По словам собеседника РБК, у Белозерова есть «прямой контакт» с первыми лицами, и он в хороших отношениях со многими в правительстве. Другой человек, давно знакомый с Белозеровым, считает, что он справится с новой работой — «у него масштаб личности соответствует задаче».

Двое членов совета директоров РЖД (в начале июня этого года Белозеров вошел в совет директоров госкомпании) характеризуют Белозерова как человека «выдержанного и спокойного». Он «человек с достоинством и харизмой, решает вопросы «быстро и без суеты», — говорит один из собеседников.

Друг Ротенбергов

Правительственный чиновник и старый знакомый Белозерова отмечают, что новый президент РЖД находится в хороших отношениях с Аркадием и Борисом Ротенбергами. В то же время чиновник утверждает, что Белозеров не был замечен в лоббировании их интересов.

Косвенная связь с бизнесом братьев Ротенберг у Белозерова действительно прослеживается. В 2009 году журнал Forbes писал, что предприниматели являются совладельцами компании «Ростопром», которую Белозеров возглавлял в 2002-2004 годах. По данным издания, братьям с 2007 года принадлежало 25,01% компании — 6,19% в 2004 году купил принадлежащий Ротенбергам СМП-банк, а еще 18,82% в том же 2007 году принадлежали другой их компании — ЗАО «Русская холдинговая компания». Уже через два года оба пакета числились на балансе СМП Банка, писало издание. РБК вчера не удалось проверить информацию Forbes — в системе «Интерфакс-СПАРК» ранней отчетности «Ростоппрома» нет, а сайт компании, который работал еще днем 20 августа, к вечеру перестал открываться.

Ротенберги участвуют в дорожных концессиях, которые курировал Белозеров. В 2010 году Аркадий Ротенберг стал совладельцем консорциума СЗКК, который строит первые 40 км платной дороги Москва—Санкт-Петербург. Его же «Мостотрест» позже получил в концессию еще два участка будущей платной трассы общей длиной 126 км. Еще один знакомый нового главы РЖД, участвовавший в подготовке дорожных конкурсов, выигранных братьями, подтверждает, что у них с Белозеровым «по старой памяти хорошие отношения», но уверен, что это никак не сказывались на выборе победителей. Решения о передаче тому или иному частному собственнику таких крупных объектов принимаются не на уровне главы Росавтодора или замминистра, отмечает собеседник РБК.

Новые задачи

Дмитрий Медведев на встрече с Белозеровым 20 августа назвал основные, по его мнению, проблемы в работе РЖД. «Пассажирские перевозки. Здесь нареканий очень много», — сказал премьер. По его словам, «люди недовольны, когда маршруты отменяются». При этом Медведев признал, что, «с другой стороны, железная дорога должна за это деньги получать, а не просто в убытке находиться, и иметь ресурсы для развития». Премьер пояснил, что Белозерову предстоит при участии правительства и региональных властей решить, как соединить эти два подхода. Также Медведев попросил нового главу РЖД уделить особое внимание бюджету и инвестициям компании. Он обратил внимание Белозерова «на сложные параметры нынешнего состояния экономики». В 2014 году чистый убыток РЖД по МСФО составил около 100 млрд руб., компания чаще других естественных монополий повышает тарифы и при этом докапитализируется за счет госсредств.

Один из членов совета директоров РЖД называет основной задачей Белозерова реализацию инвестпрограммы, и задача эта сложная: после начала кризиса программа была сильно порезана. «Он занимался дорожным строительством. И здесь — в компании — похожие процессы. Скорее всего в РЖД он теперь обратит внимание на инфраструктурные вопросы. Он будет действовать в этой логике, — полагает собеседник РБК. — Хватит ли ему, как Якунину, аппаратного веса для того, чтобы лоббировать интересы компании на самом верху? Когда он занимался дорожным строительством, это ему удавалось», — говорит собеседник РБК.

Другой член совета директоров РЖД называет смену менеджмента «историческим шансом на преобразование компании. «Но здесь вопрос — какой мандат получил Белозеров от властей—на сохранение текущего статус кво, на изменения в компании, или мандат на лоббирование интересов других бизнес-структур. Не исключено, что третье», — говорит собеседник РБК. Но это не исключает положительных изменений для компании.

Топ-менеджеры двух крупных железнодорожных перевозчиков и одного поставщика РЖД говорят, что Белозеров никак не взаимодействовал с железнодороными операторами, и в отрасли он абсолютный новичок.