Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Бюджет сэкономит на пенсиях 560 млрд руб. за два года 23:07, Экономика Землетрясение магнитудой 7,1 в Мексике привело к жертвам и разрушениям 23:02, Общество Спасительный триллион: зачем ЦБ прокредитовал «Открытие» 22:57, Финансы Делегация России покинула зал Генассамблеи ООН перед речью Грибаускайте 22:45, Политика Случайный пуск: кто ответит за выстрел вертолета на учениях «Запад-2017» 22:42, Общество Подозреваемого в нападении на главу штаба Навального в Москве задержали 22:37, Общество В Москве закрыли для пассажиров станции метро «Китай-город» 22:11, Общество ФСБ и Роскомнадзор начали борьбу с кэшем Google 22:02, Технологии и медиа В Москве совершили покушение на бизнес-партнера Марины Сечиной 21:55, Общество После побега обвиняемого из зала суда в Москве начали проверку 21:40, Общество В «Системе» назвали апелляцию условием для мирового соглашения 21:18, Бизнес Японский Nissan вышел из состава акционеров АвтоВАЗа 21:17, Бизнес Forbes включил Мильнера в список 100 величайших бизнес-умов современности 21:08, Бизнес Отец «пьяного» мальчика подал новое заявление после проведения экспертизы 21:04, Общество Трамп в ООН предостерег от вмешательства в дела других стран 20:50, Политика «Аэрофлот» заявил о планах продать почти 5% своих акций на бирже 20:42, Бизнес Сын предотвратившего ядерную войну офицера Петрова заявил о его смерти 20:40, Общество Альфа-банк наймет подростков для разработки продуктов для молодежи 20:25, Общество В жилом доме в Санкт-Петербурге взорвался газ 20:22, Общество Как проходили проекты по имитации условий жизни в космосе 20:07, Фотогалерея  Будущий китайский акционер «Роснефти» получит доступ к ее газу 20:06, Бизнес У берегов Бельгии нашли немецкую подводную лодку времен Первой мировой 20:02, Общество «Петр Великий» и две подлодки провели стрельбы в ходе учений «Запад-2017» 19:50, Политика Главкома ВДВ госпитализировали после ДТП в Мурманской области 19:47, Общество Главное из выступления Дональда Трампа на Генассамблее ООН 19:45, Общество СМИ узнали о требовании Неймара продать лучшего бомбардира «ПСЖ» 19:43, Спорт Путин предложил сажать на срок до 10 лет за нарушения при гособоронзаказе 19:36, Общество «Роснефть» назвала апелляцию АФК «Система» отказом от мирового соглашения 19:28, Бизнес
Человек из обоймы
Газета № 150 (2167) (2108) Общество, 21 авг, 2015 00:25
0
Человек из обоймы
Кто сменил Владимира Якунина на посту президента РЖД
Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

Дмитрий Медведев назначил президентом РЖД замминистра транспорта Олега Белозерова, курировавшего автодороги. РБК разбирался в том, чем известен новый глава РЖД и чего от него ждут в правительстве и на рынке.

Кандидат с дороги

О назначении новым главой РЖД первого замминистра транспорта Олега Белозерова объявил на встрече с Белозеровым премьер Дмитрий Медведев. Глава правительства сказал, что прежний глава РЖД Владимир Якунин написал заявление об отставке и передаст Белозерову полномочия уже в пятницу, 21 августа. Якунин в понедельник, 17 августа, стал одним из трех претендентов на пост сенатора от Калининградской области. Он имеет право претендовать на кресло в Совете Федерации, так как обладает дипломатическим статусом.

Новому президенту РЖД Олегу Белозерову 45 лет. В 1992 году он окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Работал в «Ленэнерго», в 2000 году занял пост коммерческого директора компании. В компании он отвечал за закупки, рассказывает Андрей Лихачев, который тогда был генеральным директором регионального энергетического монополиста. «Мне он запомнился тем, что не пытался что-то выкрутить, украсть на закупках», — вспоминает Лихачев. По его словам, Белозеров ушел из «Ленэнерго» по собственному желанию в поисках новых карьерных возможностей. «Очень амбициозный, с большим кругозором», — характеризует его Лихачев.

После «Ленэнерго» Белозеров работал в аппарате полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, откуда в 2001 году перешел в Ленинградское оптико-механическое объединение (был заместителем директора по управлению имуществом). В 2002—2004 годах Белозеров работал гендиректором ОАО «Российская топливная компания» (Ростоппром) — государственной промышленно-сбытовой топливной компании, созданной на базе бывшего министерства топливной промышленности РСФСР.

В систему Минтранса Белозеров попал в 2004 году, когда стал заместителем руководителя, а к концу года руководителем Федерального дорожного агентства. В тот момент правительство начинало масштабную реформу дорожной отрасли, итогом которой стало появление первых платных дорог. В 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях», который позволял передавать федеральные автодороги в концессию частным компаниям. В 2008 году Минтранс провел первые конкурсы на право получения дорожных концессий, а в 2009 году для создания сети платных автодорог была создана госкомпания «Автодор». В том же году Олег Белозеров пошел на повышение — он был назначен замминистра транспорта, и до нынешнего момента курировал в Минтрансе дорожную отрасль, в том числе такие громкие проекты, как строительство Керченского моста. В мае этого года Белозеров был назначен первым замминистра.

«Прямой контакт» с первыми лицами

Белозеров давно находится в обойме и был кандидатом на крупные должности, говорит чиновник правительства. Правительственный чиновник рассказывает, что Белозеров был одним из претендентов на должность министра транспорта при формировании нынешнего кабинета, и сам чиновник был расстроен тем, что его не утвердили. Тем не менее, собеседник РБК отмечает, что тогда Белозеров воспринял свое неназначение спокойно — «не стал обижаться», а продолжил «спокойно работать в команде» и в итоге «выиграл куда больше». По словам собеседника РБК, у Белозерова есть «прямой контакт» с первыми лицами, и он в хороших отношениях со многими в правительстве. Другой человек, давно знакомый с Белозеровым, считает, что он справится с новой работой — «у него масштаб личности соответствует задаче».

Двое членов совета директоров РЖД (в начале июня этого года Белозеров вошел в совет директоров госкомпании) характеризуют Белозерова как человека «выдержанного и спокойного». Он «человек с достоинством и харизмой, решает вопросы «быстро и без суеты», — говорит один из собеседников.

Друг Ротенбергов

Правительственный чиновник и старый знакомый Белозерова отмечают, что новый президент РЖД находится в хороших отношениях с Аркадием и Борисом Ротенбергами. В то же время чиновник утверждает, что Белозеров не был замечен в лоббировании их интересов.

Косвенная связь с бизнесом братьев Ротенберг у Белозерова действительно прослеживается. В 2009 году журнал Forbes писал, что предприниматели являются совладельцами компании «Ростопром», которую Белозеров возглавлял в 2002-2004 годах. По данным издания, братьям с 2007 года принадлежало 25,01% компании — 6,19% в 2004 году купил принадлежащий Ротенбергам СМП-банк, а еще 18,82% в том же 2007 году принадлежали другой их компании — ЗАО «Русская холдинговая компания». Уже через два года оба пакета числились на балансе СМП Банка, писало издание. РБК вчера не удалось проверить информацию Forbes — в системе «Интерфакс-СПАРК» ранней отчетности «Ростоппрома» нет, а сайт компании, который работал еще днем 20 августа, к вечеру перестал открываться.

Ротенберги участвуют в дорожных концессиях, которые курировал Белозеров. В 2010 году Аркадий Ротенберг стал совладельцем консорциума СЗКК, который строит первые 40 км платной дороги Москва—Санкт-Петербург. Его же «Мостотрест» позже получил в концессию еще два участка будущей платной трассы общей длиной 126 км. Еще один знакомый нового главы РЖД, участвовавший в подготовке дорожных конкурсов, выигранных братьями, подтверждает, что у них с Белозеровым «по старой памяти хорошие отношения», но уверен, что это никак не сказывались на выборе победителей. Решения о передаче тому или иному частному собственнику таких крупных объектов принимаются не на уровне главы Росавтодора или замминистра, отмечает собеседник РБК.

Новые задачи

Дмитрий Медведев на встрече с Белозеровым 20 августа назвал основные, по его мнению, проблемы в работе РЖД. «Пассажирские перевозки. Здесь нареканий очень много», — сказал премьер. По его словам, «люди недовольны, когда маршруты отменяются». При этом Медведев признал, что, «с другой стороны, железная дорога должна за это деньги получать, а не просто в убытке находиться, и иметь ресурсы для развития». Премьер пояснил, что Белозерову предстоит при участии правительства и региональных властей решить, как соединить эти два подхода. Также Медведев попросил нового главу РЖД уделить особое внимание бюджету и инвестициям компании. Он обратил внимание Белозерова «на сложные параметры нынешнего состояния экономики». В 2014 году чистый убыток РЖД по МСФО составил около 100 млрд руб., компания чаще других естественных монополий повышает тарифы и при этом докапитализируется за счет госсредств.

Один из членов совета директоров РЖД называет основной задачей Белозерова реализацию инвестпрограммы, и задача эта сложная: после начала кризиса программа была сильно порезана. «Он занимался дорожным строительством. И здесь — в компании — похожие процессы. Скорее всего в РЖД он теперь обратит внимание на инфраструктурные вопросы. Он будет действовать в этой логике, — полагает собеседник РБК. — Хватит ли ему, как Якунину, аппаратного веса для того, чтобы лоббировать интересы компании на самом верху? Когда он занимался дорожным строительством, это ему удавалось», — говорит собеседник РБК.

Другой член совета директоров РЖД называет смену менеджмента «историческим шансом на преобразование компании. «Но здесь вопрос — какой мандат получил Белозеров от властей—на сохранение текущего статус кво, на изменения в компании, или мандат на лоббирование интересов других бизнес-структур. Не исключено, что третье», — говорит собеседник РБК. Но это не исключает положительных изменений для компании.

Топ-менеджеры двух крупных железнодорожных перевозчиков и одного поставщика РЖД говорят, что Белозеров никак не взаимодействовал с железнодороными операторами, и в отрасли он абсолютный новичок.