Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Путин по телефону обсудил с Эрдоганом ситуацию в Сирии 02:42, Политика В Афганистане в результате теракта в двух мечетях погибли 72 человека 02:14, Политика В Египте в бою с исламистами погибли 30 полицейских 01:58, Политика Число жертв теракта в столице Сомали возросло до 358 01:50, Политика Американский миллиардер Том Стайер начал кампанию по импичменту Трампа 01:16, Политика Больше половины американцев одобрили ужесточение правил ношения оружия 00:40, Общество В Петербурге задержали главу отделения Российского союза молодежи 00:40, Общество Задержанного в Испании по запросу США хакера заочно арестовали в России 20 окт, 23:53, Технологии и медиа Дефицит бюджета США достиг почти $666 млрд 20 окт, 23:32, Экономика Белый дом заявил о продолжении сотрудничества с Москвой по Сирии и КНДР 20 окт, 23:22, Политика Польская полиция не сочла нападение мужчины с ножом в ТЦ терактом 20 окт, 22:32, Общество СМИ сообщили об эвакуации из главного здания МГУ 2 тыс. человек 20 окт, 22:17, Общество Принявшая вызов актеру Марьянову диспетчер скорой лишилась работы 20 окт, 22:16, Общество СМИ сообщили о гибели 16 силовиков при перестрелке с боевиками в Египте 20 окт, 21:51, Общество ВТБ докапитализирует украинскую «дочку» на 5,6 млрд руб. 20 окт, 21:46, Бизнес Суд арестовал обвиняемую в наезде на пешеходов в Харькове 20 окт, 21:40, Общество Власти ЕС пришли с «проверкой» в штаб-квартиру BMW 20 окт, 21:32, Бизнес «Аэроэкспресс» увеличил интервалы движения поездов до Шереметьево 20 окт, 21:19, Общество В посольстве опровергли приговор россиянину за беспорядки во время G20 20 окт, 21:19, Общество Помощник Путина заявил об отсутствии у Telegram иммунитета против законов 20 окт, 21:16, Технологии и медиа В Санкт-Петербурге суд арестовал вербовщика ячейки ИГ из Ленобласти 20 окт, 21:12, Общество В Сбербанке назвали Avito одной из «центральных» площадок кибермошенников 20 окт, 20:42, Бизнес Ространснадзор задумался о возможном отзыве лицензии у «Мострансавто» 20 окт, 20:22, Общество В Москве задержали руководителя столичного подразделения МВД 20 окт, 20:16, Общество Россия выделит 330 млн руб. на модернизацию адронного коллайдера 20 окт, 20:10, Технологии и медиа В Великом Новгороде из-за вспышки пневмонии на десять дней закрыли школы 20 окт, 20:10, Общество УЕФА наказал «Спартак» за поведение болельщиков в матче с «Ливерпулем» 20 окт, 20:10, Спорт Фонд Потанина и Березкина выкупил 36,6% Быстринского ГОКа 20 окт, 20:02, Бизнес
С первым иском
Газета № 149 (2166) (2008) Общество, 20 авг, 2015 00:25
0
С первым иском
Финансовые проблемы «Трансаэро» дошли до суда
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Вторая в России авиакомпания «Трансаэро» получила первый крупный иск, связанный с поставкой топлива на 1,3 млрд руб. С исков поставщиков керосина начинались все банкротства авиакомпаний в России, напоминают эксперты.

Топливный след

Во вторник банк «Финансовая корпорация «Открытие» подал к второй по пассажиропотоку российской авиакомпании «Трансаэро» иск, в котором требует взыскания просроченной задолженности в размере 1,29 млрд руб. В качестве третьего лица в иске заявлено ЗАО «Газпромнефть-Аэро» — один из крупнейших поставщиков топлива для авиакомпании, заправляющий ее самолеты в московском Домодедово. Искового заявления на сайте арбитражного суда пока нет, в отчетности «Трансаэро» за 2014 года «ФК Открытие» упоминается как один из кредиторов в разделе «краткосрочная задолженность».

В ФК «Открытие» комментировать иск отказались. Представитель «Трансаэро» сказал РБК, что в компании появлением иска удивлены. Авиакомпания продуктивно работает с банком «Финансовая корпорация Открытие» уже на протяжении ряда лет, заявил представитель «Трансаэро». При этом он заявил, что сам иск в компании пока не получили.

Представитель «Газ­промнефть-Аэро» сказал РБК, что в компанию не поступили документы по исковому заявлению и она не ознакомлена с сутью исковых требований. При этом «Газпромнефть-Аэро» в полном объеме выполняет обязательства по заправкам воздушных судов «Трансаэро» как в России, так и за рубежом, подчеркнули в компании.

Гендиректор группы компаний «Аэрофьюэлз» (крупный поставщик авиатоплива) Владимир Спиридонов предполагает, что привлечение «Газпромнефть-Аэро» как третьего лица означает, что иск может быть связан с задолженностью по поставкам авиатоплива по схеме факторинга — ФК «Открытие» мог кредитовать поставщика керосина, выкупая у него задолженность «Трансаэро».

На прошлой неделе, 11 августа, у «Трансаэро» уже возникли сложности с поставщиками топлива. Тогда международный аэропорт Владивосток уведомил Дальневосточное территориальное управление Росавиации о возможности возникновения проблем с заправкой самолетов «Трансаэро». В телеграмме говорилось, что из-за споров «РН-Аэро» (дочка «Роснефти») и «Трансаэро» в аэропорту может возникнуть сбой. ТАСС со ссылкой на свои источники связывал проблемы с долгами перевозчика перед «РН-Аэро». «Роснефть» и «Трансаэро» тогда опровергли эту информацию.

Вчера в пресс-службе «Роснефти» РБК сказали, что нефтекомпания не собирается подавать в суд на авиаперевозчика. «Роснефть» поставляет авиакеросин в том числе в базовый для «Трансаэро» аэропорт Внуково. Источник в ЛУКОЙЛе также сказал РБК, что ее профильная «дочка», «ЛУКОЙЛ-Аэро», не собирается подавать в суд на «Трансаэро». По словам Владимира Спиридонова из «Аэрофьюэлз», перед его компанией у «Трансаэро» просроченной задолженности нет. «Аэрофьюэлз» заправляет перевозчика в Улан-Удэ, Кемерово, Перми, Нижнем Новгороде, Кургане и еще 20 пунктах за рубежом.

К чему приводят неплатежи

С иска о взыскании долга за авиакеросин начиналось самое крупное пока в истории российского рынка авиационное банкротство — крах альянса AiRUnion в 2008 году. Впервые о тяжелом финансовом положении AiRUnion, который на тот момент занимал третье место по перевозкам среди российских авиакомпаний, но имел высокую долговую нагрузку, заговорили после того, как в мае 2008 года иск на 1,5 млрд руб. к компаниям альянса подал один из основных поставщиков топлива — ТД «Топливное обеспечение аэропортов». В течение лета 2008 года рейсы AiRUnion в разных аэропортах задерживались из-за того, что аэропорты не выпускали суда, требуя оплатить заправку без отсрочки платежа. Уже в конце августа ТЗК аэропорта Домодедово отказалась заправлять самолеты AiRUnion, после чего альянс прекратил полеты и в результате был признан банкротом.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что для всех ушедших с рынка российских авиакомпаний критичным моментом становились именно проблемы с поставщиками топлива. Иск может стать тревожным сигналом для компании, у которой серьезные финансовые проблемы, опасается он.

Финансовые проблемы «Трансаэро» обсуждаются на рынке и в правительстве с прошлого года. Кроме долга перед поставщиками услуг (в том числе топлива), который составляет около 20 млрд руб., «Трансаэро» имеет большой долг перед финансовыми организациями — 66,9 млрд руб. В отчете «Трансаэро» по МСФО написано, что основными кредиторами компании по долгосрочным займам на конец 2014 года являлись Сбербанк России, Московский кредитный банк (ОАО), ПАО «Промсвязьбанк», АО АКБ «Новикомбанк», Банк ГПБ (АО), ОАО АКБ «Международный финансовый клуб», АО «Альфа-банк», ПАО «МТС-Банк».

Поможет ли господдержка

В конце сентября 2014 года руководство «Трансаэро» обратилось в Минтранс за поддержкой. Перевозчик просил предоставления госгарантий по кредитам. В начале декабря 2014 года, как писал ТАСС, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова отправила в правительство письмо, в котором сообщила, что уже до конца 2014 года существует риск приостановки полетов, так как компании нечем платить контрагентам — «Трансаэро» должна 2,5 млрд руб. «Роснефти» и почти 2 млрд руб. «Газпром-Аэро» за авиатопливо. В результате в конце декабря правительство выделило «Трансаэро» госгарантии в размере 9 млрд руб.

Но этих денег хватило ненадолго. Уже в марте 2015-го в «Ведомостях» появилась информация о том, что «Трансаэро» собирается обратиться за новыми госгарантиями на 40–50 млрд руб. В конце мая газета писала, что перевозчику могут потребоваться уже 70 млрд. Одновременно «Трансаэро» ведет переговоры о создании синдиката банков-кредиторов, которые бы реструктурировали долг компании. Организацией синдицированного кредита занимается один из крупнейших кредиторов авиакомпании — ВТБ. В начале августа «Коммерсантъ» со ссылкой на доклад Минэкономразвития написал, что ведомство не исключает, что проблемные авиакомпании, в том числе «Трансаэро», могут уйти с рынка.

По словам источника в одной из авиакомпаний из топ-5, на прошлой неделе в Росавиации прошло совещание, посвященное финансовой устойчивости авиаперевозчиков, в том числе «Трансаэро», на котором были представлены цифры, свидетельствующие о том, что убыток авиакомпании в пересчете на одного пассажира с момента предоставления госгарантий только вырос. В Росавиации от комментариев отказались. А 19 августа совещание о ситуации в компании с участием Ольги Плешаковой и банков-кредиторов прошло уже у вице-премьера Аркадия Дворковича. По словам источника РБК, знакомого с ходом совещания, Ольга Плешакова заявила, что компании в короткие сроки необходимо получение госгарантии размером 22 млрд руб. Никаких решений по итогам совещания принято не было, знает источник РБК. В аппарате Дворковича от комментариев отказались, в «Трансаэро» предоставить оперативный комментарий по поводу совещания не смогли. Однако сам вице-премьер сказал вечером в эфире телеканала «Россия-24», что правительство готово помогать авиакомпаниям, испытывающим финансовые проблемы, но «делать это нужно только в том случае, если есть понятная финансовая модель выхода из сложной ситуации». «Если нет, тогда придется смириться, что на рынке будет меньше авиакомпаний. Пока таких тяжелых решений мы не принимали», — сказал Дворкович.

Государство, конечно, хотело бы спасти «Трансаэро», чтобы минимизировать социальные последствия — увольнение работников компании и задержку пассажиров в аэропортах по всему миру, говорит Олег Пантелеев. Но в условиях, когда «Аэрофлот» и S7 не раз выказывали свою готовность вывозить застрявших пассажиров, вариант «не спасать» становится все более реалистичным, считает он.