Лента новостей
«Тяжело, дорого и долго». Вернет ли Intel лидерство мегафабрикой чипов 09:44, Статья В Белгороде и районе второй раз за сутки объявили ракетную опасность 09:31, Новость Матвиенко предложила три кандидатуры на должность главы Счетной палаты 09:12, Статья Площадь квартир в новостройках Москвы сократилась на четверть за 5 лет 09:02, Статья Росгвардия рассекретила документы о действиях ОУН в послевоенные годы 08:52, Новость Канада оштрафовала Binance почти на $5 млн 08:41, Статья Нарышкин усомнился в ускоренном принятии Украины в НАТО 08:33, Новость Курский губернатор сообщил о пожарах в Теткино после атаки дронов 08:10, Новость В Минобороны сообщили о пяти сбитых за ночь дронах в трех регионах 07:48, Новость «РИА Новости» узнали о начале проверки романа Сорокина «Наследие» 07:30, Статья Минобороны заявило о срыве попытки ВСУ форсировать Днепр 07:28, Новость В Грузии задержали участников акции в поддержку блогера Учи Абашидзе 06:51, Новость Калужский губернатор сообщил о ликвидации пожара на НПЗ после атаки дрона 06:43, Статья ХАМАС заявил, что Израиль отклонил предложение о временном перемирии 06:32, Статья Антонов обвинил Запад в уничтожении исторической памяти на Украине 06:14, Новость В Европе сообщили о рекордно низком уровне оптимизма по бизнесу в Китае 05:51, Статья Володин анонсировал заседание по утверждению премьера 05:34, Новость Посол Израиля заявила о важности для страны отношений с Россией 05:06, Новость
Газета
Конец мегастроек
Газета № 198 (1731) (2510) Общество,
0

Конец мегастроек

Средства ФНБ могут разложить по мелким проектам
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) ограниченны, а перспективы его пополнения туманны, констатирует Николай Подгузов, месяц назад пришедший в Минэкономразвития на должность замминистра курировать реализацию госпрограмм, инвестиции и институты развития. Поэтому лучше инвестировать деньги ФНБ в менее крупные, но более доходные проекты с меньшими сроками окупаемости. Проектов века России хватит, согласны в Минфине.

На Петербургском экономическом форуме в июне Владимир Путин назвал три больших инфраструктурных проекта, которые должны изменить облик страны и которые планируется проинвестировать в том числе за счет ФНБ: модернизация БАМа и Транссиба, Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) и высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва — Казань. Как позднее пояснял министр финансов Антон Силуанов, строительство ВСМ оценивается в 1—1,2 трлн руб., а на ЦКАД и БАМ-Транссиб потребуется 200 млрд и 300 млрд руб. соответственно. Из ФНБ на все три проекта будет потрачено только 450 млрд руб. (из имеющихся в фонде 2,8 трлн), а две трети необходимой суммы придется внести частным инвесторам. Сейчас средства ФНБ хранятся на депозитах в ВЭБе, а также в иностранных валютах и гособлигациях.

Экономическую проработку трех мегапроектов завершат в первом полугодии следующего года, рассказал Николай Подгузов. По двум из них (БАМ-Транссиб и ВСМ) уже имеются планы-графики, утвержденные правительством, в ближайшее время появится аналогичный документ и по ЦКАД, уточнил он.

Чиновники и эксперты не раз высказывали сомнения в окупаемости всех трех проектов и возможности привлечь частных инвесторов. В частности, об этом говорил вице-премьер Аркадий Дворкович. Вице-президент РЖД Вадим Михайлов предлагал поэтому вести речь только о бюджетном финансировании модернизации Транссиба.

Николай Подгузов расставил точки над i: «Будут серьезные частные инвестиции в эти проекты, но важно добиться правильной формулы для государственно-частного партнерства». Скорее всего, вложения в них будут иметь формат долгосрочных проектных бондов, привязанных к инфляции, поясняет Николай Подгузов. Такой формат ранее уже опробовали на крупных эмиссиях РЖД и ФСК. «Прин­цип возвратности средств ФНБ должен быть жестко соблюден», — подчеркивает замминистра. Фонд будет участвовать в проектах на условиях доходности инфляция плюс 1 п.п.

Приток частных денег в мега­проекты будет обеспечивать Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В фонде уже готовы инвестировать 60 млрд руб. в ЦКАД. Также к проекту проявили интерес два зарубежных суверенных фонда, среди них австралийский Macquarie. Вложиться в проекты может и суверенный фонд Абу-Даби, сообщили РБК daily в РФПИ.

Крупные иностранные инвесторы вполне могут заинтересоваться ставками в 6% годовых, уверен глава департамента оценки и инвестиционного проектирования «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. Строительство БАМ-Транссиб должно быть интересно китайским инвесторам, а проекты, связанные с ЧМ по футболу (магистраль Москва — Казань) интересны организаторам следующего ЧМ (2022 год, Катар) для получения нового опыта, говорит он.

Но многие экономисты все равно сохраняют скептицизм. Доходность, привязанная к инфляции, это плавающая доходность, создающая неопределенность для инвесторов, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: «Это вопрос доверия к государству, а если посмотреть на последнее решение по деньгам НПФ, сигналы для инвесторов поступают плохие».

Николай Подгузов согласен с главой Минфина Антоном Силуановым, что не нужно вкладывать средства ФНБ в другие мегапроекты, кроме оговоренных ранее Владимиром Путиным. Но в более мелкие — можно и нужно, «отбирая их по принципу коммерческой, социальной и бюджетной эффективности». При этом получить с них доход можно будет не через несколько десятков лет, а значительно раньше, указывает он.

Наталия Орлова считает важным не удариться в крайность и не начать гнаться за совсем уж быстрой выгодой. Экономист подчеркивает необходимость для страны именно мегапроектов, которые дадут не только доход, но и поспособствуют улучшению инфраструктуры и развитию регионов, что на частные деньги сегодня сделать невозможно.