Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
От станка в кожаное кресло
Лента новостей 12:09 МСК
В Оренбурге из-за кишечной инфекции госпитализировали 10 детей Общество, 11:08 В Екатеринбурге при пожаре в жилом доме погибли два человека Общество, 10:46 В Техасе жертвами торнадо стали пять человек Общество, 10:25 Правительство выделит почти 143 млн руб. пострадавшим от пожаров в Сибири Политика, 09:58 Трамп рассказал об оставленном в США администрацией Обамы «бардаке» Политика, 09:50 Очищение огнем: кто заплатит за мусоросжигательные заводы в Подмосковье Бизнес, 09:05 Белый дом рассказал об «очень дружелюбной» беседе Трампа и Дутерте Политика, 08:57 В Китае испытали крупнейший в мире самолет-амфибию Технологии и медиа, 08:47 Оливер Стоун объяснил свое желание снимать фильм о Владимире Путине Общество, 08:23 Ле Пен назвала евро «обузой» для Франции Политика, 07:28 Момент подбрасывания российских флагов на митинге Трампа попал на видео Политика, 06:45 В США прошли многотысячные акции против политики Трампа по климату Политика, 05:29 Трамп назвал первые 100 дней у власти «самыми успешными в истории страны» Политика, 05:19 Эдварду Сноудену вручили премию за вклад в защиту свободы слова Общество, 04:20 Трамп-младший назвал главные успехи своего отца на международной арене Политика, 03:56 Минкультуры ответило на сообщения об изъятии картин из центра Рерихов Общество, 03:17 Трамп ответил на вопрос о возможном военном вмешательстве в КНДР Политика, 02:24 В Киргизии объявили день траура в связи с гибелью людей при сходе оползня Общество, 02:04 В Турции прошла новая волна массовых увольнений госслужащих Политика, 01:39 Бастрыкин поручил проверить застройку Молодинского поля в Подмосковье Общество, 01:13 Порошенко лишил автора плана по аренде Крыма украинского гражданства Политика, 00:35 Минобороны привлекло 26 тыс. военнослужащих к тушению пожаров в Сибири Общество, 00:27 СМИ сообщили о найденных обломках разбившегося на Кубе самолета Общество, Вчера, 23:36 На борту разбившегося на Кубе самолета Ан-26 были военные Политика, Вчера, 23:33 Военнослужащий США погиб в районе Мосула Политика, Вчера, 23:03 СМИ узнали о введении плана «Перехват» после стрельбы на юге Москвы Общество, Вчера, 22:15 На Кубе разбился пассажирский самолет Ан-26 Общество, Вчера, 21:45 Министр по Brexit назвал грядущие переговоры с ЕС «сложнейшими в жизни» Политика, Вчера, 21:32
Газета № 177 (1710) (2609) 26 сен 2013, 00:05
Алина Евстигнеева
От станка в кожаное кресло
Эксперты предсказывают России производственный коллапс из-за дефицита инженеров
Фото: ИТАР-ТАСС

Вице-президент и управляющий директор кадровой компании Manpower­Group по России и СНГ Феликс Кугел предупреждает: в ближайшие годы из-за нерешаемых проблем на рынке труда в стране может случиться производственный коллапс. Если сейчас компаниям просто тяжело найти инженеров, а кадровый голод они пока компенсируют за счет работников предпенсионного и пенсионного возрастов, то через несколько лет разразится катастрофа: предприятия свернут производство.

Чтобы обратить внимание на эту проблему, ManpowerGroup провела исследование этого сектора рынка труда (имеется в распоряжении РБК daily). Были опрошены крупнейшие холдинги в нескольких регионах России, ежегодно привлекающие около 100 инженеров. Выяснилось, что, хотя компании и предлагают инженерам «шоколадные» условия, найти специалиста крайне тяжело. «Зарплаты инженеров в России растут в геометрической прогрессии. На сегодняшний день уровень их доходов вполне сопоставим с западным», — отмечает Феликс Кугел. Корочки диплома инженера дают право на зарплату на 40—45% выше средней по региону, к этому добавляются расширенный соцпакет и богатые возможности для обучения и карьерного роста. Несмотря на все это, поиск специалиста занимает до года.

«Катастрофический дефицит инженеров испытывают регионы с наибольшим числом производственных предприятий (например, Калужская и Ленинградская области), — рассказывает глава российского офиса ManpowerGroup. — Крупные западные автогиганты, которые открыли представительства в Калужской области, вынуждены бороться за каждого специалиста». Идет настоящая «охота за головами», в рамках которой трудолюбивых инженеров расхватывают со второго-третьего курсов вузов, говорит он.

«В моей практике был случай, когда нужно было отыскать российского инженера — стажера для французской производственной компании, — делится опытом Феликс Кугел. — Мы нашли молодого кандидата, который окончил университет и только-только начинал свой карьерный путь». Ознакомившись с резюме, французы сразу же предложили молодому человеку зарплату в 3 тыс. евро, расширенный соцпакет и компенсацию переезда, не оставив молодому человеку повода для раздумий.

Утечка мозгов на Запад — это не про инженеров, уверен Феликс Кугел. Во-первых, российские технические специалисты редко владеют в совершенстве английским языком. Во-вторых, стоимость жизни в Европе очень высокая, а налоги достигают 50%.

Причина катастрофической ситуации на рынке труда с инженерами в другом: большинство из них не идут наниматься по специальности, предпочитая применить свой талант в других сферах, в том числе создавая собственный бизнес. «Только каждый третий выпускник после окончания университета начинает поиск работы по специальности. Ежегодно мы теряем свыше 130 тыс. новоиспеченных инженеров, — подсчитал Феликс Кугел. — Трагедия в том, что на сегодняшний момент у нас не подготовлена смена для тех инженеров, которые работают сейчас».

В последние годы интерес студентов инженерных специальностей к бизнес-дисциплинам действительно растет, подтверждает гендиректор «ВШЭ Инновации» Анастасия Тюрина. Активный интерес к ним проявляют студенты Московского физико-технического института (МФТИ) и Московского института электроники и математики (МИЭМ). «Сейчас уже заметно, что в МИЭМ стали приходить студенты с более высоким уровнем мотивации, в том числе с желанием создать свой бизнес», — говорит она.

Глава консалтинговой компании по подбору персонала Jacobson Partners Дмитрий Акопов тоже признает сложную ситуацию в этом секторе рынка труда. По его оценке, острая нехватка инженерно-технических кадров может наступить через 7-10 лет.