Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
От станка в кожаное кресло
Лента новостей 0:04 МСК
Lockheed Martin опубликовала видео первого полета гражданского Hercules Технологии и медиа, Вчера, 23:09 Лучшие предложения рынка наличной валюты  вчера, 23:00   USD НАЛ. Покупка 56,67 Продажа 56,75 EUR НАЛ. 63,50 63,40 Алексей Учитель не почувствовал давления на себя со стороны государства Общество, Вчера, 22:30 Правительство вместо запланированной экономии увеличит расходы бюджета Экономика, Вчера, 22:04 Группе «Иванушки International» запретили въезд на Украину Общество, Вчера, 21:57 Компания Абрамовича продаст свою украинскую «дочку» за $110 млн Бизнес, Вчера, 21:38 Полиция завела дело из-за стрельбы по автомобилю на Киевском шоссе Общество, Вчера, 21:35 После футбольного матча в Сочи МВД внесло в черный список 54 болельщика Общество, Вчера, 21:34 Лауреатами Новой Пушкинской премии стали поэт Жданов и художник Мессерер Общество, Вчера, 21:07 Пытавшийся отсудить у Грефа $750 млн бизнесмен обжаловал арест Бизнес, Вчера, 20:58 ВАК сохранил докторскую степень помощника секретаря Совбеза России Общество, Вчера, 20:54 Советник Трампа допустил ужесточение санкций против России Политика, Вчера, 20:49 В Госдуме сочли действия Милонова на первомайском шествии недопустимыми Политика, Вчера, 20:42 От Украины потребовали $325 млн на обеспечение по спору с Россией Финансы, Вчера, 20:19 «Евродон» займется производством баранины Бизнес, Вчера, 20:05 МИД назвал высылку российских дипломатов из Эстонии «враждебной акцией» Политика, Вчера, 19:53 Сноуден попросил отпустить обвиненного в призывах к терроризму математика Политика, Вчера, 19:50 Четырех подозреваемых в подготовке теракта в Москве арестовали до июля Общество, Вчера, 19:48 В Липецке из-за прорыва трубы на улице забил фонтан высотой с пятиэтажку Общество, Вчера, 19:36 Лишившийся домена ɢoogle.com россиянин подал в суд на Ru-Center Технологии и медиа, Вчера, 19:25 На юго-западе Москвы сгорел автобус Общество, Вчера, 19:01 Звягинцев назвал обыски у Серебренникова «политическим жестом устрашения» Общество, Вчера, 18:59 Грамотные деньги: как образование превращает сбережения в инвестиции Олег Шибанов, Ольга Щербакова Мнение, Вчера, 18:59 Володин раскритиковал правительство за дистанцирование от спорных законов Политика, Вчера, 18:50 Госдума отклонила запрос о проверке премий в «Роснефти» и «Газпроме» Политика, Вчера, 18:41 Неизвестный мужчина открыл стрельбу по детской площадке в Москве Общество, Вчера, 18:37 Виталия Чуркина посмертно наградили орденом «Слава Осетии» Политика, Вчера, 18:30 В Госдуме передумали вводить платный въезд в города России Общество, Вчера, 18:24
Газета № 177 (1710) (2609) 26 сен 2013, 00:05
Алина Евстигнеева
От станка в кожаное кресло
Эксперты предсказывают России производственный коллапс из-за дефицита инженеров
Фото: ИТАР-ТАСС

Вице-президент и управляющий директор кадровой компании Manpower­Group по России и СНГ Феликс Кугел предупреждает: в ближайшие годы из-за нерешаемых проблем на рынке труда в стране может случиться производственный коллапс. Если сейчас компаниям просто тяжело найти инженеров, а кадровый голод они пока компенсируют за счет работников предпенсионного и пенсионного возрастов, то через несколько лет разразится катастрофа: предприятия свернут производство.

Чтобы обратить внимание на эту проблему, ManpowerGroup провела исследование этого сектора рынка труда (имеется в распоряжении РБК daily). Были опрошены крупнейшие холдинги в нескольких регионах России, ежегодно привлекающие около 100 инженеров. Выяснилось, что, хотя компании и предлагают инженерам «шоколадные» условия, найти специалиста крайне тяжело. «Зарплаты инженеров в России растут в геометрической прогрессии. На сегодняшний день уровень их доходов вполне сопоставим с западным», — отмечает Феликс Кугел. Корочки диплома инженера дают право на зарплату на 40—45% выше средней по региону, к этому добавляются расширенный соцпакет и богатые возможности для обучения и карьерного роста. Несмотря на все это, поиск специалиста занимает до года.

«Катастрофический дефицит инженеров испытывают регионы с наибольшим числом производственных предприятий (например, Калужская и Ленинградская области), — рассказывает глава российского офиса ManpowerGroup. — Крупные западные автогиганты, которые открыли представительства в Калужской области, вынуждены бороться за каждого специалиста». Идет настоящая «охота за головами», в рамках которой трудолюбивых инженеров расхватывают со второго-третьего курсов вузов, говорит он.

«В моей практике был случай, когда нужно было отыскать российского инженера — стажера для французской производственной компании, — делится опытом Феликс Кугел. — Мы нашли молодого кандидата, который окончил университет и только-только начинал свой карьерный путь». Ознакомившись с резюме, французы сразу же предложили молодому человеку зарплату в 3 тыс. евро, расширенный соцпакет и компенсацию переезда, не оставив молодому человеку повода для раздумий.

Утечка мозгов на Запад — это не про инженеров, уверен Феликс Кугел. Во-первых, российские технические специалисты редко владеют в совершенстве английским языком. Во-вторых, стоимость жизни в Европе очень высокая, а налоги достигают 50%.

Причина катастрофической ситуации на рынке труда с инженерами в другом: большинство из них не идут наниматься по специальности, предпочитая применить свой талант в других сферах, в том числе создавая собственный бизнес. «Только каждый третий выпускник после окончания университета начинает поиск работы по специальности. Ежегодно мы теряем свыше 130 тыс. новоиспеченных инженеров, — подсчитал Феликс Кугел. — Трагедия в том, что на сегодняшний момент у нас не подготовлена смена для тех инженеров, которые работают сейчас».

В последние годы интерес студентов инженерных специальностей к бизнес-дисциплинам действительно растет, подтверждает гендиректор «ВШЭ Инновации» Анастасия Тюрина. Активный интерес к ним проявляют студенты Московского физико-технического института (МФТИ) и Московского института электроники и математики (МИЭМ). «Сейчас уже заметно, что в МИЭМ стали приходить студенты с более высоким уровнем мотивации, в том числе с желанием создать свой бизнес», — говорит она.

Глава консалтинговой компании по подбору персонала Jacobson Partners Дмитрий Акопов тоже признает сложную ситуацию в этом секторе рынка труда. По его оценке, острая нехватка инженерно-технических кадров может наступить через 7-10 лет.