Лента новостей
Raiffeisen не стал назначать цели после предупреждения из-за России 15:40, Статья Directum выпустил собственное решение на основе генеративного ИИ 15:40 Доля региональных застройщиков в Москве выросла вдвое за год 15:30, Статья Клуб Бензема объяснил его отъезд в Мадрид 15:27, Статья ПСБ увеличил бесплатные лимиты переводов по СБП 15:22 Умер основатель Всероссийской федерации грэпплинга и вице-президент ФСБР 15:18, Статья Акции китайского автопроизводителя NIO прибавили 23% на фоне роста продаж 15:18, Статья Умер первый гитарный герой Дуэйн Эдди 15:11, Новость Брошенные украинцами машины на границе с Молдавией. Видео 15:04, Статья Блиновская решила признать себя банкротом 15:02, Статья Фургон с мороженым задавил 29 детей в Киргизии 14:56, Статья Гидрометцентр пообещал москвичам заморозки 14:52, Новость Мосбиржа запустила дискретный аукцион после подорожания бумаг Qiwi на 22% 14:49, Статья В Кургане второй раз за неделю сменили главу города 14:47, Новость Дуров рассказал о своих украинских корнях 14:45, Статья В Standard Chartered назвали уровни поддержки биткоина ниже $60 тыс. 14:44, Статья Футбольная сборная России впервые за девять лет сыграет с Белоруссией 14:44, Статья Песков после обвинения России в ксенофобии задал четыре вопроса к США 14:35, Статья
Газета
Иконный переплет
Газета № 062 (3732) (2205)
0

Иконный переплет

Какие риски возникают в связи с передачей «Святой троицы» Сергиевой лавре
Для размещения «Троицы» в Сергиевой лавре нужно создать защитную капсулу с инертным газом, сообщили в Патриаршем совете по культуре. Условия передачи иконы будут обсуждены на встрече главы Третьяковки с патриархом Кириллом
Молодой человек фотографирует икону художника Андрея Рублева «Троица» в Третьяковской галерее
Молодой человек фотографирует икону художника Андрея Рублева «Троица» в Третьяковской галерее (Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости)

Один из главных шедевров русской религиозной живописи, «Святую Троицу», написанную Андреем Рублевым в XV веке, власти решили передать из Третьяковской галереи в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Искусствоведы и специалисты по древнерусскому искусству называют икону «тяжелым больным». В каком состоянии сейчас находится «Троица» — разбирался РБК.

Шедевр с «хроническими заболеваниями»

Как следует из условий передачи иконы, озвученных РПЦ, сначала «Троица» в течение года будет выставлена в храме Христа Спасителя для общенародного поклонения, затем ее перевезут в Троицкий собор лавры. Пока точные сроки перемещения иконы официально не называются. Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси уточняла, что решение было принято «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». За день до этого стало известно, что Эрмитаж передаст Александро-Невской лавре раку (гробницу) Александра Невского.

Дорога в храм: какие произведения искусства передавали РПЦ 15 мая пресс-служба патриарха сообщила, что президент Владимир Путин принял решение о возвращении церкви иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым, из Третьяковской галереи «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков объяснил решение Путина о передаче тем, что это «большая святыня, которую укрывать в фондах музея, не совсем соответствует чаяниям наших верующих»

Как сообщали в Минкультуры, икону выставят в храме Христа Спасителя 4 июня, на Троицу, затем ей предстоит плановая реставрация, после которой образ переместят в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В РПЦ пообещали хранить «Троицу» Рублева в соответствии с требованиями специалистов Третьяковской галереи. Икону передали в безвозмездное пользование, она останется в государственной собственности, также указывали в РПЦ. Специалисты неоднократно выступали против передачи иконы, так как она требует специальных условий хранения, — в частности, директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева отмечала, что передача «Троицы» из Третьяковки несет риски для иконы. «Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части: там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой», — предупреждала она.

«Троица» считается единственной дошедшей до наших дней иконой, полностью созданной Андреем Рублевым. Он написал ее для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря между 1422 и 1427 годами. До революции 1917-го она хранилась в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, а в 1929 году ее отправили в Третьяковку: с тех пор и до 2022 года она лишь один раз покидала стены галереи — во время эвакуации во время Великой Отечественной войны. В июле 2022 года икону впервые почти за 100 лет вывезли из галереи в Троице-Сергиеву лавру для богослужений в честь 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского (на фото: доставленная в лавру икона). После возвращения «Троицы» в Третьяковку искусствовед Ксения Коробейникова со ссылкой на Протокол заседания расширенного реставрационного совета утверждала, что после возвращения в музей на образе было найдено 61 «существенное изменение». Третьяковская галерея в ответ призвала «воздержаться от каких-либо преждевременных оценок» В мае Государственный Эрмитаж сообщил, что передаст Санкт-Петербургской епархии в безвозмездное пользование на 49 лет серебряную гробницу Александра Невского. Стороны заключили договор с возможностью продления, документ был согласован Минкультуры. В ведомстве отметили, что продолжат следить за «неукоснительным соблюдением мер сохранности» раки, а для сохранности памятника в Троицком соборе обеспечат необходимый температурно-влажностный режим. Рака остается государственной собственностью и частью Музейного фонда, подчеркнули в министерстве.

«В сегодняшней геополитической ситуации сакральное, символическое значение раки и гробницы Александра Невского как святого защитника и покровителя русского воинства и русской дипломатии гораздо важнее, чем их художественное значение», — сказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Саркофаг Александра Невского будут перемещать из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру в два этапа: сначала перенесут деревянные элементы памятника, а до конца года — саму серебряную раку, в которую потом поместят мощи.

Саркофаг Александра Невского выполнен из серебра, его вес составляет 1,5 т. Это комплекс памятников: в него, в частности, входит более старая деревянная с серебром саркофаг-рака, изготовленная в царствование Петра I и Ивана V, а также два постамента с декоративными трофеями. С XVIII века рака находилась в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1922 году она была изъята из собора, помещена в Концертном зале Эрмитажа (на фото) и с тех пор находилась там.

В декабре 2021 года патриарх Кирилл призвал вернуть раку князя из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру ради «восстановления исторической справедливости», то есть «возвращения раки в то место, из которого она насилием была изъята». Дирекция музея тогда возражала против передачи музейного экспоната церкви. По словам Пиотровского, Эрмитаж четыре раза спасал раку от разрушения — от переплавки в пользу голодающих (1922 год) и в пользу индустриализации (1929 год), во время блокады Ленинграда, эвакуировав ее, а также в данный момент, когда идут работы по реставрации В 2017 году Русской православной церкви на 49 лет был передан Сампсониевский собор Петербурга, который ранее входил в состав музейного комплекса «Исаакиевский собор». Сампсониевский собор сохранил в своем интерьере 141 предмет Государственного Музейного фонда, в том числе пятиярусный иконостас из 48 икон. Музейные ценности остались в соборе как «неразрывно связанные с интерьерами», они также были переданы во временное хранение. На фото: верующие во время литургии перед церемонией передачи собора в пользование РПЦ.

Иконы Сампсониевского собора охватывают период с 1720 по 1761 год. «Они имеют большую художественную и историческую ценность, так как Сампсониевский собор — один из немногих почти полностью сохранившихся храмовых комплексов первой половины XVIII века», — говорили в Союзе музеев России. На северной и южной стенах трапезной собора находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII века.

Музей оставил в соборе датчики, которые измеряют температурно-влажностный режим, а также назначил смотрителей, которые дважды в неделю осматривали состояние икон, отметил на церемонии передачи настоятель Сампсониевского собора архимандрит Серафим (Шкредь). Он добавил, что сохранность икон — зона совместной ответственности РПЦ и комплекса «Исаакиевский собор» В 2013 году в собор Иоанна Предтечи Зарайского кремля передали икону «Никола Зарайский» XVI века. Ранее она находилась в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве, куда была передана на реставрацию в 1966 году. Икона представляет собой изображение святого Николая, окруженное сценами жития в шестнадцати клеймах. Она является списком с еще более ранней иконы, прибывшей в Зарайск из Византии в начала XIII века.

В соборе образ поместили в специальную климатическую капсулу, датчики которой помогали вести постоянный мониторинг состояния иконы. Основная ответственность за сохранность была возложена на сотрудников музея «Зарайский кремль», а также были запланированы ежемесячные визиты в Зарайск реставраторов из ГосНИИ реставрации.

Собор Иоанна Предтечи расположен на территории Зарайского кремля в Московской области. В 1990-е годы кремлевский собор был возвращен Зарайскому благочинию Московской епархии Еще 3 фото
Фотогалерея

Заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания, член комиссии по взаимодействию Министерства культуры и РПЦ в области культуры, доктор искусствоведения Лев Лифшиц заявил РБК, что икону «категорически нельзя трогать и перевозить». «Все это грозит полной катастрофой и гибелью памятника», — заявил он. По словам эксперта, «Троица» сейчас лежит на столе в реставрационных мастерских. «Идет отслоение левкаса (грунтовый слой в иконописи. — РБК) от основы, [есть] подвижность досок, в которых есть дышащие щели, которые реагируют на любые подвижки, [идет] шелушение красочного слоя, который крайне трудно укрепляется, при том что этот процесс очень сложно остановить», — рассказал Лифшиц. По словам эксперта, за иконой нужно вести наблюдение, а также реставрировать, например «подклеивать каждую шелушинку, подводя под нее тончайшей иголочкой тончайшие капельки укрепляющего состава».

Политика
Лихачева предупредила, что «Троица» может «развалиться на части» <p>Елизавета Лихачева</p>

Заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева по научной работе, доктор искусствоведения Геннадий Попов также согласен, что икону нельзя перевозить, добавляя, что у нее множество «хронических заболеваний». Эксперт подчеркивает, что необходимо по крайней мере обеспечить максимально щадящие условия ее перевозки — создать специальную капсулу, в которой «Троица» будет храниться абсолютно неподвижно и будет защищена от любых внешних воздействий, в том числе от погодных и климатических изменений.

Бывший директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак сказала РБК, что присоединяется к опасениям профессионалов за сохранность иконы. «За больным нужен надлежащий уход. Для того чтобы он был цел и здоров», — пояснила она, добавив, что икона находится в «хрупком» состоянии.

Основа иконы состоит из трех деревянных досок, которые покороблены вследствие хранения иконы в ненадлежащих условиях в предыдущие столетия. Поэтому доски основы недостаточно прочно скреплены между собой, и это, естественно, влияет на сохранность грунта и красочного слоя, особенно в местах стыка досок, рассказывает директор Музея имени Андрея Рублева и член реставрационного совета Третьяковки Михаил Миндлин.

Эксперты сомневаются и в том, что в Троицком соборе, где будет храниться икона, для нее будут созданы необходимые условия. Лифшиц напомнил, что находящийся сейчас в соборе иконостас также относится к периоду времени, когда, предположительно, была создана «Троица» (20-е годы XV века), однако условия, необходимые для икон такого возраста, по его словам, не были организованы.

Точная дата создания Андреем Рублевым «Троицы» доподлинно неизвестна. Считается, что иконописец мог создать икону либо в 1411 году, либо в 1420-е годы (на сайте Третьяковки датами создания «Святой Троицы» указаны 1422–1427 годы с пометкой «вероятнее всего»). Икону Рублеву заказал ученик преподобного Сергия Радонежского Никон для только что построенного белокаменного Троицкого собора, настоятелем которого он был. Рублев, а также иконописец Даниил Черный руководили в том числе росписью собора фресками, однако они не сохранились.

До революции 1917 года «Троица» находилась в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, однако потом, пройдя через советские реставрационные мастерские и недолгую экспозицию в музее в Сергиевом Посаде, была передана Третьяковке в 1929 году. В годы Великой Отечественной войны икону вывозили в эвакуацию в Новосибирск, но в конце войны вернули в музей.

«Троица» — один из двух памятников, достоверно созданных Андреем Рублевым и сохранившихся до наших дней. Второй — фрески Успенского собора во Владимире.

Как «Троицу» вывозили на праздник в лавру

В июле 2022 года «Троицу» уже вывозили на два дня в Свято-Троицкую Сергиеву лавру для ее экспонирования в рамках торжеств, посвященных 600-летию обретения мощей Сергия Радонежского. В Минкультуры тогда сообщали, что для этого была создана специальная комиссия, следившая за сохранностью иконы. Для ее перевозки была изготовлена специальная климатическая витрина.

Однако руководство Третьяковки тогда возражало против вывоза иконы. Как сообщал «МК», занимавшая тогда пост директора музея Зельфира Трегулова в письме в Минкультуры отмечала, что расширенный реставрационный совет принял «единодушное решение о невозможности выдачи «Святой Троицы» для участия в богослужении в Троице-Сергиевой лавре в связи с тем, что риски необратимых повреждений памятника в этом случае очень велики».

Как отмечает Миндлин, сейчас икона находится в «относительно стабильном состоянии», однако после возвращения в прошлом году из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, по отчету реставраторов Третьяковской галереи, на поверхности был зафиксирован 61 участок с отставанием грунта и красочного слоя от основы.

В конце сентября искусствовед Ксения Коробейникова опубликовала протокол заседания расширенного реставрационного совета, оценивавшего состояние «Троицы» после транспортировки. В документе говорилось, что последствия перевозки иконы серьезны и «могут угрожать существованию древнего и хрупкого памятника».

Почему совет Третьяковки выступал против передачи иконы

В начале недели в Третьяковской галерее прошло расширенное заседание реставрационного совета, в котором принимали участие эксперты Третьяковки и других музеев. Во время совета обсуждалась возможность передачи «Троицы» церкви. Заведующий лабораторией климата музеев и памятников архитектуры ГОСНИИР, инженер-реставратор высшей категории и член секции научно-методического совета Министерства культуры Виктор Дорохов был на заседании реставрационного совета Третьяковской галереи. По его словам, там обсуждалась просьба РПЦ к министру культуры передать икону на празднование Троицы в лавру на несколько дней в начале июня. Специалист также уточнил, что на момент заседания у совета не было информации о решении передать икону в полное распоряжение церкви и этот вопрос не обсуждался.

Общество
Песков объяснил передачу «Троицы» Рублева РПЦ <p>Икона Андрея Рублева &laquo;Троица&raquo;</p>

Как рассказали несколько собеседников РБК, знакомых с ходом обсуждения, члены совета заняли консолидированную позицию, заключающуюся в том, что забирать икону из Третьяковской галереи нельзя. «Итог заключения расширенного реставрационного совета: тяжело больной памятник, который находится в реанимации. Реанимацией в данном случае являются реставрационные мастерские Государственной Третьяковской галереи», — пояснил один из них.

«Абсолютное большинство участников говорили о том, что в нынешнем состоянии икону куда-то перевозить крайне нежелательно. Здесь вопрос не столько в том, что несколько дней, а вопрос транспортировки. Она очень чувствительна к механическим воздействиям и к нестабильности температурно-влажностного режима», — сказал РБК Дорохов. Он также привел цитаты из протокола заседания: «В настоящий момент первейшей необходимостью для сохранения памятника является проведение консервационных мероприятий с целью стабилизировать состояние иконы с генеральной задачей сохранить икону для будущих поколений. Подобная задача прямо отвечает интересам Русской православной церкви, профессионального сообщества и всего российского народа. «Обсуждение вопроса участия памятника в мероприятиях вне музейных условий в любой форме возможно лишь при достижении стабилизации состояния его сохранности. Любое подобное обсуждение должно учитывать полученный в 2022 году тяжелый опыт по вывозу иконы на богослужение в Свято-Троицкую Сергиеву лавру».

«То есть специалисты видят, что икона в слабом состоянии, — комментирует постановление специалист по хранению, — с ней надо работать. Таким образом, возможность перемещения иконы не отрицается, но это сложная задача. Крайне сложная». Дорохов также отмечает, что после предыдущей транспортировки и размещения появились новые разрушения. «Думаю, что никто не сможет сказать, когда накопленный объем разрушений приведет к необратимым последствиям», — добавляет реставратор.

Церковь обещает заботиться о «Троице» «не хуже других»

На заседании расширенного реставрационного совета также присутствовал представитель РПЦ, настоятель московского храма Священномученика Климента Папы Римского, член Патриаршего совета по культуре, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, протоиерей Леонид Калинин.

В разговоре с РБК Калинин пояснил, что у него возник ряд вопросов, касающихся подготовки перевозки и размещения иконы в Троицком соборе. Например, для нее не был подготовлен специальный киот (защитное обрамление, предохраняющее икону от воздействия внешних факторов), в храме были поставлены кондиционеры и так далее. Однако протоиерей подчеркнул, что участники заседания совета пришли к выводу, что все вопросы решаемы совместными усилиями церкви и музейного сообщества, причем не в рамках конфликта, а в рамках сотрудничества.

По его мнению, нужно создать «специальную защитную капсулу, в которой может быть инертный газ, где «Троица» будет прекрасно себя чувствовать, где не будет опасности повреждений, грибков, перепадов температуры и влажности».

Дорохов также назвал условия, при которых подобные памятники могут быть переданы в распоряжении церкви: это создание изолированных климатических капсул, в которых возможно управлением климатом. «Для данной иконы не менее, если не более важно также исключение механических колебаний и вибраций», — подчеркивает реставратор.

Дорохов в разговоре с РБК отметил, что «Троица» находится в тяжелом состоянии и история с передачей такой иконы не имеет аналогов. «Состояние тяжелое, с ней работать и работать надо. Надо провести реставрационно-консервационные мероприятия, укрепить красочный слой и попробовать решить проблему укрепления иконы как целого, то есть досок. Как физик, я представляю весь объем исследовательской и практической работы, то есть там нужны не только реставраторы, но и исследователи механики, исследователи по температурно-влажным деформациям. Под методическим наблюдением нашей лаборатории передавались иконы из музеев в церковь, мы обеспечивали их сохранность в церкви. Но со столь сложной по сохранности иконой мы никогда не встречались, близко даже не встречались».

Как отмечает Миндлин, перевозка иконы должна осуществляться специализированным транспортом, в котором должны быть предусмотрены все возможные существующие амортизирующие устройства для гашения любых колебаний, которые могут привести к повреждениям памятника. Транспорт должен быть оборудован системами для поддержания необходимого температурно-влажностного режима. Для обеспечения сохранности иконы она должна находиться в неподвижном состоянии в условиях строгого соблюдения температурно-влажностного режима — температура в районе 19–20 градусов, влажность — около 50%. Допускается музейное освещение специализированными осветительными приборами.

По мнению Миндлина, для обеспечения сохранности иконы необходимо создать антивандальную витрину-капсулу из бронированного металла и пуленепробиваемого осветленного безбликового стекла (необходимого для адекватного визуального восприятия памятника) с системой бесперебойного поддержания необходимого температурно-влажностного режима. «Если памятник будет находиться в храме в такой витрине-капсуле, то его сохранности не будет ничто угрожать. Конечно же, при условии постоянного наблюдения за состоянием сохранности памятника профессиональными высококвалифицированными реставраторами», — считает директор Музея Рублева.

Общество
В РПЦ пообещали хранить «Троицу» в соответствии с требованиями ученых <p>Икона&nbsp;Андрея Рублева &laquo;Троица&raquo;</p>

Как будет оформлена передача «Троицы» РПЦ

По словам Калинина, ожидается встреча директора Третьяковской галереи Елены Проничевой с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, на которой, по его мнению, будет детальное обсуждение условий, которые потребуется создать в Троицком соборе лавры. «Это общее мнение руководства Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа: при том что решения руководства не обсуждаются, а выполняются, следует сделать все для сохранения святыни», — добавил он.

Возвращение «Троицы» будет поставлено на особый контроль патриарха, подчеркнул Калинин, добавив, что он, «безусловно, как человек церковный и в высшей степени ответственный, прекрасно понимает ценность этой иконы». 16 мая патриарх заявил, что сначала он обратился к главе администрации президента Антону Вайно с просьбой разрешить перенести икону из Третьяковки в храм Христа Спасителя на две недели в рамках празднования Троицы (в этом году приходится на 4 июня). В ответ на это президент принял решение о полном возвращении иконы РПЦ, пояснил патриарх. «Мы могли только мечтать о том, чтобы эта святыня была возвращена церкви, чтобы народ наш мог молиться перед этой святыней, испрашивая благословение Божие и на страну, и на церковь», — добавил он.

Протоиерей Леонид Калинин также подчеркнул, что возвращение «Троицы» в собор, для которого она когда-то была написана, «понятно и не может быть осуждаемо». «Количество светских туристов, как наших, так и зарубежных, посещающих Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, приблизительно равняется числу туристов, посещающих Третьяковку. И она будет доступна всем — верующим и неверующим, а находясь в своем родном доме, в его священной храмовой атмосфере, сможет оставить еще больший отклик в сердцах людей», — заключил он.

В Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РБК, в свою очередь, сообщили, что все необходимые условия для обеспечения сохранности иконы будут созданы. Там также отметили, что считают ничем не подтвержденными предположения, что Церковь «будет хуже заботиться о сохранности иконы, чем кто бы то ни было еще».

Пока никаких подробностей того, как будет осуществляться перевозка и размещение «Троицы» в храмах нет, утверждают в РПЦ. Глава правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Оксана Чернега) подтвердила РБК, что пока соответствующего договора нет, как и деталей юридического оформления передачи иконы.