Tinder-сюрприз
В октябре 2013 года Джессика Корбино, 27-летняя аспирантка Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, скачала мобильное приложение для знакомств Tinder. Джессика не искала себе пару, она писала диссертацию по социологии онлайн-дейтинга (знакомств в Сети).
Приложение Tinder использует информацию профиля в Facebook или Instagram. Оно показывает людей старше 18 лет в радиусе не более 150 км. В отличие от обычных сайтов знакомств здесь не нужно заполнять какую-то анкету, а общаться можно только с теми, кто тебе интересен. В профиле минимум информации — 100 символов — и фото. Можно ограничить выборку по полу и возрасту. Если фото нравится, листаешь вправо, не нравится — влево. После взаимного «лайка» («свайпа») открывается чат.
Корбино листнула вправо фото 20-летнего Шона Рэда, не подозревая, что он один из основателей Tinder. Но вместо приглашения на свидание Корбино получила предложение стать корпоративным социологом в Tinder. Девушка работает там до сих пор, сообщает Los Angeles Magazine.
Шон Рэд не единственный бизнесмен, кто использует технологии дейтинга для поиска сотрудников. На Западе при подборе персонала широко используется арсенал, уже зарекомендовавший себя в индустрии знакомств. Самый распространенный пример — собеседование с кандидатами в формате спид-дейтинга. За столом находятся рекрутер и соискатель. Для общения у них есть не более пяти минут. Когда время истекает, звенит звонок и соискатель пересаживается за стол к следующему рекрутеру.
Как сообщает Financial Times, рекрутеры Deutsche Bank предлагают всем кандидатам пройти онлайн-исследование. Данные обрабатываются, а затем на их основе составляется модель поведения соискателя, она сопоставляется с результатами тех, кто уже работает в компании. Работу получают те, кто психологически совместим с другими сотрудниками.
Рекрутеры вынуждены прибегать к разным уловкам, доставая востребованных людей, которые в данный момент не ищут работу. Многие ценные специалисты не размещают резюме на традиционных сайтах вроде Headhunter, «Работа.ру» и в «деловой» социальной сети LinkedIn. Во-первых, работодатели могут негативно на это реагировать, а во-вторых, хороших работников зачастую и правда все устраивает.
Известны случаи, когда хедхантеры добиваются встречи с потенциальным кандидатом под видом его клиентов. «Когда работала с продажами в люксе, для PRADA, например, ходила по люксовым магазинам и притворялась покупателем, создавала каверзные ситуации, отбирала кандидатов», — вспоминает свой рекрутерский опыт Мария Ковальчук, директор по развитию бизнеса GetIntet.
Используются и более изощренные схемы. Например, Евгений Терентьев, технический директор компании Bicotender, подыскивая сотрудников, как-то попросил помощника распечатать задачи по информатике и отправил его на конференцию по вопросам IT-безопасности в банках. Там он просил людей помочь решить задачи якобы для своего сына-старшеклассника. «Один из добровольцев стал нашим сотрудником», — рассказывает Терентьев.
У модного приложения знакомств Tinder для поиска успешных специалистов обнаружились свои плюсы. По данным сервиса SocialDataHub, в 2015 году в Москве среди пользователей этого сервиса было около 220 тыс. мужчин и 128 тыс. женщин Tinder. Костяк аудитории выглядит для хедхантера аппетитно — мужчины около 30 лет, которые любят технические новинки.
Рынок дейтинга
Tinder появился в 2012 году. В мире его используют более 100 млн человек. В России приложение начало набирать популярность во время зимней Олимпиады в Сочи.
Емкость дейтингового рынка России, по оценке J’son & Partners Consulting, достигает $50 млн — мобильные сервисы получают 15% выручки. Среди лидеров — «Мамба», LovePlanet, Wamba, Topface, Teamo, Pure, Tinder и Badoo.
Таинственный работодатель
В 2015 году Евгений Савельев, совладелец OOO «Открытые технологии», занялся поиском программистов и аккаунт-менеджеров. Его компания работает с большими массивами данных — исследует рынки и предлагает бизнес-стратегии. В штате было 30 человек, преимущественно аналитиков, но кадров не хватало.
Савельев открыл в прошлом году офис в Тольятти. По словам предпринимателя, средняя ставка разработчика там 30–50 тыс. руб., в несколько раз ниже, чем в Москве. Но как найти программистов? Савельев просмотрел сайты для поиска работы — подходящих кандидатов там не было, а обращаться к рекрутерам было дорого. По оценкам предпринимателя, каждая закрытая вакансия обошлась бы ему в 50 тыс. руб.
Савельев решил испытать Tinder. Предприниматель купил три китайских смартфона по 9 тыс. руб., завел «женские» аккаунты — фото попросил у симпатичных подруг. В профиле написал, что занимается подбором персонала, и начал листать вправо всех подряд. Чаты вел тоже от имени девушек. Первым делом спрашивал, чем потенциальный кандидат занимается. Затем уточнял место работы и предлагал вакансию. Если парень соглашался, предлагал созвониться по скайпу (звонили, правда, уже сотрудницы Евгения). После звонка приглашал на личную встречу, и только на ней кандидаты узнавали о том, что все это время переписывались с мужчиной. Немного расстраивались, но офер нередко принимали.
Программист Дмитрий Кузнецов завел аккаунт в Tinder, чтобы познакомиться с девушкой, а нашел новую работу у Савельева. Узнав, что за маской девушки скрывается Евгений, долго смеялся. «Я оценил креативный подход», — вспоминает Кузнецов.
В первый месяц эксперимента предприниматель нанял пять сотрудников. Проблем было всего две. Чтобы обойти стандартные правила и изменить геолокацию с Москвы на Тольятти, пришлось заводить платный аккаунт. И еще многие собеседники вместо делового общения предлагали непристойности.
«Сейчас у нас десять телефонов. Когда аналитику нечего делать, он сидит и переписывается в Tinder, Privet (российский клон Tinder. — РБК) и Pure (приложение для секс-знакомств. — РБК)», — рассказывает Савельев. За год предприниматель нашел в Tinder 18 сотрудников для своей компании и примерно столько же для компаний клиентов.
Приложение помогло сэкономить около 900 тыс. руб. на гонорарах рекрутерам и позволило найти новых клиентов. Первый клиент оказался владельцем строительной компании. Савельев все также от имени девушки спросил его, что он знает о конкурентах. Оказалось, что почти ничего. Так предприниматель продал маркетинговое исследование стоимостью 800 тыс. руб.
Подобным образом Евгений Савельев продал уже пять исследований — четырем клиентам из Tinder и одному из Privet. Приложение для поиска партнера для секса Pure пока результатов не принесло. Средний чек сделки от 500 тыс. до 1,5 млн руб.
Предприниматель действует на грани, но законодательство РФ не нарушает, считает юрист Алексей Пономарев: «Остается лишь моральный аспект обмана. Но он не рассматривается ни в Уголовном, ни в Гражданском кодексах. Только не очень понятно, как человек будет работать в компании, где собеседование началось с обмана».
Бизнес-пикап
Алексей Борисов, партнер подарочной компании «Биэлла» и организатор школы публичных выступлений ACT, часто использует Tinder не по назначению, хотя и не под видом женщины. Изучив целевую аудиторию приложения, он пришел к выводу, что 80% пользователей — трудоголики, которые ищут новых знакомств, зачастую не только романтичных. Борисов решил этим воспользоваться и начал искать через приложение сотрудников, партнеров и фрилансеров.
«Приложение для дейтинга — та же социальная сеть по интересам, а рекрутинг через «ВКонтакте» и Facebook уже давно стал привычным. Для компании рекрутинг в дейтинговых сервисах может быть способом выглядеть небанально, пробудить интерес у кандидатов. Если компании нужны молодые, амбициозные и пока не семейные кадры, вероятность встретить их там максимальна», — считает CEO приложения Privet Ирина Кузнецова.
Чтобы найти помощницу, Алексей Борисов разместил в профиле вакансию, настроил возрастной фильтр на 18–25 лет и начал «лайкать» всех подряд. «Я всем советую говорить в приложении всегда «да», и, если вдруг что-то идет не так, всегда можно сказать «чао» и удалить пару», — советует Борисов. На поиски ушла неделя, помощница работает до сих пор.
Одна беседа занимает около десяти минут. В целом схема выглядит просто: исходя из цели поиска редактируется описание профиля, настраивается фильтр (возраст, пол, регион), затем следуют массовые «лайки». После взаимного «лайка» предприниматель советует писать первым. По данным SocialDataHub, только одна из 128 девушек может написать первой.
Но для начала Борисов предлагает изучить профиль собеседника, выявить его интересы и начать диалог с отсылки к ним, а не с банального «как дела?». Второй вопрос — о занятости и работе. Если удалось найти общий язык, то за этим следует предложение встретиться.
За полгода Борисов провел 1500 чатов, с 1000 человек встретился лично, а 300 знакомств так или иначе помогли его бизнесу. Однажды предпринимателю понадобился мастер по полимерам. Три месяца поисков традиционными методами оказались тщетными. Решение нашлось в Tinder. Одна из собеседниц как раз писала научную работу по полимерам. Она помогла с поиском людей в научном сообществе.
По словам Борисова, он переписывается в Tinder по часу в день в свободное время. Закрыть вакансию и найти нужного специалиста иногда удавалось за день. Знакомые из Tinder готовы помочь бесплатно или за символическое вознаграждение. Так, фотограф провел бесплатную съемку, а дизайнер подготовил презентацию для международной выставки в Дубае.
Социальная адаптация
Социальные сети нередко обрастают новым функционалом, который зачастую вовсе не предполагали их создатели. Например, Facebook создавался как сайт для знакомств студентов Гарварда, а в итоге сеть охватила весь мир. «ВКонтакте» стала выполнять функцию файлохранилища и онлайн-кинотеатра: по данным евангелиста «ВКонтакте» Альберта Усманова, в 2015 году 4% аудитории использовали соцсеть как онлайн-плеер, несмотря на борьбу с «пиратами» Роскомнадзора.
YouTube из площадки для обмена любительскими видео превратился в глобальный онлайн-кинотеатр, где короткие фильмы нередко выкладывают профессиональные студии и рекламные агентства. Блогеры снимают короткие видео с ответами на популярные вопросы, создают тематические каналы и зарабатывают на рекламе.
Twitter оказался неожиданно хорош для организации массовых акций, а самая популярная и быстроразвивающаяся площадка для продвижения товаров — Instagram. Интернет-магазины трансформировали идею публикации фото и коротких роликов в инструмент для решения бизнес-задач.
Свидание на продажу
Алена Владимирская, основательница HR-агентства Pruffi, решила использовать Tinder для продвижения карьерных курсов «Антирабство». Она была убеждена, что мужчины с проблемами на работе склонны флиртовать и изменять женам. Это предположение подтверждает доктор социологических наук Сергей Самыгин: «Иногда новый роман призван повысить самоуважение мужчины после неудачи в карьере и служит средством психологической компенсации».
Владимирская решила, что продвижением могут заниматься девушки 18–30 лет, использующие приложение и проживающие в Москве. По плану Алены девушки общались бы с мужчинами, узнавали о делах на работе и, если все плохо, предлагали пройти курс «Антирабство» с пятипроцентной скидкой. За каждого клиента девушка получала бы 10% от чека, это примерно 1500 руб.
Чтобы найти подходящих девушек, Владимирской пришлось завести аккаунт в Tinder. Сначала она попробовала использовать фейковую страницу в Facebook, но ее заблокировали в первый же день. Оставалось завести реальный аккаунт. Хедхантера немного смущало, что больше 140 тыс. подписчиков узнают о том, что известная предпринимательница в сервисе для знакомств ищет молодых девушек, но Владимирская решила рискнуть.
Алена лично общалась с девушками и в итоге пригласила на встречу девять потенциальных кандидаток. Критерии отбора были простыми: приятная внешность, грамотная речь, широкий кругозор. Виртуальное общение ограничивалось общими разговорами о делах и интересах, и только на встрече девушки узнали, что от них требуется. Знакомиться с Владимирской очно пришли семь девушек. Одна из девушек отказалась от работы, остальные прошли инструктаж и даже разыграли несколько возможных ситуаций.
Результаты оказались непредсказуемыми. Только две девушки поддерживали связь с Владимирской. Причем одна из них привела на курс своего папу, а вторая — пять ухажеров. На этом эксперимент закончился. По словам Алены, повтора не будет.
Владимирская считает, что Tinder плохо подходит для поиска сотрудников в компанию: «Нигде мы о себе так много не врем, как в дейтинговых сервисах. Мы хотим выглядеть лучше, красивее, умнее, успешнее. Часто пишем не те имена, не ту работу, не тот доход. Приукрашиваем фото», — комментирует Алена Владимирская. Приложение для знакомств — это хороший инструмент для подбора исполнителей конкретной задачи, а не способ поиска постоянных сотрудников.
Следующим этапом в развитии рекрутинга Владимирская считает замену рекрутеров ботами. Роботы смогут найти всех возможных кандидатов из сотен баз одновременно, а главное, у них не бывает личных пристрастий.